Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс)

Сорокина Марина Владимировна

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

на тему «Берёза – символ России»

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Тема: «Белая береза — символ России»

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать у обучающихся представления о характерных особенностях березы.

Задачи:

1. Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине.

2. Расширить знания детей о березе.

3. Развивать связную речь у обучающихся, обогащать словарь новыми словами и выражениями.

4. Расширять знания детей о художниках, рисовавших березу.

5. Поддерживать самостоятельность, творчество детей.

8. Развивать эмоциональную выразительность, коммуникативные способности.

Ход.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному из деревьев, которые растут в наших лесах. А поможет нам в этом загадка.

 Логопед:

•Стоит Алёнка: платок зелёный,

Тонкий стан, и белый сарафан.

•Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

Дети отгадывают (береза) .

Логопед: Правильно - береза. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой… Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Её вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Нигде в мире нет такого количества белоствольных красавиц. Поэтому и называют берёзу русским деревом.

- Наша Россия – большое и красивое государство. Как и у любого государства у нас есть свои отличительные знаки – символы. Что это за символы? Назовите. (Флаг, герб, гимн).

- Правильно, это флаг, герб и гимн. Они являются главными, официальными символами страны.

- Но помимо главных, официальных символов в России есть ещё символы – неофициальные, народные. Эти символы придумал народ. Береза тоже символ России.

Березки вошли в нашу жизнь очень давно. Народ любит её за красоту и пользу, слагает стихи и песни. Послушаем стихотворение.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится! Александр Прокофьев

Логопед: Давайте послушаем, какие приметы о березе мы знаем.

1.Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

2.Если с березы течет много соку, то быть лету дождливым.

3.Если  в начале октября лист с березы не упал - снег ляжет поздно.

4.Если березовые ветки бросить на огородные грядки - не будет гусениц на капусте.

5.Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб.

6.Овес сей, когда береза распускается.

7.Береза перед ольхой лист распускает

к сухому лету, если ольха вперед - к мокрому.

Логопед: Ребята, дерево живой или неживой объект? Почему вы так думаете? Дети отвечают, что дерево живое, потому что оно растет.

Логопед: Правильно, дерево - это живой организм, а значит его главная задача, подскажите мне (расти и размножаться). Молодцы. Давайте посмотрим, как меняется березка в течение своей жизни.

Просмотр фото: росток, молодая береза, старая береза.

Сравните кору молодой и старой берёзы.  Заметили, что кора старой берёзы груба и морщиниста, а кора молодой берёзы нежна и бела. Чем старше дерево, тем больше тёмных трещин. Ребята, а из каких частей состоит береза? Ответы детей (корни, ствол, ветки, листья) .

Логопед: Ребята, подумайте и скажите, зачем дереву корни?

Корень – самая важная часть растения, через него поступают питательные вещества из почвы, необходимые для роста и развития. Ствол – это опора растения, на нем располагаются ветви.

Логопед: - А вы знаете, зачем листья дереву? Листья очищают воздух, которым мы дышим, они поглощают вредные вещества, а выделяют кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Как мы можем помочь деревьям? Дети отвечают, что нужно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не обрывать листья.

Логопед: У всех деревьев есть кора. Кора березы называется береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит. Давайте все вместе повторим название березовой коры – береста. Повторим и название черточек-отдушин – чечевички.

Физминутка

Мы берёзку посадили,

Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд).

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла, (Потянуть руки вверх)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть)

Логопед: Ребята, вспомните, как называют березовый лес. Ответ детей (березовая роща).

Логопед: В березовом лесу всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. Скажите, а кого можно встретить в роще? Ответы детей (дети перечисляют животных, птиц, насекомых) .

Давайте сравним дуб и березу:

- у дуба ствол толстый, а у березы…

- у дуба ствол коричневый, а у березы…

- на дубе растут желуди, а на березе…

- у березы листья треугольные, а у дуба…

Логопед: Дети, посмотрите, как русские художники изображают березы. Просмотр репродукций картин на экране телевизора.

Логопед: Посмотрите на картину Саврасова «Грачи прилетели». Здесь природа только-только пробуждается весной, и оттого она такая хрупкая, нежная. Первыми возвращаются весной грачи, они облепили березы, ведь они прилетели в свои родные дома, в свои гнезда. А вот картина Куинджи «Березовая роща». Смотрим и будто слышим, как ручей тихо поет свою песню березам, а они его ласково прикрывают своими раскидистыми ветвями. Вот картина Левитана «Золотая осень», здесь мы видим, какая нарядная, невероятно яркая природа у нас осенью.

Во всех картинах чувствуется невероятная любовь художников к нашему русскому дереву. Береза прекрасна и любима в любое время года.

Логопед: Наши дети тоже любят рисовать. Давайте нарисуем березу.

 Логопед: Ребята, а вы знаете, как человек использует березу? Какая польза для людей? В старые времена, да и сейчас, начиная с 14 апреля, люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза являлась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов.

Берёзовые почки и листья используют при изготовлении лекарств. Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности. Очень ароматен и полезен настой берёзового гриба - чаги! Не зря его называют берёзовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий древесный эликсир - берёзовый сок. Но самый ценный березовый материал - это древесина. Она очень широко используется. Как вы думаете, где? Ответы детей: мебель, дома, бумага, посуда. Человек старается защитить и приумножить лесное богатство. Люди охраняют лес от пожара, очищают вырубки, чтобы через некоторое время на нашей земле вновь выросли березы-красавицы

Давайте скажем березе спасибо.

О чем мы сегодня с вами говорили. Понравилось в гостях у березы? А что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи (3 класс )

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи.     Речь- основа всякой умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, систематизировать, обо...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на тему: «Домашние животные»

Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать словарный запас детей по теме;- закрепить обобщающее понятие «домашние животные&raqu...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ЗПР) на тему «Леса и луга нашей Родины».

Сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповт...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В волшебном лесу» с обучающимися 2 класса с ОВЗ (ИН)

Занятия по развитию связной речи являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы по устранению недостатков речевого развития у обучающихся с ОВЗ (ИН)...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В волшебном лесу» с обучающимися 2 класса с ОВЗ (ИН)

Развитие связной речи является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы по устранению речевых недостатков у обучающихся с ОВЗ (ИН)...