Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида
    план-конспект урока (логопедия, 4 класс) на тему

    Исаева Галина Алексеевна

     

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.

    Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой».

     

    Цели урока:

    I. Формировать учения и навыки:

    а) замечать смысловые и логические ошибки в тексте;

    б) восстанавливать последовательность событий;

    в) понимать структуру текста;

    г) восстанавливать деформированные тексты.

    II. Развивать слоговой анализ и синтез слов.

    III. Развивать логическое мышление, память.

    IV. Воспитывать у детей чувство долга, доброты и взаимовыручки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_1_4_klass.docx18.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение СОШ № 101

    с углубленным изучением экономики

    Демского района городского округа г.Уфа

    Конспект логопедического занятия

    по развитию связной речи младших школьников

    в 4 классе VII вида

    Тема:

    Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой»

    Составитель: Исаева Г.А.,

    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

    МОУ СОШ №101

    Февраль, 2011 год

    Тема урока: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой».

    Цели урока:

    I. Формировать учения и навыки:

    а) замечать смысловые и логические ошибки в тексте;

    б) восстанавливать последовательность событий;

    в) понимать структуру текста;

    г) восстанавливать деформированные тексты.

    II. Развивать слоговой анализ и синтез слов.

    III. Развивать логическое мышление, память.

    IV. Воспитывать у детей чувство долга, доброты и взаимовыручки.

    Оборудование:

    Серия картинок "Зимой", текст на доске "Зимой", деформированный текст "Зимой" на каждого ученика, таблица с пословицами:

    Друзья познаются в беде.

    Добрые дела человека красят.

    Без беды друга не узнаешь.

    Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.

    Друг до поры - тот же недуг.

    Настоящий друг над твоей бедой не смеется, а рядом с тобой становится.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент. Игра «Цепочка слов»

    Здесь слова первого конец

    Началом стал второго ….

    - Сядет тот, кто продолжит цепочку слов.

    - Придумайте слово так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго  слова.

      На доске:

    Рыба – баран – ранка – камыш – мышка … .

    Сосна – (насос – сосна – карась … .)

    Туча – (часы – сычи – чижи – жилет – летчик … .)

    Яма – (машина – натура – ракета – тарелка – каша … .)

    II. Основная часть.

    1.Запись числа, темы занятия.

    2. «Порядок предложений в тексте». Беседа-повторение.

    (Учитель-логопед проводит диктовку).

    - Что вы записали в тетрадь? (Мы записали предложения.) Докажите.

    - Сколько предложений записали?

    - Из чего состоит речь?

    - Из чего строятся предложения?

    - Как связаны в предложении слова?

    - Какие предложения вы знаете?

    - Какие предложения произносятся с интонацией повышения голоса?

    - Какие предложения произносятся с интонацией понижения голоса?

    - Что называется текстом?

    - Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, заголовок.)

    - Что такое тема текста?

    - Что называется основной мыслью текста?

    - Что такое опорные слова?

    3. Поиск смысловых несуразностей. Анализ смыслового содержания текста.

      На доске:

    ЗИМОЙ

      На дворе зима. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. В маленьком пруду плавают дикие утки. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. Ребятишки рады зиме.

    - Прочитайте.

    - Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему? Объясните свой ответ.

    - Исправьте смысловые ошибки. Устно отредактируйте текст (1-2 ученика).

    4. Физкультминутка.
    Мы на лыжах в лес идем,                               Дети машут руками, словно работают

    Мы взбираемся на холм.                                лыжными палками.

    Палки нам идти помогут,

    Будет нам легка дорога.

    Вдруг поднялся сильный ветер,                      Вращение туловищем вправо и влево

    Он деревья крутит, вертит

    И среди ветвей шумит.

    Снег летит, летит, летит.

    По опушке зайчик скачет,                                Прыжки.

    Словно белый мягкий мячик.

    Раз прыжок и два прыжок –

    Вот и скрылся наш дружок!

    Хоть приятно здесь кататься,                            Дети садятся за парты.

    Надо снова заниматься.

    5. Восстановление деформированного текста. Редактирование.

      На доске:

      Встал Миша, отряхнулся. Весело ребятам зимой! Миша съехал в сугроб и упал. Ребята катались на лыжах с горы. Подъехал Вася и смеется.

    - Послушайте.

    - Прочитайте написанное на доске (1-2 ученика).

    - Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?

    - Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок предложений, т.е. отредактировать текст.)

    - Чтобы установить правильный порядок предложений в тексте, надо представить себе, что делали ребята.

      Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их.

    - Расположите данные картинки в правильной последовательности.

    - Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? (План.)

    - Что такое план текста? (План текста – это схема построения текста.)

    - О ком будет наш рассказ? (О Мише.)

    - Что в нем будет рассказываться? (Как Миша катался с горки.)

    - Первое предложение знакомит нас с героями рассказа. Или называет время, место событий. Оно привлекает внимание, словно открывает дверцу в текст и приглашает войти. Найдите и прочитайте предложение к первой картинке.

    Ребята катались на лыжах с горы.

    - Какое предложение соответствует второй картинке? Прочитайте предложение.

    Миша въехал в сугроб и упал.

    - Прочитайте предложение к третьей картинке.

    Встал Миша, отряхнулся. Подъехал Вася и смеется.

    - Последнее предложение текста (концовка) подводит итог сказанному.

    - Прочитайте его хором, с чувством.

    Весело ребятам зимой!

    - Прочитайте предложения по порядку так, как происходили действия (1-2 ученика).

    - Какое заглавие подойдет к тексту: «Зимой», «На горке», «В мороз»? Почему?

    - Запишите заголовок текста в тетрадь.

    Запись отредактированного текста в тетрадь.

    6. Анализ записанных текстов.

    «Нельзя кое-как, положась на удачу,

    Усвоить тему, решить задачу,

    Правильно сшить костюм без примерки.

    Каждое дело «просит» проверки».

    (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)

    - Прочитайте текст. (Зачитываются 3-4 работы.)

    - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

    - назовите признаки того текста:

    тема текста;

    основная мысль;

    смысловая связь между предложениями, правильный порядок предложений;

    заголовок, соответствует ли содержанию текста.

    - Всем ли понравился этот рассказ?

    - Что не понравилось? Почему?

    - Как вы оцениваете поступок Васи? (Подъехал Вася и смеется.)

    - Какую пословицу можно подобрать к данной ситуации?

    На доске:

    Друзья познаются в беде.

    Добрые дела человека красят.

    Без беды друга не узнаешь.

    Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.

    Друг до поры - тот же недуг.

    Настоящий друг над твоей бедой не смеется, а рядом с тобой становится.

    - А как бы вы поступили?

    III. Итог занятия. Рефлексия.

    - Что вы делали сегодня на занятии?

    - Повторите верные утверждения:

    •  Диалог - это речь учителя.

    •  Текст - это группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных по порядку.

    •  Тема текста - это то, о чем говорится в концовке текста.

    •  Опорные слова служат опорой текста, помогают вспомнить, восстановить его содержание.

    •  Основные части текста - это начало, основная часть, концовка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

    Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

    Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

    Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

    Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

    Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»

    Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...

    Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

    Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи (3 класс )

    Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи.     Речь- основа всякой умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, систематизировать, обо...