Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях.
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Зорникова Валентина Владимировна

Материал состоит из презентации по заявленной теме, сообщения , которое сопровождает эту презентацию и плана логопедического занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

занятие-обобщение в виде квеста.

Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Цель: Закрепить умение отличать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Задачи:

  1. Закрепить умение находить твёрдые и мягкие согласные в словах.
  2. Развивать умение  чётко следовать инструкции (маршруту квеста)
  3. Развивать пространственную ориентацию при нахождении заданий квеста.
  4. Зазвивать умение коммуницировать в парах и команде при прохождении маршрута-квеста.

Ход урока.

1 Организация группы. Сообщение правил работы. Выдача маршрутов и листов выполнения задания.

2 Прохождение маршрута. (Во время прохождения маршрута учитель-логопед сопровождает и оказывает организующую и направляющую помощь).

Где?

Задание

Ответ

Вход в школу.

Встанте спиной к входной двери. Кто сидит  слева от вас?

Вахтёр. (дети сами должны догадаться или прочитать это слово, оно же является заданием № 1 в листе-задании)

3 этаж.  Как только вы поднялись на 3-й этаж поверните налево. Войдите в рекреацию.

 Первая дверь справа. Какое слово на двери.

Соответственно задание №2

2 этаж. Как только вы поднялись на второй этаж поверните на право. Войдите в рекреацию.

На стене рисунок. Встаньте спиной к дереву.

С какой стороны от нарисованного дерева находятся 2 совы?

Выбери правильный ответ.

1 этаж. Игровая комната.

 На двери игровой комнаты найди слова в которых, мягкость  согласных обеспечивает «ь».

Переход в столовую.

Сколько кранов для мытья рук?

Что находится над ними?

3 этаж . Библиотека.

Стенд, который рядом с библиотекарем.

Какая фраза написана  внизу?

+Задание повышенной сложности.

 2 этаж. Как только вы поднялись на второй этаж поверните на право. Войдите в рекреацию.

На стене рисунок.

Перечисли какие фигуры висят на ветке

+ Задание повышенной сложности.

 Найди где в школе написана фраза…

Территория успеха

3 Подведение итогов.

Приложение Лист-задание:

Фамилия, имя:…………………………………………………………………………………

Лист-задание

Согласные твёрдые и мягкие.

  1. Подчеркни в слове только мягкие согласные.

ВАХТЁР

  1. Подчеркни в слове только твёрдые согласные.

МУЗЕЙ

  1. Подчеркни мягкие согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают  их мягкость.

      СЛЕВА

  1. Подчеркни согласные, которые смягчаются «ь».

ХОЛОДИЛЬНИК, ЗВОНИТЬ

  1. Обведи слово , где все согласные  твердые.

ЧЕТЫРЕ КРАНА,     ЗЕРКАЛА

  1. Подчеркни мягкие согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают  их мягкость.

Образец: секретарь

      ГОРОД, КОТОРЫЙ МЫ ЛЮБИМ.

  1. Подчеркни слова, где есть согласные, которые смягчаются «ь».

       КРУГ,  ТРЕУГОЛЬНИК, РОМБ, КАПЕЛЬКА,СЕРДЦЕ

  1. Обведи слово , где все согласные твёрдые.

ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучаем пространство Выполнила: учитель-логопед Зорникова В.В. МБОУ «СОШ № 169»

Слайд 2

Зрительно-пространственное различение Слуховое пространственное различение Кожно-осязательное (тактильное ) пространственное различение Костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение Анализаторы

Слайд 3

уровни овладения пространством: 1 УРОВЕНЬ – овладение пространством собственного тела 2 УРОВЕНЬ – пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела 3 УРОВЕНЬ – уровень вербализации пространственных представлений 4 УРОВЕНЬ - лингвистические представления ( пространство языка)

Слайд 4

Игра «весёлая тучка»

Слайд 5

8 4 6 3 1 2 9 5 7 1 Центральный 2 правый Центральный 3левый Центральный 4 верхний Центральный 5 нижний Центральный 6 правый верхний 7 правый нижний 8 левый верхний 9 левый нижний

Слайд 6

Принципы: Обеспечение постепенного усложнения заданий с переходом от более простых к более сложным формам деятельности с постепенным уменьшением помощи учителя . Использование игровой формы занятий



Предварительный просмотр:

Как отмечал  великий русский учёный -анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель, создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии[1] и научной системы физического воспитания.  Петр Францевич Лесгафт , каждая работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени  и умения справляться с этими соотношениями.  Для проблемы нарушений письменной  речи этот процесс имеет существенное значение, потому, что  в актах чтения и письма  происходит взаимная  трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов.

Прежде , чем подойти к решению задачи овладения письменной речью, ребёнок долго готовиться и не факт , что его психика  успевает созреть к началу школьного этапа своей жизни.

Как же  формируется пространственная ориентация у человека?

Уже на первых ступенях развития животного мира появились специальные органы – анализаторы , отражающие определённые отношения  во времени и пространстве. По конкретному способу отражения  мозгом человека  основных форм движущейся материи выделяют:

  • Зрительно-пространственное различение
  • Слуховое пространственное различение
  • Кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение
  • Костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение

Слуховой, зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение.

Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Это комплексное восприятие человеком собственного  тела носит название « схемы тела» (Б. Г. Ананьев).  В первые месяцы жизни ребёнок играет со своими ручками и ножками как с любым посторонним предметом. Собственное  пространство тела ощущается ребёнком, по видимому ,  только у полости рта. Это пространство собственного тела постепенно расширяется  по мере формирования произвольных движений ребёнка- сначала рук, а затем ног. Целостная  схема тела складывается не сразу. Установлено, что первые движения ребёнка двусторонни (билатеральны). Односторонние (несимметричные) движения  наблюдаются  лишь спустя много недель после рождения. Пока не начнёт функционировать пирамидальный путь , ребёнок, двигая рукой в пределах своего зрительного поля , не обращает на неё внимания. Но как только происходит соединение поля зрения и поля действия , взгляд  следует за рукой , а затем её направляет. Деятельность пирамидального пучка может обнаружиться только после завершения миэлинизации,  что происходит быстрее в коротких путях (к рукам) и позже –в длинных (к ногам). Исследования Турнея показали, что миэлинизация происходит у правшей в правой стороне на несколько недель раньше, чем в левой. Процесс «дифференциациисобственного  тела» , т. е. установления латералиты , завершается , в основном , к  6-7  годам.

А если не завершается?

То это проявляется  растройствами речевого развития, которые становятся хорошо заметны с началом  школьного обучения. Энцифолограммы у таких детей почти всегда нормальны. Отмечается однако , более вялые, более ленивые волны, чем это позволяет возраст ребёнка. Иными словами , характер волн у детей с дисграфиями и дислексиями соответствует более раннему возрасту, что говорит об отставании созревания мозга , об отставании  развития.

Я хочу отметить еще, то что по исследованиям Мартыновой Р. И., Архиповой Е.Ф., Винарской Е, Н. у детей с дизартрией замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением и  письмом.

По работам  А.В. Семенович выделяют следующие уровни овладения пространством:

1 УРОВЕНЬ – овладение пространством собственного тела

2 УРОВЕНЬ – пространственные  представления о взаимоотношении внешних объектов и тела

3 УРОВЕНЬ – уровень вербализации пространственных представлений

4 УРОВЕНЬ -  лингвистические  представления ( пространство языка)

Это ориентация в так называемом квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, ряд натуральных чисел в математике, алфавит, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций (собака хозяина или хозяин собаки; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасён денвочкой. Кто кого спас?»).

Работа учителя-логопеда  в основном сосредоточена на  2 и 3 уровнях.  Так как 1 уровень формируется в раннем детстве,  а 4 уровень – есть результат хорошо развитых  1, 2  и  3 уровней.

      Я сегодня расскажу о своём опыте формирования пространственных представлений у младших школьников, который основан на нейрофизиологическом подходе. Основой моей деятельности являются рекомендации опубликованные в книге  « Изучаем пространство».  Авторы: Сунцова Анастасия Владимировна и Курдюкова Светлана Владимировна.

На начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми , у которых наблюдается дефицит пространственных представлений  важно использовать упражнения,  направленные на развитие представлений  о схеме собственного тела , таким образом создавая  предпосылки и основу для формирования  более сложных систем  ориентации в пространстве.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

  • Подними правую рку, левую руку
  • Покажи, где у меня правая, левая рука
  • Назови предметы, которые расположены слева от тебя ,  справа от тебя
  • Повтори за мной движения: правой рукой, что и я коснись носа (учитель напротив ученика т. е. зеркально) левой рукой коснись правого глаза, правой рукой левого уха….

Выполнение этого задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Далее идут упражнения на ориентацию в  окружающем пространстве. При этом учитывается что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади-спереди; вперёд-назад; и особенно слева-справа) страдает больше, чем в вертикальном направлении ( вверху-внизу; над-под).

ПОЧЕМУ?

Ориентировку на листе помогает развивать игра под названием «весёлая тучка»:

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой,  такой же рисуется на доске. В центре сетки находится тучка- точка, которая может перемещаться только на одну клетку в пределах данного поля.  Начало всегда ведётся только от центра.  Даётся  сигнал: вверх-вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «тучка». В данном примере это правый верхний квадрат.

   Постепенно ускоряется темп и  увеличивается  количество перемещений: от 2-3 до 8-10.  Для усложнения игры  детям предлагается  не двигать рукой фишку , а мысленно представлять её перемещение, глядя на  таблицу.

На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «тучки» и отвечают , где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия : «верх-низ», «право-лево», а так же дети запоминают названия квадратов. После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и  букв.

На примере этой игры я продемонстрировала вам принципы, которых придерживаюсь в своей работе по развитию пространственных представлений у детей, а именно:

  1. Обеспечение постепенного усложнения заданий с переходом от более простых к более сложным формам деятельности с постепенным уменьшением помощи учителя.

От совместной деятельности к самостоятельной, от развернутого процесса к свёрнутой форме, от разделённого действия к самостоятельному. Исходя из этого принципа все задания расположены  по степени возрастания сложности, поэтому выполнять их надо последовательно. Кроме того , в некоторых заданиях представлено несколько  вариантов , которые расположены  по степени возрастания сложности и уменьшения опоры и помощи. Так же надо помнить , что уровень развития  пространственных представлений  у каждого ребёнка может быть разным: один ребёнок в 7 лет может справиться легко с заданием, которое вызовет трудности у 10-летнего ребёнка.

  1. Использование игровой формы занятий.

Игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому, что играть – это весело , интересно , легко, это – это нравиться, а с другой стороны, всякая игра есть испытание воли, действие , подчинённое правилу, а значит , и способ сформировать произвольность. Пари этом игра как уже сформированная психическая деятельность становиться опорным процессом, над которым надстраивается познавательная мотивация с переходом к выполнению собственно учебных задач. Л. С. Выготский назвал игру «школой………произвольного поведения».

Не требуйте от ребёнка больше, чем он может на данный момент, но помните: то, что сегодня он может сделать только с вашей помощью, завтра  - сможет сделать самостоятельно

И далее, следуя принципам , о которых я сказала выше , я приведу примеры тех заданий , которые мы выполняем с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

«Формирование и развитие пространственных представлений у обучающихся с задержкой психического развития»

Этапы формирования и развития пространственных представлений  у обучающихся ....

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....

Конспект открытого занятия по развитию пространственных представлений у учащихся 3 класса коррекционной школы «Спасение принцессы»

Занятие для детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталось) начальной школы по развитию пространчственных отношений и навыков взаимодействия друг с другом....

Конспект дефектологического занятия на тему: «Развитие пространственных представлений» с обучающимися 1 класса (ОВЗ ЗПР)

Учитель-дефектолог: Тимошина Александра Вадимовна Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости....

Конспект занятия по познавательному развитию для школьников "Развитие пространственных представлений и зрительно-моторной координации

Цель: развитие пространственных представлений; вербального мышленияЗадачи:1.Формирование зрительно-моторной координации2.Развитие пространственных представлений3.Развитие мыслительных операций...