Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР
консультация по логопедии

turlackova.dascha@mail.ru

 Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo.pptx2.56 МБ
Файл soobshchenie_na_rmo.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка как средство развития связной речи обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед Турлакова Д.П

Слайд 2

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Слайд 3

У детей с ТНР речевая несостоятельность проявляется как в невозможности оперировании языковыми средствами общения, так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.

Слайд 4

Сказка способствует активизации разных сторон речи детей: Обогащению словаря Формированию грамматического строя Развитию диалогической и монологической речи, и в конечном итоге – связной речи

Слайд 5

Этапы : подготовительный , о сновной, заключительный . Все эти этапы четко отслеживаются на каждом занятии.

Слайд 6

Первый этап - подготовительный Пальчиковый театр Теневой театр

Слайд 7

Кукольный театр Конусный театр

Слайд 8

Игровые упражнения

Слайд 9

Подготовительные упражнения Отгадай загадку о герое произведения Рассмотри иллюстрации к сказке

Слайд 10

Второй этап – основной Развитие мимики и интонации

Слайд 11

Этюды на воспроизведение черт характера «Жадный пёс» Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко . Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении. «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!» «Страшный зверь» Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту. «Прямо в комнатную дверь, Проникает хищный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся- У него горят зрачки- Испугаться хочется! Может это львица? Может выть волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!»

Слайд 12

Речевые игры и упражнения. «Эхо» Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста. Ход: «Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: - Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: - Ага!» Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…» «Едем, едем на тележке» Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. Ход: «Едем, едем на тележке, Собирать в лесу орешки, Скрип, скрип, скрип, Скрип, скрип, скрип. Листья шуршат - ш-ш-ш , Птички свистят – фить-пирью , фить-пирью , Белка на ветке Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок, Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза) Долго-долго ехали, Наконец, приехали!»

Слайд 13

Третий этап - заключительный Мнемотаблица к сказке « Заюшкина избушка» Иллюстрации сказки «Лисичка со скалочкой»

Слайд 14

Упражнение «Придумай свой конец сказки» Цель: Развитие мышления и воображения Предложить детям изменить и сочинить свой конец сказок. Например: Логосказка С.С.Фетисов «Как собака друга искала». «Человек не согласился приютить собаку, а прогнал…» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». « Заяц – хвастун не прыгнул со страха к верху, а побежал прочь ...». Упражнение «Придумай другого названия сказки» Цель: Развитие мышления и воображения, умения определять главную мысль текста. Предложить детям придумать новое название сказок.

Слайд 15

Нет предела творчеству при работе со сказкой. Пусть сказка станет путеводной звездой в развитии связной речи наших детей.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития связной речи обучающихся с ЗПР.

                                                              

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. 

         У детей с ТНР речевая несостоятельность проявляется как в невозможности оперировании языковыми средствами общения, так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи. Сказка является отличным средством для устранения речевых проблем.

 Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, а в сюжетах много повторов и подробностей. Тем не менее, сказки привлекают детей именно тем, что в них дается последовательное описание действий всех героев, присутствует завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, множество удивительных познаний. На сказках дети учатся оценивать не только поведение персонажей, но и свое собственное.

И конечно, сказка  способствует активизации разных сторон речи детей:

 Обогащению словаря

 Формированию грамматического строя

 Развитию диалогической и монологической речи, и в конечном итоге – связной речи

Именно сказки помогают сделать речь эмоциональной, образной, красивой.

Работа по развитию связной устной речи проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы четко отслеживаются на каждом занятии.

На первом этапе особое внимание уделяется способностям детей слушать и понимать направленную на них речь, а также укреплению лексико-грамматических структур в речи детей. В работу включаются разные виды представления сказки:

  • Чтение педагогом;
  • Проигрывание при помощи разного вида театра;
  • Использование игровых упражнений;
  • Использование сюжетных картинок по сказкам.

Перед знакомством с каждой новой сказкой обязательно проводятся подготовительные упражнения (отгадай загадку о герое произведения, рассмотреть иллюстрации к сказке и предположить о ком мы сегодня будем читать).

На втором этапе большое внимание уделяется развитию интонационной и невербальной выразительности речи детей. Для этого используются упражнения на развитие мимики, интонации, которые отрабатываются при помощи различных игровых упражнений. Через мимику, жест, позу дети учатся передавать отдельные черты характера героев (жадность, замкнутость, трусость, смелость). Речевые упражнения воздействуют на эмоционально-личностную сферу ребенка, развивают чистоту произношения, улучшают интонационную окраску речи, развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.

На третьем этапе особое внимание уделяется закреплению способности к связному, последовательному и выразительному повторению литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сказок. В работу с детьми входят следующие задания:

  • Составление рассказа на основе зрительного восприятия.
  • Придумывание другого конца сказки.
  • Придумывание другого названия сказки.

Достаточно большое место занимало в нашей работе обучение детей пересказу текста, так как это одно из наиболее эффективных упражнений в развитии связной речи детей.

      В заключение  хочется сказать, что нет предела творчеству при работе со сказкой. Пусть сказка станет путеводной звездой в развитии связной речи наших детей. Да здравствует сказка!

 

Список использованной литературы:

1.                  Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2.                  Мастерская слова / Л.Е. Стрельцова и др. Тверь: «Мартин»-«Полина», 1994.

3.                  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возрастаю. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

4.                  Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников.

Сказкотерания для детей дошкольного возраста...

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....