Мастер - класс "Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кудинова Наталья Игоревна

Мастер - класс "Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_-_klass_chg.docx36.99 КБ
Файл prezentatsiya.pptx100.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1

- Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.  

 -  В своей практике учителя практически на каждом уроке сталкиваются со следующими проблемами: 

Слайд 2

1. Дети имеют низкую скорость чтения;

2. Не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

3. Не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

4. Затрудняются кратко пересказать содержание;

5. Не понимают условие задач (на уроках математики);

6. Не понимают правила (на уроках русского языка).

- Сегодня на мастер - классе мы   остановимся только на некоторых методических приемах формирования читательской грамотности, которые работают наиболее успешно.

Слайд 3

- Тему нашего мастер - класса вы видите на экране!

- Работать вы будете парами. У каждой пары конверты с заданиями одного цвета, все конверты пронумерованы, в соответствии с номером задания.

- А теперь каждой паре нужно придумать и показать жест руками, что вы готовы к работе!

1

-  Предлагаю Вашему вниманию метод Валерия Борисовича Эдигея. Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм.

Слайд 4

- Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.

Слайд 5

- Прочтите слова.

гитр, онсл, утифл, афижр

(Тигр, слон, туфли, жираф.)

Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

(Лишнее слово – туфли, так как все остальные обозначают животных.)

- Постепенно переходим к более сложному заданию.

Задание: прочтите предложение.

ашНа анТя моркго апчлте.

Примечание: не меняя порядок слов в предложении, обязательно указываем заглавную букву и печатаем ее большой.

(Наша Таня громко плачет.)

- Достаньте из конверта №1 карточку с заданием.

Задание:

- Прочитайте.

НЬДЕ стал короче. Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет.

http://neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2014/06/1194662_1.jpg

               

- Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, самостоятельность мышления, творческое мышление.

        2

Приём «Всё наоборот».

Слайд 6

- Прочитайте предложения справа налево, начиная с конца.

- Выполните задание в конверте под №2, используя прием «Всё наоборот»

- Предложенный приём помогает увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания. 

Слайд 7

- Для обучения быстрому чтению можно использовать различные тренажеры, например:

- Предлагаю зайти на сайт: чтение. нет, выбрать уровень, скорость и как будете вводить предложение с учетом времени или без учета времени и выполнить тренажер

- Программа может работать в режиме, как тренировки скорости чтения, так и тренировки внимания.  

- Данные тренажеры я так же порекомендовала родителям, для занятий дома, конечно, чтобы был прогресс нужно заниматься 15-20 минут в день.

3

Слайд 8

Синквейн

- Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая   обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.  

Слайд 12

Рефлексия

- Уважаемые коллеги, на листе бумаги обведите левую руку.

- Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение.

- Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

Слайд 13

- Благодарю за внимание и проявленный интерес!

Приём «Всё наоборот».

Прочитайте предложения слева направо, начиная с конца.

вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз

Приём «Всё наоборот».

Прочитайте предложения слева направо, начиная с конца.

Вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз

Приём «Всё наоборот».

Прочитайте предложения слева направо, начиная с конца.

Вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз

- Прочитайте.

НЬДЕ стал короче. Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет.

- Прочитайте.

НЬДЕ стал короче. Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет.

- Прочитайте.

НЬДЕ стал короче. Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет.

«Синквейн»

1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.

«Синквейн»

1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.

«Синквейн»

1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема детского чтения

Слайд 2

Проблемы: - - дети имеют низкую скорость чтения; - не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание. не понимают условие задач (на уроках математики); не понимают правила (на уроках русского языка).

Слайд 3

Эффективные приёмы формирования читательской грамотности младших школьников

Слайд 4

Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.

Слайд 5

1) гитр , онсл , утифл , афижр 2) ашНа анТя моркго апчлте .

Слайд 6

«Всё наоборот» иктевйотолозежородактелкекчитп

Слайд 7

Сайт: чтение.нет Тренажеры по методике Федоренко - Пальченко

Слайд 8

« Синквейн » с о словом чтение

Слайд 9

СИНКВЕЙН 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь. 2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет. 3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме. 4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме . 5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.

Слайд 10

1. Чтение 2.Интересное, увлекательное 3.Помогает, учит, развивает 4.Кто много читает, тот много знает. 5.Знание

Слайд 11

ПРЕИМУЩЕСТВА: - учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; -увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас; -совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; -вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; -обостряется любознательность, наблюдательность; - развивает активное слушание; -повышается самооценка.

Слайд 12

Большой - для меня было многое важным и интересным , Указательный - использованные приемы в мастер – классе буду применять в своей деятельности , Средний - для меня было недостаточно данной информации, Безымянный - не все приёмы работы с текстом представлены ясно, Мизинец - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Слайд 13

«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь»

Слайд 14

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников

В статье  предлагаются приемы и методы формирования читательской  грамотности на уроках литерпатурного чтения....

ПРИЕМЫ, ТЕХНИКИ, РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье исследуются приемы и техники, способствующие развитию читательской грамотности у младших школьников. Особое внимание уделяется различным ресурсам, которые можно использовать в обра...

ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены различные методические приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности младших школьников....

Приемы формирования читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию читательской грамотности у младших школьников....