Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Сергеева Надежда Сергеевна

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Тема. Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.

Цель. Формирование умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, обозначающие названия детенышей.

Задачи

Познавательные

  1. На основе анализа морфемного состава существительных подвести обучающихся к способу образования названия детенышей в единственном и множественном числе.
  2. Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия детенышей без изменения звуковой структуры слова, с чередованием звуков в  корне и заменой корня производного слова.
  3. Создать условия для формирования речевых умений по использованию в речи названий животных и их детенышей.

Коррекционно-развивающие

  1. Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, доказывать.
  2. Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас
  3. Увеличивать количество смысловых связей для формирования семантических полей.
  4. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов.

Воспитательные

  1. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
  2. Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
  3. Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  4. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, игра (презентация) «Кем был раньше»,  лото «Составь названия детенышей по составу», карточки с заданием.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап

Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Игра «Кем был раньше» (презентация на компьютере)

Вызов уже имеющихся знаний.

Организация игры.

-Кем раньше был слон?

-Кем раньше была щука?

-Как вы думаете, что надо знать, чтобы не ошибаться и говорить правильно?

Определение темы занятия.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Воспроизводят необходимые знания. Выполняют игровые действия. Используют в речи названия детенышей. Коррекция неверных ответов.

Отвечают на вопросы.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 

 Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Умение использовать речь для регуляции своего поведения

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2.Этап

Первичное усвоение новых знаний

Речевой материал: гусь - гусенок-гусята

Еж, тигр, лось

Организация учебного взаимодействия и последующего обсуждения возникающих вопросов.

-Образуйте существительные по образцу. Разберите по составу.

-Какие суффиксы использовались для образования существительных в единственном числе?

Как образуется множественное число? Какие суффиксы использовались?

Образуют существительные по образцу. Выделяют суффиксы, используемые в единственном и множественном числе. Анализируют и делают вывод об используемых суффиксах.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Выстраивать логическую цепь рассуждений

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Умение оценивать правильность своих действий

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров

Работа по карточке.

Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала.

-Изменяется ли корень при образовании названий детенышей?

-Какие суффиксы используются?

Организация письменной коллективной работы.

-Что вы думаете, о правописании суффиксов –ОНОК и ЕНОК после шипящих?

-Организация проверки.

-Анализируем существительные, делаем выводы.

 

Наблюдают за образованием существительных с чередованием звуков в корне.

Высказывают предположения о написании    суффиксов                   ОНОК,-ЕНОК после шипящих.

Знакомятся с алгоритмом написания суффиксов.

Выполняют задание.

При проверке – выделяют корни и суффиксы. Делают выводы.

Проводить сравнения по заданным критериям.

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение самостоятельно анализировать условие задания.

Обобщать, делать выводы.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

Умение корректировать и оценивать выполнение задания. 

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

3.Этап

Проверка понимания

Речевой материал:

У волка волчонок. У белки бельчонок. У коровы теленок.

Организация фронтально-индивидуальной работы, обсуждение возникающих вопросов.

-Как образуются названия детенышей домашних животных? Что вы заметили?

Записывают предложения под диктовку. Проверяют написание суффиксов.

 Обсуждают ошибки, корректируют.

Анализируют корни слов, делают выводы.

Умение действовать по заданному алгоритму.

Умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4.Этап

Закрепления новых знаний

Лото «Составь названия детенышей по составу»

 Сохранение интереса к теме.

Выработка соответствующих навыков и умений.

Организация игры.

-Название, какого детеныша, образовано при помощи другого суффикса?

Выполняют игровые действия. Анализируют морфемный состав слов, составляют слова из морфем.

Отвечают на вопросы.

Умение сравнивать   объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению. 

Умение учитывать сложность задания

Умение контролировать свои действия в ходе работы.

5.Подведение итогов.

Рефлексия

Проведение рефлексии:

-При помощи каких суффиксов образуются названия детенышей?

 - Какие задания понравились, какие

вызвали затруднения?

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Приложение 

  1. Задание по карточке.

Образовать названия детенышей по образцу. Разобрать существительные по составу.

Волк – волчонок – волчата          

Орел, лев, белка, заяц, галка.

  1. Лото «Составь названия детенышей по составу».

В результате игры дети составят по составу существительные из морфем, данных вразбивку.

Жеребенок, цыпленок, черепашонок, щуренок, воронята, крольчата, щенок, ягнята.

Литература

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
  2. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий  числа, рода  и согласования  существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.

Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять  части речи разными способами....