Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о мягком и твердом разделительных знаках.
Задачи:
- формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь разделительный знак;
- развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
- развитие речи, внимания;
- воспитание чувств доброты и уважения.
Оборудование: Ъ и Ь, карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия в 4 классе | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР
по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о мягком и твердом разделительных знаках.
Задачи:
- формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь разделительный знак;
- развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
- развитие речи, внимания;
- воспитание чувств доброты и уважения.
Оборудование: Ъ и Ь, карточки
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Сообщение темы занятия.
1.Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
Что же это за буква и на что она показывает?
- Вы сегодня исследователи, давайте проведём исследование.
Семя семья
- Что будет если мы уберем Ь из слова семья? (получится слово семя)
- Что обозначает слово СЕМЯ (зерно)
- Что обозначает слово СЕМЬЯ (Папа, мама, близкие люди) можно свериться с толковым словарем.
- Это одинаковые слова? (Нет)
- Сравните, пожалуйста, что у вас получилось?
(В слове семя – 4 буквы, а в слове семья – 5 букв)
- На что показывает буква Я, стоя после М (На мягкость буквы м.)
- На, что показывает буква Я, стоя после Ь? (не знаем )
- Тогда посмотрите, что делает Ь знак? ( Он разрывает согласную и гласную)
- Правильно. Для этого после буквы м пишется разделительный мягкий знак.
- А теперь мы можем сказать тему нашего урока. ( Разделительные Ь и Ъ знаки)
2. Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твёрдый знак)
Чем же интересны эти буквы?
(Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.
сели съели
-Что обозначает слово сели? (Сели на стул)
- Сколько букв в слове сели? (4 буквы)
-В слове съели сколько букв? (5)
- Почему? (Ъ знак стоит после согласного перед гласной)
- что делает Ъ знак? Показывает твердость согласного (разрывает согласную и гласную)
Какой вывод можно сделать?
3. Итак, нам прислали письмо. Вот о чём в нём говорится.
« Дорогие ребята. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.
«Ъ и Ь». (Чтение стихотворения).
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Значит, эти знаки важны в русском языке?
Физминутка.
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок,
Ножкой топ – на носок,
Ножкой топ – каблучок,
Ноги вместе, сели, встали,
Все попрыгали …… устали
Вместе тихо поклонились,
И на стульчик опустились.
4. Ребята, давайте посмотрим, чем различаются Ь и Ъ?
Ь разделительный | Ъ разделительный |
1) Пишется в середине слова; | 1) Пишется после приставок перед корнем; |
2) После согласных; | 2) После согласных; |
3) Перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. | 3) Перед гласными Е, Ё, Ю, Я. |
4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Примеры: семья, платье. | 4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Примеры: подъезд, объявление. |
IV. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Спиши слова в два столбика:
в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твердым знаком.
Об…явление, под…езд, обез…яна, под…ём, вороб… и, в…езд,
счаст…е, здоров…е, об…ект, соловьи.
V. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Объясните пословицу, о чём она? (Оценивают не по внешнему виду, а по поступкам.)
В каком слове пишется разделительный Ь, а в каком разделительный Ъ? Почему?
Друзья, ученье нас объединяет.
Итог: Что нового вы узнали про ъ и ь знаки?
Почему они разделительные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков, построить модель орфограммы «Разделительный мягкий и твёрдый знак»...
Конспект логопедического занятия. 2 класс
Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....
конспект урока МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Урок разработан по программе Рамзаевой "Русский язык" для учеников 3 класса...
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...
Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.
Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки....
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”
Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...