Эффективные приемы логопедической работы с младшими школьниками.
статья по логопедии

В данной статье описаны некоторые эффективные приемы работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в овладении предмета "Русский язык". Учитываются особенности детей с нарушениями письменной речи. Рекомендованы игры и различные упражнения для формирования навыка грамотного письма. Материал будет полезен как учителям-логопедам, так и учителям начальной школы,  ну и несомнено, родители смогут использовать данные виды заданий в самостоятельной работе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приемы логопедической работы с младшими школьниками.

Магадиева Анна Сергеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБОУ средняя школа № 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

По мнению Выготского Л. С. «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие, в свою очередь, овладение правильным чтением и грамотным письмом, – одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Любой педагог сталкивается в работе с детьми с рядом проблем. Одна из них – как сделать образовательный процесс максимально эффективным. Для учителя-логопеда массовой школы эта проблема еще более актуальна. Дети с аномальным речевым развитием, как правило, тревожные, неуверенные, часто страдающие логофобией и испытывающие коммуникативные трудности, отстающие в развитии познавательных процессов. Как обучение с нарушенным речевым развитием сделать удовольствием, а не мукой при максимальной эффективности? Как преодолеть хроническую неуспеваемость по родному языку и помочь реализоваться личности? Мой девиз: «Заинтересуй, а потом учи!». Хочу рассказать о некоторых приемах работы, которые обеспечивают положительную мотивацию обучения и позволяют добиться нужной динамики.

Начиная работать с ребенком с дисграфией, важно понимать, что письменная речь для него большой стресс. Поэтому я стараюсь избегать письма, давать побольше упражнений и игр. А еще практически у всех детей с дисграфией есть сложности саморегуляции. Поэтому важно использовать упражнения, которые развивают эти функции. Так что я соединяю упражнение на саморегуляцию простым речевым материалом.
     Огромную сложность для детей составляет прохождение тем, связанных с изучением звукового анализа, основы основ грамотного письма. Я применяю не традиционные звуковые схемы, а учу школьников выкладывать на парте мелкие камешки – символ твердых согласных звуков, комочки ваты или перышки – мягкие согласные, для обозначения гласных звуков я использую красные магниты-смайлы, которые изображены в виде поющих лиц.

Популярностью так же пользуются колокольчик: «Пусть колокольчик зазвенит над звонким согласным»; молоточек: «Пусть молоточек застучит над ударным гласным». Над выложенными на парте символами раздается звук колокольчика и молоточка в нужной позиции, тем самым дети фиксируют руку.

Дети, как правило, боятся диктантов. На первых этапах ребенку предоставляется выбор: «Ты можешь писать слово, а можешь заменить буквы точками (точечный диктант), то есть поставь столько точек, сколько букв в этом слове». Эту работу можно расширить: «Точку на месте ударного гласного замени на красный кружок, а место наиболее опасное для тебя, замени на восклицательный знак».

Так же я использую игру «Гласные – согласные».

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, памяти, быстроты мышления. В ней ребенок автоматизирует алфавит если он не автоматизирован, учится различать гласные и согласные и переключаться, а также тренирует оперативную память.
Ход игры: ребенок называет подряд все буквы алфавита и сопровождает это движением: на согласную букву подпрыгивает, на гласную хлопает.
Есть 4 уровня сложности, предлагаем ребенку выбрать свой уровень либо выбираем самый подходящий в зависимости от проблем и так, чтобы было не слишком просто и не слишком тяжело.
     Самый простой вариант. Для детей, которые не различают уверенно гласные-согласные, можно распечатать или написать алфавит, обвести гласные буквы красным карандашом и смотреть на него как на подсказку во время выполнения.
     Простой вариант. Для детей, которые не помнят порядок алфавита, но помнят гласные-согласные  рекомендую распечатать алфавит, смотреть на него как на подсказку во время выполнения.
     Вариант средней степени сложности. Выполнять без зрительной подсказки в виде алфавита.
     Сложный вариант. Взрослый выполняет вместе с ребенком, но иногда путает движения. Например, во время согласной хлопает, а на гласной подпрыгивает. Ребенок должен выполнять все правильно, не поддаваться на провокацию. Этот прекрасный вариант для импульсивных детей: он вынуждает ребенка оттормаживать первые реакции.

Ситуация выбора порождает желание работать, расширяет интерес к учебной деятельности. Чем комфортнее почувствует себя ученик, тем успешнее он будет. Таким образом, ничего не навязывая, решаем учебно-коррекционные задачи, а ребенок, который скорее выберет то, что ему по силам, получая удовлетворенность от работы, повышает самооценку.

На мой взгляд, учителю-логопеду массовой школы, который хочет добиться высоких результатов, необходимо:

  • Изучать ребенка, а не только его анамнез.
  • Использовать программы сопровождения.
  • Оказывать эмоциональную поддержку учащемуся, педагогам, которые с ним работают, и семье.
  • Учитывать темп деятельности, уровень развития познавательных процессов каждого ребенка.
  • Осуществлять работу с использованием современных технологий.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь/Собр. соч.: в 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.

2. Нугуманова Д. игра Гласные-согласные/Дисграфия 72| Школьный нейропсихолог, интернет сообщество.

3. Шаевская Н. А. Условия повышения эффективности логопедической работы с младшими школьниками/Научно-методический журнал «Логопед» 2009, №3 (35).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Физкультминутки в логопедической работе с младшими школьниками

Многолетняя практика показывает, что  у детей, с общим недоразвитием речи, отмечается более быстрое наступление утомления, снижение работоспособности, чем у сверстников без речевой патологии. Физ...

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

Педагогические приемы в работе с младшими школьниками

Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствую...

Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...

Эффективные приемы развития навыка чтения младших школьников

Упражнения активно влияющие на основные параметры чтения: скорость и осмысленность. Представлены варианты дидактических игр, направленных на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочн...