Приемы формирования читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
статья (4 класс)

Товчигречко Ольга Витальевна

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию читательской грамотности у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Товчигречко Ольга Витальевна

учитель начальных классов

МБОУ «Сосновская СОШ»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Приемы формирования читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию читательской грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, педагогические технологии, читательская грамотность.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами». И.Г. Песталоцци. 

В настоящее время каждому человеку приходится постоянно сталкиваться с огромным потоком информации, а для того, чтобы уверенно в нем ориентироваться, необходимо иметь элементарные навыки работы с ней. Поэтому главная цель образования – формирование функционально грамотной личности. Личности, которая способна использовать все приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения простейших жизненных задач, общения и социальных отношений.[1] А функциональная грамотность как раз и есть способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников, проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и обучающемуся в освоении нового вида учебной деятельности, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития личности.

Внеурочная деятельность так же направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но имеет свою специфику, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения. [2]

В начальной школе формирование функциональной грамотности ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В своей педагогической деятельности использую различные приемы по формированию читательской грамотности обучающихся. Начинаю работу сначала с простыми текстами, чтобы обучающимся хватило сил на обдумывание текста после его прочтения. Знакомясь с произведением, использую комментированное чтение, что способствует фактическому пониманию информации в тексте. Прогнозирование — это один из приемов формирования читательской компетенции. Например, при прочтении текста «Зайцы» Л. Н. Толстого, делаем паузу в чтении, задаем вопрос: «Как ты думаешь, зачем зайцы так поступают?» Выслушав ответы обучающихся, продолжаем чтение, закончив, «проверяем» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» прочитанное. Чтобы узнать, понимает ли ребенок всё, что до него пытаются донести —  использую прием «Толстые и тонкие вопросы». Часто на занятиях использую современные технологии: заполнение кластера, интерактивные страницы, различные задания на платформе Учи.ру, онлайн-тренажёры. Умение работать с информацией, читать  – это обязательное условие успешности.

С читательской грамотностью тесно связаны математическая и естественно-научная, а так же финансовая грамотность. Ведь не умеющий читать и анализировать человек не сможет адаптироваться в современном мире.

Для того чтобы у обучающихся процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно и последовательно, целесообразно использовать всевозможные тренажеры. Мной выбран тренажер для школьников из серии «Учение с увлечением» авторы: Буряк М. В. и Шейкина С. А. В нем собраны задания для формирования функциональной грамотности по всем четырём направлениям различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию.[3] Выполнение их способствует развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Таким образом, формирование функциональной грамотности обучающихся — задача каждого современного педагога. Процесс это непростой, ведь от самого учителя требуется и креативный подход, и творческое мышление, и использование инновационных форм и методов обучения. А успешное освоение компонентов функциональной грамотности на внеурочных занятиях поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, способную адаптироваться в постоянно меняющемся мире.   

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. / Н.Ф.Виноградова // Начальное образование. 2017 № 3. С. 3–7.

2. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н.М. Кузнецова.

3. Функциональная грамотность. Тренажер для школьников / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2024. – 116 с. – (Учение с увлечением)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников

В статье  предлагаются приемы и методы формирования читательской  грамотности на уроках литерпатурного чтения....

ПРИЕМЫ, ТЕХНИКИ, РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье исследуются приемы и техники, способствующие развитию читательской грамотности у младших школьников. Особое внимание уделяется различным ресурсам, которые можно использовать в обра...

ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены различные методические приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности младших школьников....

Мастер - класс "Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников"

Мастер - класс "Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников"...