Леворукий ребенок и проблемы в обучении – единое целое?
статья по логопедии

Шаповалова Елена Валентиновна

Леворуких также много среди людей ремесленных и творческих профессий. Ведь не случайно русский писатель Ни­колай Семенович Лесков избрал героем своего сказа именно левшу, ставшего символом «изрядного мастерства рос­сийского». Левши имеют явные преиму­щества в ряде видов спорта: фехтовании, теннисе, боксе. Но их почти нет среди операторов и диспетчеров пультов управ­ления, летчиков, машинистов.

«Наш ребенок — левша. Мы очень встревожены. Что нам делать?» — спра­шивают многие родители. Почему же леворукость вызывает такое беспокойст­во, волнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила Шаповалова Е.В

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №491 Красногвардейского района

Леворукий ребенок и  проблемы в обучении – единое целое?

Внимательно вчитайтесь в эти имена: Леонардо да Винчи, Мике-ланджело, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Дж. К. Максвелл, Альберт Эйнштейн, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн, Джордж Буш, Билл Клинтон, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Жанна Д'Арк, Эрне Рубик, Пол Маккартни, Иван Петрович Павлов, Владимир Иванович Даль, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн...

Все эти знаменитые люди были левшами. Леворукие дети обязательно должны знать эти имена — это будет способствовать формированию у них положительного самосознания.

Леворуких также много среди людей ремесленных и творческих профессий. Ведь не случайно русский писатель Николай Семенович Лесков избрал героем своего сказа именно левшу, ставшего символом «изрядного мастерства российского». Левши имеют явные преимущества в ряде видов спорта: фехтовании, теннисе, боксе. Но их почти нет среди операторов и диспетчеров пультов управления, летчиков, машинистов.

«Наш ребенок — левша. Мы очень встревожены. Что нам делать?» — спрашивают многие родители. Почему же леворукость вызывает такое беспокойство, волнение.

Дело, вероятно, в том, что любая непохожесть на большинство настораживает и вызывает необычный интерес. Леворукий ребенок с раннего детства находится в неблагоприятных условиях вследствие того, что постоянно испытывает «декстрастресс» — давление со стороны общества, состоящего из праворукого большинства, не поощряющего его природной склонности. Наиболее грубым проявлением этого давления является насильственное переучивание леворукого ребенка. При этом далеко не всегда учитывается, какой ценой достигает ребенок положительного эффекта, как это отражается на его здоровье и психическом развитии.

Установлено, что среди леворуких детей невротические расстройства, в особенности такие, как энурез, различные тики, заикание, встречаются чаще, чем среди праворуких. Причем возникновение и усиление невротической симптоматики хронологически совпадают с их насильственным переучиванием при поступлении в первый класс школы. У таких детей появлялись ранее не свойственные им астенические признаки: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на усталость в правой руке, головные боли. В этот период значительная часть детей становятся капризными, раздражительными, у многих учащается «реакция протеста» по отношению к родителям, воспитателям, педагогам.

Обычно, с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребенок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, и в первую очередь в овладении навыками письма правой рукой. Они, как правило, отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий и в классе, и дома. Пишут они медленно, с видимыми физическими усилиями. Отсутствие успехов в учебе и неправильное отношение окружающих могут привести к тому, что у переучиваемого леворукого ребенка пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятия, вплоть до прогулов.

Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевает навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций несколько сглаживается. Однако для многих из них вторжение в тонкий механизм нервной деятельности не проходит бесследно и может вызвать задержку психического развития, а нередко и нервно-психическую патологию.

Возможность переучивания левшей, безусловно, существует. Она обеспечивается пластичностью работы головного мозга человека. Однако полностью превратить левшу в правшу невозможно. Те нейрофизиологические межцентральные связи мозга, которые лежат в основе леворукости, остаются, т.е. у переучиваемого левши сохраняется профиль сенсорной и психической асимметрии, отличный от правшей.    

Многолетние исследования и наблюдения за леворукими детьми позволили установить качественно иной, не такой, как у праворуких, характер функциональной организации мозга и рассматривать этот контингент детей как группу риска.

В последние годы наметилась тенденция отказа от насильственного переучивания и терпимого отношения к проявлениям леворукости у детей, особенно это касается леворукого письма.

Но отказ от переучивания не решает всех проблем, а, наоборот, порождает целый ряд новых, начиная от методики специальных способов обучения письму, овладения трудовыми навыками, до постановки такой социальной проблемы, как изготовление специального оборудования, создание станков и приспособлений, которые бы достаточно просто трансформировались с учетом латеральных характеристик индивидуума. Об этом следует задуматься.

К сожалению, леворукое меньшинство, как правило, оставалось вне поля зрения медиков, педагогов, других специалистов, имеющих отношение к детям и подросткам. А ведь леворуких не так уж и мало среди детей. Установлено, что их количество в разных регионах страны составляет в среднем 7—13% (причем среди мальчиков их в два раза больше, чем среди девочек) и, что любопытно, намечается тенденция роста их числа. Следовательно, проблема леворукости приобретает еще большую актуальность и социальную значимость в наши дни.

Отсутствие единых и четких указаний по тактике поведения врача, психолога, педагога и родителей в отношении леворуких детей создает значительные трудности в воспитании, обучении и подготовке их к полноценному и самостоятельному труду.         Поэтому мы решили частично восполнить этот пробел.

Термином «рукость» обозначают устойчивое, закрепленное с возрастом предпочтение индивидуумом одной из рук в игровых, бытовых, учебных, профессионально-производственных действиях, т.е. устойчивое предпочтение одного из видов латерального поведения.

«Рукость» основывается на анатомо-функциональной асимметрии в системе двигательного анализатора головного мозга. До сих пор нет четкой теории происхождения «рукости». Существует множество гипотез, но ни одна из них не получила окончательного подтверждения. Считается, что в ее происхождении играют определенную роль как наследственные, так и социальные факторы, причем первые преобладают.

Большинство населения Земли — праворукие. Леворукость же — отклонение от типичного выражения функциональной асимметрии рук. Однако это отклонение само по себе не относится к числу болезненных, скорее является редко встречающимся вариантом нормы. Так же редко, как леворукость, встречается отсутствие устойчивого предпочтения какой-либо из рук или использование для одних действий правой, а для других — только левой руки. Это явление называется амбидекстрией.

Какова же должна быть тактика поведения взрослых с леворукими детьми? До 4—5-летнего возраста необходимо внимательно наблюдать за ребенком: у него может быть ложная леворукость (псевдо-леворукость) и ложная амбидекстрия (псевдоамбидекстрия). Этот период отражает определенный этап становления двигательной асимметрии рук. В этом возрасте допускаются осторожные попытки обучения праворуким действиям, но производиться они должны без какого-либо нажима, диктата, окриков. Незаметно для малыша надо создать более комфортные условия для правой руки: во время еды, рисования, лепки, игры и других действий необходимые ему предметы класть справа. При обнаружении сопротивления ребенка этим попыткам и упорного предпочтения им левой руки обучение праворуким действиям следует оставить. Тогда уже к 5—6 годам, до поступления ребенка в школу, проводят диагностику леворукости, поскольку к этому возрасту она должна окончательно сформироваться. Диагностика леворукости должен проводить специалист.                                                                                                   Сведения о леворукости ребенка необходимо записать в амбулаторную медицинскую карту, которая передается затем в школу, потом в подростковый кабинет, во взрослую сеть и наконец в военкомат.

Леворукий ребенок должен пройти консультацию у врача-невропатолога, который решит, можно ли считать леворукость у данного ребенка естественным явлением, или она является следствием заболевания центральной нервной системы (например, детского церебрального паралича), в результате которого ребенок вынужден предпочитать левую руку из-за слабости (пареза) правой руки.

У леворуких детей чаще, чем у праворуких, в анамнезе встречаются указания на осложнения в период беременности и родов, которые могут сказаться на ходе дальнейшего психического развития. Поэтому очень важно своевременно оценить степень нарушения  развития центральной нервной системы и определить конкретные рекомендации для данного ребенка.

Психогигиена и психопрофилактика при леворукости состоят из цепи взаимосвязанных и взаимопреемственных мероприятий. Их осуществляют воспитатели, педагоги, психологи и медицинские работники, которые должны осознать необходимость бережного отношения к этой уязвимой категории детей, выбора правильной тактики общения с леворуким ребенком, создания определенных условий для его развития и обучения. Главная их цель — как можно раньше выявить нарушенные функции и начать процесс коррекции.

В семье леворукого ребенка следует сохранять спокойную обстановку, обсуждение взрослыми этого факта проводить в его отсутствие, как можно меньше фиксировать внимание на его необычности, прийти ему на помощь, если дети во дворе или школе дразнят его, по возможности разрядить сложившуюся атмосферу. Повседневно в семье, в дошкольных и школьных учреждениях целесообразно поощрять использование этими детьми левой руки при овладении письмом, при рисовании, лепке, при обучении трудовым навыкам. На уроках труда следует специально продумать технику безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. Поощряется овладение теми видами труда, при которых леворукость не является препятствием. За партой или столом леворукий ребенок должен сидеть с левой стороны, чтобы не сталкиваться с правым локтем своего соседа по парте.

В домашних условиях место для выполнения уроков следует организовать таким образом, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

В игровой обстановке, во внеклассной работе следует учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней подвижностью. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания, чаще хвалить, так как им свойственна повышенная ранимость, впечатлительность, боязливость, неуверенность в себе, но в то же время ответственность, понимание социальных норм. Воспитателям и педагогам в личных беседах с леворуким ребенком следует объяснять вред сокрытия и маскировки леворукости, вселять в них уверенность в себе, ссылаться на положительные примеры из истории и литературы, рассказывать о большом вкладе леворуких в общечеловеческую культуру.

Для леворуких детей ведущей направленностью деятельности выступает общение. Именно общение служит источником положительного эмоционального подкрепления. Возникновение трудностей во взаимоотношениях со взрослыми и одноклассниками является для них травмирующим фактором. Это необходимо учитывать и создавать в этом плане благоприятную ситуацию.

Что касается интеллектуальных особенностей леворуких, то в целом интеллект у них в пределах нормы. Общая структура интеллекта, стратегия решения и способы выполнения заданий носят индивидуальный характер. У леворуких чаще, чем у праворуких, имеет место нарушение невербального интеллекта, особенно пространственного анализа и синтеза, зрительно-двигательных координации.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей желательно как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария: повышение общей эмоциональности, выразительности, образности, целостности изложения материала, вовлечение непроизвольной памяти, непосредственного чувственного восприятия, использование всякого рода схем, макетов и прочих наглядных пособий.

Одним из важнейших факторов успешной адаптации детей к школе является процесс овладения ими навыками письма. Особенно это становится актуальным в отношении леворуких детей. Письмо как особая форма речевой деятельности служит надежным индикатором состояния высших психических функций.

У леворуких детей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлении в пространстве и в целом худшее выполнение зрительно-пространственных задач. Это позволяет предположить, что леворуким детям в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма, так как при этом очень важны пространственные представления.

В самом начале обучения очень важно выбрать положение руки во время письма. Существует в основном две манеры леворукого письма. Первая, более распространенная, когда рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой, т.е. под строкой. При этом лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо. Вторая манера называется инвертной. В этом случае кисть повернута к груди пишущего, т.е. рука и ручка находятся над строкой, а лист бумаги наклонен влево. Леворукому предлагают самому избрать ту манеру письма, которая покажется ему более удобной и позволит не отставать в скорости письма от праворуких сверстников. При этом следует снизить требования к каллиграфической стороне почерка. Допустимы вертикальное написание букв или почерк с наклоном влево.

Важно соблюдать правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова при этом немного наклонена вправо, ноги всей ступней упираются на пол или подставку. Руки лежат на столе (или парте) так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, а правая придерживает лист .

Левая ладонь большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Ручку держат так же, как и в правой руке: она кладется на верхнюю ногтевую часть среднего пальца, придерживается ногтевой фалангой большого пальца, а указательный палец легко ложится сверху ручки на расстоянии 1,5—2 см от пишущего шарика.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он нередко путает правую и левую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует пометить цветным карандашом левую сторону листа, объяснив при этом, что здесь начинается строка.

Леворукому ребенку в значительно большей степени, чем праворукому, свойственно стремление к перевернутому, «зеркальному» письму. Для преодоления этого недостатка следует предложить ему писать буквы и слова по заранее заготовленным трафаретам. При этом полезна маркировка левой руки ребенка: надеть часы, браслет или любую яркую повязку и показать, что читать, писать следует от часов, т.е. слева направо или, например, буква Я (цифра 9 и т.д.) головой повернута к часам, а буква е (цифра 6 и т.д.)- от них. Вычитание, сложение, умножение в столбик производят по направлению к часам, а деление  от них. Таким образом, все усилия взрослых важно направить на создание необходимых условий жизни, воспитания, обучения и охраны здоровья этих детей, чтобы они чувствовали себя такими же полноценными членами общества, как и праворукие. Основная задача — всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка так называемого «декстрастресса», о котором говорилось в начале статьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукий ребенок в школе

 Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...

Как помочь леворукому ребенку дома

Рекомендации для родителей...

Леворукий ребенок в школе

Здесь описаны рекомендации для учителей по работе с леворуким ребенком...

Леворукий ребенок или школьные проблемы левшей.

Долгое время левшей всячески дискредитировали, но времена меняются, и сегодня среди психологов сформировалось мнение, что левши обладают незаурядным творческим потенциалом. Подтверждает это ...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...