Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 1-4 классах
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Паньшина Ольга Викторовна

      Рабочая программа логопедических занятий, составленная с учетом рекомендаций адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью для занятий с детьми первого дополнительного, первого-четвертого классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_rabochey_programmy_panshina_ov.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу

«Логопедические занятия» в 1-4  классах

      Учитывая рекомендации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью для занятий с детьми первого дополнительного, первого-четвертого классов, составлена программа логопедических занятий.

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  № ФЗ-273;
  2. Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом  Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2015 г., регистрационный номер 35850);
  5. САнПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями на 22 мая 2019 года);
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
  7. Учебного плана ГБОУ  СО «Нижнетагильская школа-интернат №1, реализующая адаптированные основные образовательные программы» на 2020-2021 учебный год;
  8. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат №1, реализующая адаптированные основные образовательные программы».

Исходя из психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, на основании рекомендаций ПМПК, учителем-логопедом проводится работа над развитием речевой деятельности, формированием коммуникативных навыков, расширением представлений об окружающем мире, коррекцией индивидуальных пробелов в знаниях.

Цель логопедических занятий состоит в  диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Задачи (основные направления работы):

1.Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

4.Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-логопедической работы индивидуально и в подгруппах для детей с интеллектуальной недостаточностью для речевого и психофизического развития обучающихся, формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В содержании курса выделены основные этапы обучения ведущих  разделов, умений и навыков, которые связаны со своеобразием развития речевых способностей в соответствии с возрастными возможностями.

1 этап. На начальных этапах работы (1 класс) формируется психофизическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.

 2 этап. В дальнейшем (2-3 класс) преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения, развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных взаимоотношений; совершенствуются внимание, восприятие, память, что в совокупности составляет фундамент речевого развития.

3 этап. (4 класс) Осмысленное использование речевых средств.

Во время всего периода обучения необходимо обеспечение практики общения на доступном для учащихся уровне: операции с отдельными словами, с фразами (не объединенными смысловым контекстом), понимание вопросов, ответы на них, с фразовым материалом (объединенным смысловым контекстом) на фоне эмоциональной и семантически значимой для учащихся ситуации, с использованием диалогической и монологической речи.

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики и синтаксиса. Они предполагают знакомство учащихся с речевыми единицами (подготовительный 1 класс - звук, слог; 1 класс - слог, слово; 2 класс - слово, словосочетание; 3,4 класс - текст), их характеристиками, способами образования и формами употребления, то есть с речевыми нормами. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение над разнообразными языковыми явлениями, формами реализации речевых средств на основе формирования (подготовительный 1, 1 классы), развития (2-3 класс), совершенствования (4 класс), мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; психических процессов: восприятия, внимания, памяти, самоконтроля и саморегуляции. Цель этих занятий: уточнение представлений в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй); формирование соответствующих языковых обобщений, совершенствование устной и письменной речи. Работая над совершенствованием всех компонентов речевой системы, необходимо на разных этапах сосредоточить внимание на каком-то одном из них, придерживаться предложенной в программе последовательности.

В 1 классе на изучение  курса «Логопедические занятия» в учебном плане отводится 99 часов в год (3 часа в неделю, 33 учебные недели)

Во 2, 3, 4 классах – по 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год

Программа логопедического сопровождения школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия».1 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС. В программе отражены нормативные доку...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия (психологические)» 1-4 классы Вариант 2.1 (для обучающихся с нарушениями слуха)

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной...