Технологическая карта логопедического занятия
материал по логопедии (2 класс)

Тема занятия: Дифференциация звуков [б]-[б,], [п]-[п,]. Класс: 2. Форма организации занятия: групповая. Группа: нарушение чтения и письма, обусловленное с ФФН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teznologich.karta_.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Гиззатуллина Чулпан Фауковна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

2  класс

Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ФФН

Тема занятия

Дифференциация звуков [б]-[б,], [п]-[п,]

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  • Технология на основе системно-деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровая технология.

Цель занятия

Формировать у младших  школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство (на слух, в собственном произношении и на письме).

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут:

- различать звуки [б]-[б,], [п]-[п,] на слух и в произношении в слогах и словах;

- четко понимать различия  между твердыми и мягкими согласными;

Познавательные УУД:

-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

- закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь других;

- формирование положительного интереса  и мотивационной основы к изучаемой теме;

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

Ресурсы урока

Предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, карточки с буквами Б и П, семена, тетради, ручки, карандаши, зеркала, массажные мячи, песочница, мяч.

Этап

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации к учебной деятельности.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

  • Психогимнастика.

Здравствуйте ребята! Логопед вывешивает на доску картинку с изображением улыбающегося Смайлика.

- Ребята,  определите настроение смайлика, поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я вам желаю сохранять хорошее настроение.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы!

Определяют настроение смайлика.

Выполняют психогимнастику.

Регулятивные УУД:

- формирование  основ самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания  звукобуквенном и слоговом анализе.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

  • 1. Самомассаж.

- помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно;  сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
- разминать и растирать каждый палец  массажным колечком;

2.Упражнения для мелкой моторики рук.

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

     Очки
Бабушка очки надела и внучонка  разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам                               3. Упражнения для артикуляционной моторики.

Приведите себя в порядок. Возьмите в руки зеркала. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика.

- Чистим зубки

- Горка

- Индюк.

Выполняют массаж ладошек и пальцев рук.

Выполняют упражнение.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

4.Отгадывание загадок.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки.

Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел…(Бабочка) 

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

- Выделите первые звуки в этих словах.

Назовите их мягкие звуки. Подумайте и скажите, какие звуки мы будем сегодня различать?

Правильно, сегодня мы с вами будем учиться различать [П, П’, Б, Б’].

Отгадывают загадки, выделяют первые звуки в отгадках, называют их мягкий звук и формулируют предполагаемую тему занятия.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД:

-формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

IV. Этап

Построение проекта, выхода из затруднения

-выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

Работа со звуками. Сравнение и произношения [б]-[б,], [п]-[п,].

- Ребята произнесите [Б-П]. Скажите, что общего в произнесении этих звуков?

( Произносим губами, губы смыкаются).

Эти звуки гласные или согласные?

А теперь скажите, чем различается произнесение этих звуков? ( [Б] - произносим с голосом, [П] - произносим без голоса)

 [Б] произносится с голосом. А [П] произносится без голоса. Давайте проверим, положите руку на горлышко. Произносим поочередно звуки. Если горло вибрирует, то звук звонкий, если нет то глухой.

Делаем вывод. [Б] произносится с голосом, значит он - звонкий. А [П] произносится без голоса, он - глухой.

Какая же есть мягкая пара у этих звуков?

2.  Работа с буквой.

- А какой буквой мы обозначаем [П, П’]- буквой П. [Б, Б’] - буквой Б.

-  Нарисуйте эти буквы в воздухе, на ладошке у себя.

- Выложите буквы из семян.

Произносят звуки, сравнивают их, относят их к определенной группе, делают вывод.

Рисуют буквы в воздухе, на ладошке, выкладывают из семян.

Познавательные УУД:

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

V. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Кап-кап, я – капель, (хлопаем в ладоши) 
У меня в апреле 
На весеннем тепле 
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (прыжки на месте) 
Детям на игрушки.
Кап-кап (хлопаем в ладоши) воробью 
Прямо по макушке.  

Выполняют физ.минутку.

Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.

Ба, по, бы, пи, пе, бя

Бак, папка, барабан, пенал, пенка

 Дети соотносят звуки с символами - буквами.

Познавательные УУД:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия; Коммуникативные УУД:

-контролировать действия партнера;

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

4 минут

1. Игра «Назови звук».

А сейчас нужно определить какой звук в слове Б или П, каково его место по счету.

Называют слово по картинке,  выделяют звук и говорят какой он по счету в слове.

 Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

VIII. Этап

Включения в систему знаний и повторения.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

1. Вставь пропущенные буквы.

Открываем тетради подписываем число.

Нам нужно вставить пропущенные буквы в словах

.аран, .елка, .ол, .ила, .а.ушка, .адушка

2. Вставьте слоги в слова

Лам (па), шу (ба), ре (па), шля (па), жа (ба), шай (ба).

(Би) лет, (пи) лот, (бу) сы, (бу) ря.

3. Прочитать слоги. Выписать лишние слоги (для слабых учеников)

Па – па – пи –па

Пу–пе – пу – пу

Бы – бы – бы – бо

Би –бо – бо – бо

Соотносят звуки с символами и буквами. Самостоятельно вставляют нужную букву,  нужный слог в слова.

Выполняют задание в тетрадях и у доски.

Выписывают лишние слоги.

Познавательные УУД:

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД:

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

IX. Этап рефлексии.

3 мин

Ребята, что вы узнали нового  на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?

А сейчас давайте оценим свою работу!

Выберите лепесточек такого цвета, который соответствует вашему настроению!

Отвечают на вопросы, выбирают лепесточек, цвет которого соответствует их настроению.

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Источник: http://оиуу.рф/upload/технологическая%20карта%20логопедического%20занятия.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия.

Третье занятие в разделе «Текст», первое занятие по теме: «Главная (основная) мысль текста»...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...