О необходимости родительской помощи в вопросе развития речи детей
консультация по логопедии

Карнышева Наталья Михайловна

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность не формируется, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Для обеспечения содержания речи, необходимо много разговаривать, читать с ребёнком каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Необходимо выписывать и приучать детей читать детские журналы.

После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

Чтобы четко, ясно, интересно выразить свою мысль, необходим хороший словарный запас. Проверьте словарь ребенка сами. Попросите ребенка назвать 7-10 предметов по таким лексическим темам как «Транспорт», «Инструменты», «Головные уборы». Попросите сказать, что можно делать пилой, топором, ножницами, молотком; для чего нужна сковорода, кастрюля, печка? Сыграйте в игру «Скажи наоборот» (н-р: узкий – широкий, длинный - …, узкий - … и т.д.). Вывод делайте сами.

Также благоприятное впечатление на речь производит и правильное произношение и хорошая дикция ребенка.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Поэтому первыми заданиями логопеда по исправлению произношения будут упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, т.е. языка, губ.

Очень важным фактором в развитии артикуляционных движений является систематичность занятий, а именно ежедневность. Ведь известен факт того, что чтобы закрепить и автоматизировать правильное движение и положение языка необходимо повторять это движение до 1000 раз. Это же можно сказать и о закреплении правильно поставленного звука. Ведь всем известна сила привычки. А произнесение звука определенным образом это и есть всего лишь привычка.

Но привычку очень просто преодолеть в игре. Например, звук можно автоматизировать в словах, перекидывая мяч друг другу и называя слова, в которых есть нужный звук. Играя с песком во дворе, на пляже или в специально изготовленной из коробки песочнице, включите фантазию. Ведь в игре с вашей помощью могут появиться и герои сказок и мультфильмов на нужный звук, которые в песке закопали клад из предметов на тот же звук, и разыграться целая фантастическая история с инопланетянами, которые посетили нашу планету и не знают, как называются те или иные предметы, и многое-многое другое. Подобные игры могут проводиться и в воде.

Для формирования правильной артикуляторной базы звуков разработаны специальные упражнения. Они необходимы для того, чтобы сформировать недостающие движения органов артикуляции, внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию (произвольно и осознанно). Ребенок учится производить и контролировать правильность выполнения движений перед зеркалом. В дальнейшем правильность выполнения ребенок проверяет на основе кинестетических ощущений (костно - мышечных).

Помните о том, что ребенку нужна ваша помощь в формировании правильного произношения. Ведь у него все еще недостаточно развито такое качество как самоконтроль, очень нужное в процессе автоматизации правильного произношения. Логопед формирует навык, привычку формирует окружение. Последний этап логопедического воздействия – введение звука в речь  невозможен без помощи родителей. Цель его в формировании у ребенка умения безошибочно употреблять звуки речи во всех ситуациях общения.

Необходимо добиться, чтобы ребенок произносил поставленный звук всегда и везде.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в помощь родителям по развитию мышления детей.

Упражнения в помощь родителямпо развитию мышления детей....

Беседа "Родительская помощь в развитии речи детей"

Беседа "Родительская помощь в развитии речи детей" может быть использована на родительском собрании первоклассников или дошкольников. В беседе представлены причины, влияющие на  отставание в рече...

«Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»Родительское собрание.

Цели: - повысить педагогическую  культуру родителей;- познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;- раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;-вовлеч...

ПОМОЩЬ ЧИСТОГОВОРОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Логопедические чистоговорки удобно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.  С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их ...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...