Статья: «Развитие речи через коммуникативные игры»
статья по логопедии (3, 4 класс)

Приятного просмотра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_cherez_kom.igry_.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Развитие речи через коммуникативные игры»

Выполнила: Лепадату Людмила Анатольевна

А)Пояснительная записка:

Актуальность:   Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. Дети не имеющие навыков общения с другими детьми, часто становятся причиной недопонимания и ссор в детском коллективе.

Цель: Развитие навыков общения друг с другом и взрослыми , коммуникативности, доверия к миру

Задачи: Создать атмосферу для взаимодействия, помочь детям установить контакт, дать детям сведения о культуре общения через игры и упражнения, развитие диалектической и монологической речи.

Участники: Дети и учитель-логопед

Приемы: Игровая коррекционная форма, позиционное взаимодействие

Материал: работа на слух

Б) Основная часть

1 этап – подготовительно-информационный

1. Календарно-тематический план на месяц

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

СРОКИ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ.

- Обследование учащихся речевого класса школы, определение   структуры и степени выраженности речевого дефекта.

- Комплектование групп  для занятий.

- Составление расписания групповых и индивидуальных  занятий.

сентябрь

сентябрь и в течение года

к 15 сентября.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ.

в течение  года

3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ, ДОШКОЛЬНОЙ И ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

в течение года

4. ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

- Выступление на методических объединениях учителей начальных    

   классов и учителей-логопедов коррекционных классов.

- Выступления на родительских собраниях.

  Темы: «Активизация навыков словообразования учащихся  1-2 класса»    

             «Обогащение словарного запаса первоклассников во внеучебной деятельности»

             «Совершенствование связной речи детей-логопатов».

- Проведение консультаций для родителей.

- Посещение уроков учителей с целью выработки единой                    

  направленности в работе.

- Консультации для учащихся с нарушениями звукопроизношения.

- Консультации для учителей.

- Участие в работе МПК.

в течение года

сентябрь и в течение года

в течение года

в течение года

по мере надобности

в течение года

в течение года

5. УЛУЧШЕНИЕ ОСНАЩЁННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА.

- Изготовление пособий.

в течение года

6. ПОВЫШЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КВАЛИФИКАЦИИ.

- Посещение открытых занятий.

- Участие в работе методического объединения логопедов.

- Ознакомление с новинками методической литературы.

- Консультации в кабинете коррекции развития ребёнка.

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

7. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.

- Оформление журнала учёта рабочего времени, речевых карт, дневников наблюдений

- Составление отчётности.

в течение года

сентябрь, май

2. Модель взаимодействия с другими педагогами.

Музыкальный руководитель:

  • развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса;
  • формирует певческое и речевое дыхание;
  • обогащает словарь детей по лексическим темам;
  • участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
  • средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники;
  • взаимодействует со специалистами ДОУ по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.

Инструктор по физической культуре:

  • реализует рекомендации учителя-логопеда с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в пространстве;
  • подбирает индивидуальные упражнения для занятий с детьми, имеющими соматическую ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
  • способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества.
  • проводит (в том числе со всеми специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей
  • закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путем специально подобранных подвижных игр, упражнений.

Воспитатель:

  • создает предметную развивающую среду для своевременного речевого
  • развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.
  • проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
  • «Коммуникация» общеобразовательной программы воспитанниками группы, зачисленными в логопункт.
  • наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.
  • планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в логопункт.
  • участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в логопункт.
  • осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

Руководитель ИЗО студии:

  • реализует рекомендации учителя-логопеда с целью коррекции  нарушений мелкой моторики, ориентировки в пространстве и на листе;
  • подбирает индивидуальные упражнения для занятий с детьми, имеющими несформированное наглядно-образное мышление , замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии  восприятия цвета и формы;
  • проводит (в том числе со всеми специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
  • закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путем специально подобранных подвижных игр, упражнений.

Педагог-психолог:

  • проводит психологическое обследование детей, совместно со специалистами составляет интегрированный план;
  • разрабатывает и уточняет индивидуальные образовательные маршруты совместно с планом учителя-логопеда;
  • обеспечивает индивидуальные и подгрупповые занятия  по коррекции психофизических особенностей детей ;
  • консультирует музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя ИЗО студии по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса;
  • помогает в отборе содержания и методики интегрированных занятий;
  • обеспечивает коррекционно-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия со специалистами.

3. Методы и приемы направленные на развитие коммуникации:

- коммуникативные игры-упражнения;

- беседы на различные темы;

- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

- игры со словом;

- чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- спортивные, подвижные игры.

2 Этап- Практический-познавательный:

  1. Особенности речевого развития:

Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой по развитию связной монологической речи для русских и национальных школ.

Во-первых, ими определено, что речь – это деятельность, совокупность практических умений школьника, формирующихся в процессе общения. Язык же – это средство общения, знаковая система, используемая в речи для общения.

Во-вторых, в методике была осознана коммуникативная функция языка: речевые упражнения не сами по себе, а для целей общения, коммуникаций.

В-третьих, развитие речи в школе приобрело целенаправленность, стало связано с обучением следующим умениям: построению текста, составлению описания и т.д.

В-четвертых, были определены конкретные умения учащихся, над которыми работают и учитель, и учащиеся, что позволило сделать всю работу по развитию речи целенаправленной, более конкретной, дало основание говорить о системе в развитии речи.

До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями.

С.П. Редозубов, М.Л. Закожурникова, И.С. Рождественский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по ее совершенствованию.

Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке, формирование личностных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков и др.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и постепенно обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка». Психологи утверждают, что речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного обучения.

Методические исследования В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, Н.И. Политовой по развитию речи учащихся начальных классов направлены на обеспечение преемственности и непрерывности в развитии речи дошкольников и школьников на соответствующих уровнях обучения.

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Ребенок использует также и ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь - это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников — одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.

2.Перечень методик коммуникативного развития

1) Выбор по аналогии. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина - Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить ее на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.

2) Повороты фигур. Классификация. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина - Определение сформированности у ребенка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления.

3) Дополни набор. Н.И. Поливанова, И.В.Ривина - Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребенка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов

4) Методика "Запоминание 10 слов" (по А.Р. Лурия) - Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения

5) Изучение словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене - Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций

6) Фигура Тейлора, Рея-Остеррица - Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации

3. Картотека коммуникативных игр:

Игры предназначены для детей с нарушением речи от 5 до 7 лет.

  1. «Мышка».

Цель: развитие координации речи и движения,
согласованности игровых действий.

Дети встают в круг, ноги поставлены вместе, руки за спиной.  С помощью считалочки выбирается «мышка», она уходит за круг.
Дети поют песенку:
Мышка, мышка, где твоя норка,
Где твоя норка, где твой дом?
С окончанием песенки, дети подпрыгивают и ставят ноги на ширине плеч.
Пока поют дети, «мышка» бегает по кругу, а потом, по окончании песни, «мышка» останавливается за спиной одного из детей, пролезает у него между ног, встает перед ребенком и, показывая руками, пропевает:
Вот моя норка, вот мой дом.
На кого показала «мышка», тот становится водящим и уходит за круг. Игра повторяется.

  1. «Клубок».

Цель: развитие коммуникативных навыков,
координации речи и движения.
Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая  «клубок».
«Я по горенке иду, клубок ниток несу.
Клубок маленький, нитки аленьки.
Клубок катится, нитки тянутся.
Нитка дольше всех, перевёртов шесть».
При повторении слов, «клубок разматывается». В конце песни дети становятся в круг, поднимают руки.
«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась».
На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их.

Игры предназначены для младшего школьного возраста. 

 3)Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

4)Позвони другу
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два – 
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

5)Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

6)Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Учитель даёт задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

7)Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

8)Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

9)«Лебедь, рак и щука».
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

10)Игра «Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

11)На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Учитель предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

12)Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

4. Анализ фронтального занятия логопеда:

Тема:«Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц»  изолированно, в словах».

Дата: 6.02.2018

Продолжительность: 45 минут

Задачи:

  • Осознать необходимость различения звуков на слух
  • Развивать умение различать звуки изолированно, в слогах, в словах на слух и правильно обозначать их на письме

Общеобразовательные:

  • Закреплять знания о согласных [С],[Ц]
  • Учить различать [С],[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слух и правильно обозначать их на письме

Воспитательные:

  • Прививать любовь к устному народному творчеству
  • Воспитывать культуру поведения
  • Формировать гуманистические ценности
  • Развивать умение слышать и слушать друг друга
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух и восприятие
  • Звукобуквенный анализ и синтез слов
  • Развивать зрительное и слуховое внимание
  • Развивать зрительную и слуховую память
  • Развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью)
  • Обогащение словарного запаса

Материал: Цветные карандаши, карточки со словами и предложениями, интерактивная доска

Этапы

Содержание

Приемы

Методические указания

Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям отправиться в путешествие в сказку, предлагает взять для этого билеты

Кладет перед каждым ребенком карточки и предлагает их заполнить

Называет слова и предлагает находить указанные буквы из которых нужно составить новое слово и записать его в билете

 Использование сигнальных карточек при выполнении заданий 

Выявление главной дидактической цели

Актуализация необходимых знаний

Читает задание

Называет слова и предлагает находить указанные буквы из которых нужно составить новое слово и записать его в билете

Игра

Выбор методов и приемов для достижения цели

Организация познавательной деятельности

  • Спрашивает с какого звука начинается слово цапля?
  • А в слове аист есть этот звук?
  • Зато в слове аист есть звук, который похож на звук [Ц]
  • Предлагает построить домики аисту и цапле и сравнить их
  • Предлагает сформулировать тему урока
  • Предлагает составить таблицу, которая записывается на карточках

С

Ц

Согласный

Согласный

глухой

глухой

Губы улыбаются

Губы улыбаются

Кончик языка лежит внизу, упираясь в нижние передние зубы

Кончик языка упирается в нижние передние зубы

Воздушная струя длительная холодная

Воздушная струя быстрая холодная

твердый

твердый

Простой звук

Сложный звук состоит из звуков [Т] и [С]

  • Рассказывает сказку о аисте и цапле. На интерактивной доске картинки цапли и аиста.

Жил на краю болота аист, по другую сторону болота жила цапля. Подумал аист, что скучно жить одному и решил он к цапле посвататься.

-Жениться хочу. Пойдешь за меня? А цапля ему в ответ:

-Что-то ноги у тебя больно длинные да штаны короткие, и бегаешь ты неважно. Не пойду я за тебя, пожалуй, ты меня и прокормить-то не сможешь. Вздохнул аист и поплелся восвояси. Только он ушел, цапля подумала, что и вправду скучно жить одной, не надо бы аисту отказывать. На другой день потащилась цапля через болото к аисту. Приходит она и говорит:

-Аист, голубчик, женись на мне.

- Да нет, - отвечает аист,- раздумал я жениться.

И запел свою песню. Давайте споем вместе с ним.

А потом поет цапля

Затем они запели дуэтом (Уточнение знаний о дуэте)

  • Учитель проводит физминутку

  • Задает задание: выполнить волшебный диктант, который надо нарисовать

  • Читает инструкцию: Я буду диктовать слова, ваша задача нарисовать вместо слов значки: если в слове есть звук [с] – прямоугольник, если в слове есть звук [ц] – косую линию, если в слове есть оба звука, то рисуем по порядку два значка.

  • Учитель диктует слова:

Царь, смелый, птицы, птенцы, сцена,

серая, царапаться, коса, солить, кость,

ценить, восклицательный

  • Подведение итогов
  • Предлагает детям придумать конец сказки про аиста и цаплю
  • Предлагает детям подарить аисту и цапле подарки (дает инструкцию). Использует интерактивную доску

 Использование вставок на доску ,

 Использование картинного материала

Усвоение на уроке главной идеи, содержания ученого материала

Рефлексии деятельности

  • Предлагает вернуться к задачам урока и сказать, что они узнали на уроке и чему научились.

Активные методы рефлексии

Самооценка овладения главной идеей содержания материала

Выводы: В процессе работы логопед добился эффектной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. Педагог справился с поставленной задачей, детьми был усвоен материал урока, все справились с заданием.

Рекомендации: Больше использовать в работе наглядного материала, работать с интерактивной доской, показывать детям презентации.

5. Методики речевого развития.

Название

Задачи

Результаты

Выводы и рекомендации

Словесная методика

Использование речевого образца для подражания детьми и их ориентировки.

Многократное проговаривание для запоминания.

Разъяснение ребенку способа действия для достижения определенного результата.

Сформирована положительная мотивация к исправлению речевых нарушений

В дальнейшем использовать данную методику,так как она положительно влияет на исправление речевых нарушений

Наглядная методика

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Максимальное включение анализаторов

Использования большего количества наглядных материалов, для лучшего усвоения материала

Игровая методика

Возбуждение у ребенка интереса к деятельности

Создана благоприятная психологическая атмосфера

В дальнейшем использовать данный метод.

6. Индивидуальный маршрут сопровождения

  Смирнова Наталия Сергеевна 10.07.2010 г.р.

Направления

логопедического

обследования

Результаты логопедического обследования на данный период

Содержание коррекционной работы

Моторика

Нарушения моторной памяти и динамической координации движений. Гиперкинезы.

Нарушения переключения с одного движения пальцев рук на другое, движения скованные.

Недостаточно развита круговая мышца губ, вялость мышц языка, движения недифференцированные, плохо скоординированные. Небольшой объем движений мышц мимической мускулатуры.

1.Упражнения на тренажере на коррекцию мелкой моторики. 2.Логоритмические упражнение под музыку.

3.Укрепляющий массаж языка.

4.Мимическая гимнастика.

Фонетическая сторона речи

Автоматизация и дифференциация свистящих-шипящих.

Нарушена дифференциация звуков по глухости-звонкости

1. Автоматизация и дифференциация свистящих-шипящих.

2.Дифференциация  звуков по звонкости-глухости

Просодика

Нарушения паузации (делит слова на слоги, добавляет гласную).

Укорочен речевой выдох

Голос громкий, высокий

1.Произнесение звука [а] на твердой атаке.

2.Произнесение слогов с различной громкостью, интонацией, разным тембром голоса.

3.Развитие плавного речевого выдоха

Фонематический слух и звукобуквенный анализ

Выделяет данный звук на фоне звукового ряда, определять первый ударный гласный звук в слове.

Определяет конечный звук в слове

1.Опознание звука на фоне слогового ряда и слова.

2.Опознавать данный звук в названии картинки.

3.Повторять за логопедом слоговые ряды.

4.Называть слово предъявленное по отдельным звукам.

5. Определять последовательность звуков в слове

6. Выполнять последовательный зв.-букв. анализ слов

Слоговая структура слов

В основном наблюдается сокращение («сечка»-«свечка») слогов, пропуск согласного при стечении, иногда добавляет гласную при стечении согласных («Парицеп»- «прицеп»)

1.Развитие чувства ритма: учить отхлопывать простые ритмические рисунки.

2.Проговаривание слогов со стечением согласных.

3.Проговаривание односложных и двусложных слов со стечением согласных.

Импрессивная речь

Импрессивная речь сформирована недостаточно.

Бедный атрибутивный словарь.

Плохо сформированы обобщения.

Неточное понимание связной вне ситуативной речи, прчинно- следственных связей

1.Узнавание предмета по описанию.

2.Понимание логико-грамматических отношений.

3.Нахождение смысловой ошибки в предложении и на сюжетной картине.

Словарь

Беден. В речи в основном использует существительные и глаголы. Словарь прилагательных, синонимов и антонимов беден.

Обобщения сформированы недостаточно

1. Пополнение словаря новыми словами по темам согласно календарного плана

2.Подбор прилагательных к данному существительному по вопросам и картинкам.

3.Формирование обобщающих понятий

4. Обогащение словаря синонимами и антонимами

Грамматический строй речи

Нарушено образование относительных и притяжательных прилагательных от существительных, приставочных глаголов; употребление существительных мн. ч. в им. и родит. падежах; употребление предложно-падежных конструкций; согласование существительных с числит.

1.Образование прилагательных от существительных.

2.Образование приставочных глаголов

3.Употребеление существительных в различных падежах.

4.Употребеление  конструкций с предлогами.

Связная речь

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок наблюдается нарушение причинно-следственных отношений, последовательности изложения; фрагментарность изложения; пользуется простыми распространенными предложениями. При пересказе требуется помощь взрослого

1.Составление рассказа по серии предметных и сюжетных картин.

2.Составление описательного рассказа по схемам.

3.Пересказ короткого текста.

Письменная речь

Сроки динамического контроля

Январь 2018

Допускает большое количество ошибок как дисграфического характера (не дописывает буквы, пропуски букв, слогов, оптические замены ж-к, п-т, лексико-грамматические ошибки) так и орфографического характера

( парные согласные)

Динамика:

положительная,

незначительная,

нулевая,

отрицательная

Особенности речевого развития

1. Работа над ошибками дисграфического характера.

 - выполнение разнообразных письменных заданий.

 2.  Работа над ошибками орфографического характера.

- тренировочные упражнения направленные  на различие парных согласных по звонкости-глухости.

Причины нулевой (отрицательной) динамики:

Корректировка программы:

Май 2018

Динамика:

положительная,

незначительная,

нулевая,

отрицательная

Особенности речевого развития

Причины нулевой (отрицательной)динамики:

Корректировка программы:

7. Рекомендации для педагогов.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- устранить недостатки звукопроизношения;

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.

- осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- придумать слова на определенный звук «с».

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. - уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- активизация различных способов словообразования;

Рекомендации для родителей:

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через коммуникативные игры

Развитие речи через коммуникативные игры у детей с задержкой психического развития...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Актуальность темы проекта определена необходимостью личностного развития младшего школьника  через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Напрвление проекта- развитие речевых способностей и умений,  культуры речевого общения, овладения навыками практического общения в результате жизненных ситуаций....

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования общества.Речь является орудием для выражения наших представлений мыслей, познаний и средства к их обогащению ...

Презентация "Развитие речи через коммуникативные игры"

Развитие речи через коммуникативные игры....