Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Антонышева Александра Лукинична

Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий  числа, рода  и согласования  существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде в рабочей программе отводится от 9 до 12 часов, которые отражены в тематическом планировании логопедических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 21

города Рыбинска Ярославской области

Учет особенностей формирования

грамматического строя  обучающихся с нарушением письма, обусловленным  общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Антонышева Александра Лукинична,

учитель-логопед  

средней общеобразовательной школы №21

города Рыбинска Ярославской области

                                                                                                                         

                                                                                                                         

2015

Актуальность работы состоит в том, что устная речь, чтение и письмо – взаимосвязанные формы речевой деятельности. Физиологическую основу письма составляет четкая и взаимосвязанная деятельность всех анализаторов.

Нарушение письма, обусловленное общим недоразвитием устной речи, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей младшего школьного возраста. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении школьниками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Преодоление отклонений речевого развития детей и устранения пробелов в знании программного материала, требует систематической коррекционно-логопедической работы.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения дети, прежде всего, должны уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, дети должны понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ученики должны усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление их в собственной речи.

Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность. Дети должны научиться

  • сравнивать слова по значению и звучанию,
  • определить их различие,
  •  осознавать изменения в значении,
  • соотносить изменения в звучании с изменением его значения,
  • выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения,
  • установить связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

 Развитие морфологической и синтаксической систем у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение детьми закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит труднее, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С.Н. Шаховской и др.) у детей с ОНР выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении:

  • неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, прилагательных;
  • неправильное согласование глагола с существительными;
  • неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации профессиональной деятельности учителя-логопеда и определяют новый подход к содержанию и организации логопедической работы в школе.

Коррекционная работа проходит на синтаксическом уровне и организована в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться. Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия.

Для формирования грамматической стороны речи обучающихся (предметные результаты) ставятся задачи:

  • устранить имеющиеся аграмматизмы;
  • закрепить и отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;    
  • уточнить грамматическое значение слов;
  • сформировать грамматические и морфологические обобщения;
  • сформировать парадигму словообразования и словоизменения;
  • развить морфемный и морфологический анализ.

 Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

  • сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
  • расширить фразу до необходимого объёма;
  • развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Критерий успешности обучения  - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, метапредметных и предметных результатов.

Для формирования категорий  числа, рода  и согласования  существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде в рабочей программе отводится от 9 до 12 часов, которые отражены в тематическом планировании логопедических занятий.


Тематическое планирование логопедических занятий

с группой учащихся  3  класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня.

занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические темы, используемые на занятиях

Характеристика деятельности обучающихся

Согласование в числе. Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по числам. Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных,  по лексико-грамматическим признакам. Грамматический признак множественного числа существительных. Правописание парных звонких и глухих согласных  в конце слова. Образование множественного числа существительных на –МЯ. Составление предложений. Части речи.

Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за изменением формы числа имён существительных. Распределять слова по заданному основанию. Наблюдать за образованием формы множественного числа. Фиксировать (графически обозначать) окончание как часть слова. Различать формы единственного и множественного числа. Выделять грамматический и лексический признаки единственного и множественного числа существительных.  Находить слова по заданным основаниям. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Наблюдать за особенностью образования формы множественного числа имён существительных, заканчивающихся на -МЯ.

Изменение глаголов настоящего времени по числам. Согласование в числе существительных и глаголов настоящего времени.

Различение глаголов 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа, подбор глаголов к личным местоимениям, изменение по лицам. Грамматический признак единственного и множественного числа глаголов 3 лица настоящего времени. Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов 3 лица настоящего времени по лексико-грамматическим признакам. Согласование в числе существительных и глаголов 3 лица настоящего времени.

Изменять глаголы настоящего времени по лицам, используя личные местоимения. Выделить глаголы 3 лица в единственном числе. Наблюдать за образованием формы множественного числа. Фиксировать (графически обозначать) окончание как часть слова. Различать формы единственного и множественного числа глагола. Выделять грамматический и лексический признаки единственного и множественного числа глаголов. Находить слова по заданным основаниям. Согласовывать в числе существительные и глаголы 3 лица. Оценивать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки.

Изменение прилагательных по числам. Согласование в числе существительных и прилагательных.

Изменение прилагательных по числам. Грамматический признак единственного и множественного числа прилагательных. Дифференциация форм единственного и множественного числа прилагательных по лексико-грамматическим признакам.  Согласование прилагательных и существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Распространение и грамматическое оформление предложений.

Наблюдать за образованием формы множественного числа. Фиксировать (графически обозначать) окончание как часть слова. Различать формы единственного и множественного числа прилагательного. Выделять грамматический и лексический признаки единственного и множественного числа прилагательных. Находить слова по заданным основаниям. Согласовывать в числе существительные и прилагательные. Оценивать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки. Распространять простые предложения определением. Устанавливать член предложения, от которого зависит определение. Находить словосочетания в предложении. Выделять главное и зависимое слово в словосочетании. Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом.

Согласование в роде. Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода.

Род – постоянный признак имени существительного. Различение существительных мужского, женского, среднего рода, соотношение их с местоимениями: он, она, оно. Замена местоимений существительными. Согласование существительных и прилагательных. Правописание мягкого знака у существительных 3 склонения после шипящих.

Знакомиться с категорией рода имён существительных. Определять род имён существительных. Устанавливать основание, по которому сгруппированы слова. Находить слово, не удовлетворяющее заданному условию. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Знакомиться с алгоритмом определения рода имени существительного в форме множественного числа. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения рода и числа имён существительных. Обосновывать свой ответ.   Наблюдать за словами с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», высказывать предположение о написании Ь после шипящих. Знакомиться с алгоритмом написания имён существительных с шипящим звуком на конце, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять написание слов.

Согласование в роде. Изменение имен прилагательных по родам.

Различение прилагательных мужского, женского, среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Родовые окончания прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в именительном падеже единственного числа. Сопоставление окончаний –ИЕ, -ЕЕ. Составление словосочетаний.

Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию. Фиксировать (графически обозначать) окончания имён прилагательных. Согласовывать имена существительные и прилагательные в роде. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам. Указывать несколько грамматических признаков одного и того же прилагательного. Сопоставлять окончание –ЕЕ (среднего рода) и –ИЕ (множественного числа).

Согласование существительных и прилагательных в косвенных падежах в единственном числе.

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного числа. Начальная форма существительного и прилагательного. Составление словосочетаний и предложений.

Обобщать и систематизировать знания о связи имен прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Находить в предложении прилагательные в косвенных падежах, фиксировать (графически обозначать) окончания имён прилагательных. Образовывать начальную форму существительного и прилагательного.

Согласование существительных и прилагательных в беспредложных и предложных конструкциях

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного числа и использование их в беспредложных и предложных конструкциях. Нахождение прилагательных в тексте. Окончания прилагательных после шипящих и Ц. Составление словосочетаний и предложений. Морфологический разбор прилагательного.

Фиксировать (графически обозначать) окончания имён существительных и прилагательных. Определять несколько грамматических признаков одного слова.

Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и  Ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных». Сравнивать написание букв О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных. Группировать слова по заданному основанию. Контролировать собственные действия по результату выполнения задания.

Дифференциация глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода. Согласование в роде существительных и глаголов прошедшего времени.

Различение глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода, согласование их с местоимениями: он, она, оно. Родовые окончания глаголов. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени. Морфологический разбор глагола прошедшего времени. Составление предложений. Подлежащее и сказуемое.

Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом, устанавливать закономерность, формулировать вывод. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Устанавливать связь между выбором окончания глаголов в форме прошедшего времени и родом имён существительных. Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении.

Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. Согласование в роде.

Изменение глаголов прошедшего времени  по родам. Родовые окончания глаголов. Подбор к глаголам прошедшего времени соответствующих существительных. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде. Морфологический разбор глагола. Составление предложений. Подлежащее и сказуемое.

 Изменять глаголы прошедшего времени по родам. Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Устанавливать связь между выбором окончания глаголов в форме прошедшего времени и родом имен существительных. Определять грамматические признаки глагола. Составлять предложения, используя глаголы прошедшего времени. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении.

Дифференциация частей речи. Различение грамматических категорий по лексико-грамматическим признакам.

Части речи. Существительное, прилагательное, глагол. Определение категорий числа и рода. Числовые и родовые окончания. Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола

Обобщать и систематизировать знания о лексико-грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных частей речи. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Устанавливать связь между выбором окончаний глаголов в форме прошедшего времени и родом имен существительных и прилагательных. Согласовывать в числе и роде глаголы, существительные и прилагательные. Использовать  алгоритм морфологического разбора слов.

Выводы.

Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений является основой, с одной стороны, словарно-семантической работы для коррекции, уточнения, обогащения словаря учащихся, с другой стороны – для работы над словом как строительным материалом для словосочетаний и предложений, для уточнения, упорядочения и коррекции, продуцируемых обучающимися синтаксических структур.

Постоянно следует работать над формированием механизма словоупотребления (фонетически, грамматически и семантически правильное включение слова в предложение в соответствии с конкретным замыслом, умение сознательно выбирать наиболее удачные и уместные для данного высказывания языковые средства).

Знания об особенностях грамматического строя речи детей с ОНР, закономерностях формирования речи в онтогенезе,  специальные методы и современные приемы, позволяют проводить логопедическую работу по развитию грамматического строя на более высоком профессиональном уровне, добиваться эффективности усвоения знаний детьми, которые в значительной мере зависят от степени нарушения речи и уровня коррекционной работы.

Для этого необходимо обеспечение специализированных условий

  • решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием;
  • использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка.

                                             Литература.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М., 2006
  2. Выготский Л. С. Развитие устной речи // Детская речь. 1996. Ч.1.
  3. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: Синтаксис. М. 1968
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М. 2006
  5. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам. – М, 2012
  6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей.- С.-Петербург. 1997
  7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С.-Петербург: Союз, 1999
  8. Преодоление нарушений письменной речи. /Под ред. Яковлевой Н.Н. – С.-Петербург. 2011
  9. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  10. Программы по логопедии для работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ /сост. Антонышева А.Л., Севрюгина А.В.  -  Рыбинск, 2007
  11. Садовникова И.Н.  Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...