Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях
компьютерная программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Катрухина Ирина Федоровна

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии.

Благодаря использованию на логопедических занятиях компьютерных игпрограмм  "Игры для Тигры" , "Компьютерный практикум для проведения  логопедических занятий", тренажера  «Дэльфа – 142» и мультимедийного комплекса «Мультикид» осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Учитель-логопед МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Катрухина И.Ф .

Слайд 2

«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”

Слайд 5

Компьютерная логопедическая программа “ Игры для Тигры”

Слайд 6

Тренажёр « Дэльфа 142.представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией

Слайд 8

Мультимедийная обучающая система для инклюзивного образования Multikid . Комплекс представляет собой средство, обеспечивающее связь между педагогом и ребенком на основе личностно-ориентированного подхода. В системе органично соединено: традиционная подготовка детей на основе дидактических материалов и инновационная компьютерная программа .

Слайд 12

Использование на логопедических занятиях интерактивного оборудования дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учитывать его реальные возможности и зоны ближайшего развития .



Предварительный просмотр:

Использование интерактивного оборудования

на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

(Слайд 1) Следует отметить, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ), поступающих  в образовательные школы города, увеличивается. Причём диагнозы, с которыми поступают ребята, становятся более сложными.   Для учащихся с ОВЗ характерны не только быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость,  отсутствие интеллектуальных мотивов,  но и  снижение внешней мотивации учебной деятельности.

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда  зачастую бывает снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии.

На логопедических занятиях в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Когалыма  с 2014 года при работе с детьми с ОВЗ используются: различные интерактивные компьютерные программы.

(Слайд 2) Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы применяется «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

(Слайд 3). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с физическими особенностями детей с ОВЗ и уровнем их речевого развития.

Необходимо отметить, что использование компьютерного практикума при проведении работы с детьми с ОВЗ носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

(Слайд 4) Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях, свойственных детям с ОВЗ.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

(Слайд 5) Предложены серии упражнений по 4 блокам: – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений.

 (Слайд 6) 1. Тренажёр  Дэльфа-142 представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи  детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажёра являлось  дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на занятиях школы V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также II вида (для слабослышащих детей) (9, с. 21). С успехом он используется на логопедических занятиях школ VII вида (для детей с задержкой психического развития), в неврологических отделениях детских больниц, в Центрах психолого – медико – педагогической  реабилитации детей и подростков. Необходимость использования современных компьютерных средств обуславливается тяжестью и устойчивостью речевых дефектов у учащихся – логопатов. С помощью логотренажёра «Дэльфа – 142» можно решить следующие задачи логопедические работы: - коррекция речевого дыхания; - коррекция силы голоса; - коррекция произношения гласных и согласных звуков; - отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных; - отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости; - работа над звукобуквенным составом слова; - работа над слоговой структурой слова; - формирование обобщенного лексического значения слова; - коррекция  лексико – грамматической стороны речи и расширение словарного запаса; - работа над морфологическим значением слова; - предупреждение  и  коррекция нарушений чтения и письма.

(Слайд 7) Тренажёр позволяет: - включить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;

использовать различный стимулирующий материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;

работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;

одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию высших психических функций, с опорой на  различные анализаторные системы.  

Для облегчения работы с тренажёром в программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажёром без звукового сопровождения. Это особенно важно при групповых занятиях.  

Программа «Дэльфа – 142» построена исключительно на основе игровых приёмов. Для поддержания  у ученика устойчивого интереса к выполнению упражнений,  а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторные системы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Дети зажигают свечки на праздничном пироге и на новогодней ёлке, заставляют разговаривать Колобка и Бегемотика, помогают вытащить репку, поднимают в воздух вертолёт, играют с весёлыми человечками, перемещают занимательные картинки, собирают разрезанную картинку, наблюдают за движением грузовичка по дороге и т.д. Учащиеся с ОВЗ могут и не замечать, что выполняя эти весёлые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.  

В рамках ведущей деятельности детей программа «Дэльфа – 142» опирается на зону их ближайшего развития. Состав и характер упражнений программы определяется не только тем, что ещё ребёнок может сделать уже сейчас, но и содержанием тех задач, которые ученик хотя ещё не может решить самостоятельно без ошибок, но уже осуществляет с помощью взрослого. То, что первоначально будет выполняться ребёнком под руководством учителя – логопеда, станет затем его собственным достоянием. За время использования аппаратуры в учебной практике компьютерный тренажёр стал действительно необходимой частью логопедических занятий. Он помогает сформировать языковой навык, поддержать у ребёнка с ОВЗ устойчивый интерес к выполнению упражнений. У тренажёра всегда «хватает терпения»  многократно повторить один и тот же материал и беспристрастно оценить результаты. Важен и тот факт, что игровая сущность большинства упражнений соответствует характеру ведущего вида деятельности детей с речевой патологией в начальной школе – переходу от игровой деятельности к учебно – игровой. В тренажёре заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создаёт предпосылки для его автоматизации.

Тренажёр – это экономия сил и времени учителя – логопеда. Для эффективной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность речевого общения. Огромное значение  в этом процессе играет положительный эмоциональный фон занятий. Программа «Дэльфа – 142» помогает создать этот положительный фон. Уровень стрессогенности программы снижен до минимума. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребёнка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществлён гуманный подход к оценке выполнения заданий. Существует система поддержки при ошибках (мигание задания, указание на верное направление). Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребёнка, не создаёт у него комплекса неуспешности. Наличие нескольких уровней сложностей позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более  высокий уровень. В процессе выполнения заданий ничто не тревожит ребёнка.

При выборе цветового фона разработчики программы учли характер воздействия цвета на человека, избежали одноцветности и однообразия, которые быстро надоедают детям, вызывая охранительное торможение. Поэтому основную гамму составили зелёные, жёлтые, жёлто – зелёные, светло – коричневые тона. Они не отвлекают ребёнка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно – психического равновесия. Приятна и звуковая поддержка программы, при необходимости её можно отключить. Учащиеся – логопаты с удовольствием работают с логотренажёром. Работая в парах, у детей с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки.

Я убедилась в эффективности использования интерактивных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

2. Мультимедийная обучающая система для инклюзивного образования Multikid.

Комплекс представляет собой средство, обеспечивающее связь между

педагогом и ребенком на основе личностно-ориентированного подхода. В системе органично соединено: традиционная подготовка детей на основе дидактических материалов и инновационная компьютерная программа. В состав каждого комплекса входит:

- стол;

- компьютер (формируется с учетом требований заказчика);

- мультимедийное программное обеспечение с поддержкой на русском и/или

английском языке - 2 CD диска;

- интерактивная студия - 1 CD диск;

- мультимедийное программное обеспечение (113 заданий);

- дидактические карточки по различным темам (профессии и инструменты,

названия профессий, музыкальные инструменты и их названия, карточки для

счета, карточки с цифрами и т.п.) (251 штука);

- разноцветные трёхмерные реальные объекты (блоки для изучения

геометрических фигур, размеров и цветов) (48 блоков);

- пластиковые коврики для выполнения заданий (5 штук);

- большие карточки (ноты) (70 штук);

- методическое руководство для педагога (объем 509 с.).

- интерактивный рабочий стол, состоящий из 5 кнопок и 14 сенсорных

кнопок.

Центральным в системе является интерактивный рабочий стол,

интегрирующий дидактическое оборудование и программное обеспечение.

Мягкие сенсорные кнопки с изображением главного героя программы

динозаврика Пудинга позволяют выполнять все представленные задания и

выполняют функции обратной связи, подсказки, печати. Стол может быть

использован для индивидуальной и групповой работы, в зависимости от целей педагога и индивидуальных возможностей детей.

Содержание программного обеспечения предполагает освоение базовойинформации основных образовательных областей (язык, математика иинформатика, окружающий мир, рисование, художественное и музыкальноеразвитие, экспериментирование).

Мультимедийный комплекс состоит из 12 различных тем:

- мой дом;

- на работе;

- игрушки это любовь;

- эффектные формы;

- дела сезонные;

- искать и найти;

- я и мое тело;

- музыкальный талант;

- жизнь на земле;

- научный парк;

- путешествия по рельсам;

- дорожный центр.

Варианты использования:

- индивидуальные занятия с детьми, в том числе с ограниченными

возможностями здоровья;

- занятия в группе из 2-4 человек на одном рабочем месте.

- фронтальный урок (занятие, непосредственная деятельность ребенка) с

использованием интерактивной доски или мультимедийного проектора;

- психотерапевтические сессии, построенные на игровой терапии;

- самостоятельная работа детей;

- совместная самостоятельная деятельность разновозрастных групп детей и

другие варианты.

«Multikid» развивает координацию движения, мышление, зрительную и

слуховую память, воображение ребёнка, умение планировать свои действия,

помогает детям находить однозначное соответствие между абстрактными и

реальными понятиями и событиями, развивает индивидуальные творческие

способности любознательность, понимание связей между причиной и следствием,способствует повышению самооценки.

«Multikid» покоряет детей главными героями динозавриками Пудингом иБулочкой, яркой мультипликацией, забавными видеосюжетами, комическимидиалогами, весёлой музыкой и забавными ситуациями. Может использоваться также в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Данная система может успешно использоваться в обучении детей английскому языку, в том числе умственно отсталых детей и детей с ранним детским аутизмом.

Авторы уникальной системы смогли превратить компьютер из средства развлекательного досуга в важнейший инструмент познания мира,

помогающий ему в решении повседневных задач, мотивирующий в будущей

профессиональной деятельности. Тщательно составленное методическое

руководство, как в вербальной, так и в невербальной форме, позволяет также

педагогу (родителю, одаренному ребенку) на основе приведенных

дополнительных упражнений понять смысл множества вариантов использования данной системы.

Интерактивный учебно-развивающий комплекс MULTIKID является

полноценным образовательным продуктом с прекрасными возможностями для организации эффективного современного образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе для детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования.

Творческая мультимедийная образовательная система для детей от 5 до 11 лет «Multikid» (Мультикид) рекомендована для использования в работе

образовательных учреждений, специальных коррекционных учреждений,

реабилитационных учреждений, учреждений здравоохранения, в условиях

семейного и дополнительного образования.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на логопедических занятиях компьютерных развивающих игр, программы «Дэльфа – 142» и мультимедийного комплекса «Мультикид» осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение универсальных игр на логопедических занятиях.

В материале представлены игровые элементы применяемые на групповых и индивидуальнвх логпедических занятиях с обучающимися ОВЗ....

«Применение мультимедийного интерактивного оборудования на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления»

Данная статья поможет педагогу при планировании занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительного направления....

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

ВИДЕО. Использование интерактивного оборудования на логопедических занятиях

Ссылки на видеоуроки . Использование STEM-оборудованиния во время индивидуальных занятий, а  mimio во время подгрупповой работы....

«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».

В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, ...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логоп...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника....