Практикоорентированная встреча «Читать? Легко!» для родителей с детьми как способ повышения успеваемости в начальной школе.
статья по логопедии

Чудинова Ольга Ивановна

Традиционные формы взаимодействия такие, как родительские собрания, лекториумы, дни открытых дверей,  в большей степени направлены на пассивное овладение информацией. Формат практикоорентированной встречи позволяет передать родителю активную роль, а сам педагог является направляющим. Пример встречи «Читать? Легко!» подробнее раскроет формат такого взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitat_legko.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практикоорентированная встреча «Читать? Легко!» для родителей с детьми как способ повышения успеваемости в начальной школе.

Родитель – активный участник образовательного процесса. Успешное и плодотворное взаимодействие получается только при наличии понимания между учителем и законным представителем ребенка. Традиционные формы взаимодействия такие, как родительские собрания, лекториумы, дни открытых дверей,  в большей степени направлены на пассивное овладение информацией. Формат практикоорентированной встречи позволяет передать родителю активную роль, а сам педагог является направляющим. Пример встречи «Читать? Легко!» подробнее раскроет формат такого взаимодействия.

Представления родителей о помощи нечитающему ребенку ограничиваются временем пребывания за раскрытой книгой. Зачастую желание читать ребенок теряет из-за постоянной ситуации неуспеха, ежедневно сталкиваясь с трудностями при чтении книги. В силу возраста маленький читатель не может объяснить из-за чего буквы не складываются в слоги, а слоги в слова, а пересказать бессмыслицу, и вовсе, невозможно. Педагог имеет возможность объяснить причины и познакомить родителей с нейропсихологической структурой процесса чтения, где ярко показан механизм работы головного мозга и где спотыкаются «шестеренки».

Цель практикоорентированной встречи: познакомить родителя со структурой чтения, ведь это сложный психофизиологический процесс, который подразумевает совместную работу всех мозговых структур.

На встрече рассматривается важность энергетического блока мозга, который поддерживает тонус и дает возможность начать совершать любую психическую деятельность. Роль программирования, регуляции и контроля прослеживается через весь процесс чтения – найти страницу в учебнике, настроить себя на чтение, уметь остановиться в конце предложения и переключение от одной буквы к другой, в том числе проговаривание звуков. Пространственные представления красной нитью проходят по всему процессу: ориентировка на листе бумаги, найти место на странице, откуда начать читать, удержание текстовой строки, понимание предлогов. Нерешенные логопедические проблемы затрудняют ребенку проговаривание звуков, что приводит к непониманию прочитанного слова и потери смысла предложения. Все вышеперечисленные факторы, а также слухоречевая память, задействованы в понимании прочитанного материала.

Обратить внимание на трудности ребенка возможно через подготовленный диагностический материал, пока ребенок выполняет задание, родитель наблюдает и делает выводы, педагог ни в коем случае не оглашает свои заключения, только в личной беседе и только по просьбе родителя.  Параллельно с диагностическими заданиями предлагаются игры и упражнения для развития или коррекции слабого звена. Поддержать подкорковые структуры возможно через общий массаж, ежедневные прогулки в любую погоду, соблюдение режима дня с чередованием физической нагрузки и интеллектуальной. Немаловажно следить за качеством сна школьника. Тренировать функцию переключение помогут настольные игры с четкими правилами и последовательностью ходов, а подвижные игры стоит выбрать со «стоп-сигналами», например, игра «Запретное движение» [5]. Пространственные представления начинают свое формирование в раннем возрасте, уделяя внимание проговариванию направлений (право-лево), родители тем самым закладывают основу для освоения более сложных составляющих этого фактора.  Предоставив  инструментарий в руки взрослого, меняются детско-родительские взаимоотношения через совместные игры и времяпрепровождение.

В результате практикоорентированной встречи происходят значительные изменения во взаимоотношениях педагога с законным представителем, беседы меняют свой характер, становятся продуктивными и носят дружественный настрой, происходит общение на «одном языке», что позволяет повысить успеваемость обучающихся.

Список литературы:

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте  - М.: Академия, 2002.
  2. Лурия А.Р. Письмо и речь.  Нейролингвистические исследования (сборник) – М.: Академия, 2002.
  3. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет – М.: В.Секачев, 2016.
  4. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников –М.: В.Секачев, 2012.
  5. Игры «Запретное движение» https://disk.yandex.ru/i/tShG3YiNgryxBw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...

Табель успеваемости для начальной школы

Табель успеваемостиОбучающегося (щейся) 4 классаУчебно-воспитательного комплекса«Симферопольского экономического лицея»       201...

Презентация с итогами успеваемости в начальной школе за 2015-2016 уч. год

Доклад с презентацией сделан на итоговом пед.совете...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ , КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,...

Мониторинг успеваемости в начальной школе

Таблицы в формате excel-97-2003  удобно  использовать в работе для учета успеваемости в классе по четвертям и за учебный год...

Прием визуальной поддержки, как способ повышения эффективности в начальной школе для детей с РАС.

  Актуальной проблемой является сложность обучения детей с расстройством аутистического спектра. Учителя часто сталкиваются с тем, что проверенные методы работы с  детьми дают сбой, к...