Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Денисова Анастасия Сергеевна

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.

Задачи:

  • формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;
  • развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
  • развитие речи, внимания;
  • воспитание чувств доброты и уважения.

Оборудование: Ъ и Ь, карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР

по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.

Задачи:

  • формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;
  • развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
  • развитие речи, внимания;
  • воспитание чувств доброты и уважения.

Оборудование: Ъ и Ь, карточки

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

1.Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать.

Что же это за буква и на что она показывает?

- Вы сегодня исследователи, давайте проведём исследование.

Семя                семья

- Что будет если мы уберем Ь из слова семья? (получится слово семя)

- Что обозначает слово СЕМЯ (зерно)

- Что обозначает слово СЕМЬЯ (Папа, мама, близкие люди)                                                        можно свериться с толковым словарем.

- Это одинаковые слова? (Нет)

- Сравните, пожалуйста, что у вас получилось?

(В слове семя – 4 буквы, а в слове семья – 5 букв)

- На что показывает буква Я, стоя после М (На мягкость буквы м.)

- На, что показывает буква Я, стоя после Ь? (не знаем )

- Тогда посмотрите, что делает Ь знак? ( Он разрывает согласную и гласную)

- Правильно. Для этого после буквы м пишется разделительный мягкий знак.

- А теперь мы можем сказать тему нашего урока. ( Разделительные Ь и Ъ знаки)

2.    Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,  

Почему случилось так?

       Кто виновник? (Твёрдый знак)

Чем же интересны эти буквы?

(Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.

сели съели

-Что обозначает слово сели? (Сели на стул)

- Сколько букв в слове сели? (4 буквы)

-В слове съели сколько букв? (5)

- Почему? (Ъ знак стоит после согласного перед гласной)

- что делает Ъ знак? Показывает твердость согласного (разрывает согласную и гласную)

Какой вывод можно сделать?

3. Итак, нам прислали письмо. Вот о чём в нём говорится.

« Дорогие ребята. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

 «Ъ и Ь». (Чтение стихотворения). 
- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте. 

- Значит, эти знаки важны в русском языке?

Физминутка.

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок,

Ножкой топ – на носок,

Ножкой топ – каблучок,

Ноги вместе, сели, встали,

Все попрыгали …… устали

Вместе тихо поклонились,

И на стульчик опустились.

4. Ребята, давайте посмотрим, чем различаются Ь и Ъ?

Ь разделительный

Ъ разделительный

1) Пишется в середине слова;

1) Пишется после приставок перед корнем;

2) После согласных;

2) После согласных;

3) Перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

3) Перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: семья, платье.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: подъезд, объявление.

IV. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Спиши слова в два столбика:

в левый  - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твердым знаком. 

Об…явление, под…езд, обез…яна, под…ём, вороб… и, в…езд, 
счаст…е, здоров…е, об…ект, соловьи.

V. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Объясните пословицу, о чём она? (Оценивают не по внешнему виду, а по поступкам.)

В каком слове пишется разделительный Ь, а в каком разделительный Ъ? Почему?

Друзья, ученье нас объединяет.

Итог: Что нового вы узнали про ъ и ь знаки?

Почему они разделительные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Расширить и обобщить сведения об употреблении  Ъ и  Ь  знаков, построить модель орфограммы «Разделительный мягкий и твёрдый знак»...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

конспект урока МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Урок разработан по программе Рамзаевой "Русский язык" для учеников 3 класса...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...