Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
консультация по логопедии на тему

Юдина Елена Сергеевна

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, имеющих детей – левшей и учителей начальных классов

Материал подготовила:

учитель-логопед МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катава: Юдина Е.С.

Леворукий ребёнок.

  Мы живем в мире правшей и долгое время главной причиной давления на  левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где все технические средства рассчитаны на праворуких людей.
   Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем  это помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от учителей, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.
   Тем не менее, несколько лет назад ученые отметили:
"Число леворуких детей увеличивается в последние годы. Это связано с тем, что родители, педагоги перестали переучивать детей с левой руки на правую".
Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.

Чем отличается мозг человека-левши от мозга правши?

Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий. Каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.
Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль.
Как праворукость, так и леворукость объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. При доминировании левого полушария, ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Левое полушарие

1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера

Правое полушарие

1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера

Интересные факты о левом и правом полушарии мозга.

  • Было замечено, что более взрослые дети намного эффективней воспроизводят услышанное ранее слово, если его анализ выполнялся непосредственно левым полушарием.
  • Звуковые образы названий предметов хранятся в левом полушарии, а сами названия в правом
  • Есть предположение, что левое полушарие совсем не интересуют запахи, и вся информация, касающаяся обоняния обрабатывается правым полушарием.
  • При достаточном темпе развития речи у ребёнка левое полушарие обязательно начинает пресекать всякие попытки помощи правого собрата в лингвистических проблемах.
  • За наличие чувства юмора, в большей степени отвечает именно левое полушарие нашего мозга.
  • Работа правого полушария осуществляется автоматически, по заранее заданным программам, а левое произвольно управляет психическими процессами, принимает решение по любым вопросам, а правое ему подчиняется.
  • Левому полушарию нужно всего 2 года на усвоение грамматики языка. Правое трудится над освоением иностранного языка всю жизнь.
  • Правое полушарие главным образом отвечает за прошлое, а левое за будущее, и больше того – занято планированием текущей и намеченной на будущее деятельности.

Как узнать левша ребенок или правша?

Как же определить
левша или правша мой ребенок? В последнее время выявлено достаточное количество способов, с помощью которых легко и просто любой желающий может определить к какому типу человека относится их ребенок. Итак, попробуйте следующие способы:

  • Если ребенок совсем маленький, то тестом для определения ведущей руки у младенца будет наблюдение за тем, какой рукой он тянется к погремушкам, весящим перед ним, берет игрушку.
  • Попросите ребенка скрестить руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если ребенок попробует поменяете позиции рук, то испытает неудобство, так как он либо левша, либо правша.
  • Ребенок переплетает несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
  • Посмотрите, какая рука сверху у ребенка, когда он аплодирует.
  • Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.
  • Ведущей ногой является та, которой ребенок отталкиваетесь при прыжке.
  • Дайте ребенку карандаш или фломастер посмотрите какой рукой он будет писать или рисовать.

Часто у многих детей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Какие выводы сделали ученые о леворуких детях?

В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно сказывается на здоровье и адаптации в современном мире.
Если насильно  переучивать левшей (другими словами –  принудительно изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как правило, приведет к серьёзным негативным последствиям:

-у ребенка появится раздражительность, капризность, плаксивость;
-нарушения сна;
-потеря аппетита;
-регулярные головные боли;
-жалобы на усталость в правой руке;
-повышенная утомляемость;
-снижение работоспособности.

 Подготовка к письму леворукого ребенка.

Посадка при письме.

    При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

    В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

    Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук

    Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Положение кисти руки

    Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

 

Приемы держания ручки

    Существует несколько способов письма левой рукой.

    Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

    Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

    Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

    Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

    Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

   

 Для укрепления и развития руки, а так же координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание лент, шнуровка;
  • перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
  • всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;
  • плетение из ниток (лент, шнурков) закладок, ковриков, косичек
  • завязывание узелков, нанизывание бусинок на проволоку

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Консультация для учителей начальных классов "Развитие артикуляционной моторики"

Консультация для учителей с целью оказания методической помощи на уроках обучения грамоте...

Консультация для учителей начальной классов и родителей

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение пи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ По теме: «Виды хромосомных нарушений у детей: причины, последствия, прогнозы лечения».

    Болезни, обусловленные нарушением числа хромосом  - это трисономия, частичная трисономия, моносомия....