Сказка как средство развития связной речи.
статья по логопедии по теме

Черепова Ольга Геннадьевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_word.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

      Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.  

У детей с ТНР речевая несостоятельность проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения, так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи. Сказка является отличным средством для устранения речевых проблем.

     Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, а в сюжетах много повторов и подробностей. Тем не менее, сказки привлекают детей именно тем, что в них дается последовательное описание действий всех героев, присутствует завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, множество удивительных познаний. На сказках дети учатся оценивать не только поведение персонажей, но и свое собственное.

И конечно, сказка  способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Обогащению словаря
  • Формированию грамматического строя
  • Развитию диалогической и монологической речи, и в конечном итоге – связной речи

Именно сказки помогают сделать речь эмоциональной, образной, красивой.

Свою работу по формированию связной речи средствами работы со сказкой  я построила следующим образом:

1.Организационно-подготовительный этап.  На данном этапе решается несколько задач:

- знакомство детей со сказками. При этом сказку лучше не читать, а рассказывать. Это способствует формированию у детей  умения слушать и понимать монологическую речь, помогает лучше усваивать эмоциональную окраску речи и выразительность интонации.

- развитие диалогической речи и умения отвечать на вопросы по содержанию сказки. Желательно задавать вопросы, направленные не только на констатацию, но и   поискового характера (как? почему?), побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. С помощью одних вопросов можно выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

- активизация отдельных слов, с постепенным переходом к распространенной речи. С этой целью я собрала небольшую картотеку игр и упражнений. Вот некоторые из них:

1) работа со словом (сказка "Колосок")

  • Игра "Раньше и теперь" (названия приспособлений, которые использовались для выращивания и приготовления хлеба в прошлом, и тех, что используются в наше время)

Деревянная соха         -       тракторный плуг

Деревянная борона     -      металлическая борона

Сеятель (человек)       -       сеялка (машина)

Серп                             -       комбайн

Ветряная мельница     -      элеватор

Русская печь                -      хлебозавод

  • "Назови муку"

Из пшеницы _______________

Из овса ___________________

Из ячменя _________________

Из кукурузы _______________

  • Вспомни какие действия выполнял петушок в сказке? (по картинкам).

2) Работа со словосочетанием (сказка "Три поросёнка"):

  • Скажи со словом "Много"

домик - много ______

поросёнок - много _______

волк - много ________

  • Соедини имена героев сказки с относящимися к нему словами (ленивый Нуф-Нуф, голодный Волк, мудрый Наф-Наф).

3)Работа с предложением (сказка "Заюшкина избушка"):

  • Сократи предложение:

Через несколько дней хитрая лиса выгнала зайчика из его лубяной избушки на улицу.

  • Дополни предложение:

Петух выгнал.

  • Составь предложение из данных слов.
  • Составь предложение по схеме: Когда? У кого? Какая? избушка Что сделала?

2. Второй этап работы – пересказ

Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям).

На этом этапе для детей с ТНР наиболее эффективно использование  метода мнемотехники, приемы которого помогают корригировать особенности развития многих психических функций. Опираясь на схематичные рисунки, ребенок может последовательно вспомнить содержание сказки и пересказать ее, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Опыт показал, что мнемотаблицы нужно предоставлять готовыми только на первом – ознакомительном этапе. Для развития мнемических процессов важно научить детей составлять такие таблицы самостоятельно.

Кроме этого, детей целесообразно учить приемам композиционного оформления сказочного повествования. К таким приёмам относятся:

- традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»);

- концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»);

- связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.

На втором этапе хорош также прием «перевирания» сказки, когда в рассказывании знакомой сказки меняется существенное в героях и их поступках. Это ставит ребенка в активную позицию, заставляет его сосредоточиться, исправить запрограммированные ошибки взрослых («Красная шапочка» - желтая, в гости к тете и т.д.).

Живой интерес у детей вызывают и разыгрывание сказок, с использованием пальчикового театра, кукол, театрализованных постановок.

3. Третий этап - деятельностный (изменение, дополнение и сочинение сюжета сказок)

Возможны следующие варианты работы:

- изменение ситуации в знакомых сказках  («Гуси-лебеди» - если бы ни печка, ни речка, ни яблонька не стали помогать девочке?)

- сказка с продолжением (т.е. начало после конца) Н-р: сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес.

- сочинение собственных сказок по схеме развития сюжета. Такую схему можно составить к любому сказочному сюжету. Для этого детям задаются, например, следующие вопросы:

1) Жил-был... Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?;

3) Встретил... какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

5) Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

6) Если бы ты был одним из героев этой сказки, то на чьей стороне был бы ты? Почему?

Кроме данной схемы, в работе использую знакомые детям мнемотаблицы.

       В заключении  хочется сказать, что нет предела творчеству при работе со сказкой. Пусть сказка станет путеводной звездой в развитии связной речи наших детей. Да здравствует сказка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников.

Сказкотерания для детей дошкольного возраста...

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....

Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение....