Проблема речевого развития детей с аутизмом ( статья)
статья (1 класс)

Платонова Светлана Юрьевна

 РАБОТА ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

 

Шадринск-2022

 

Платонова С.Ю.

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ  РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

 

Аннотация: в статье представлены результаты проведенного контент-анализа российских и зарубежных публикаций по теме проблем речевого развития детей с аутизмом. Представлены наиболее часто рассматриваемые вопросы нарушений речи у детей с аутизмом в современной науке. 

Ключевые слова: контент-анализ, дети с аутизмом, российские авторы, зарубежные авторы, исследование, эксперимент, эмпирическое исследование.

Изучение вопросов нарушения эмоционально - волевой сферыхарактеризуется заболеванием, которое именуется как аутизм, также в современной психолого-педагогической литературе применяется обобщающий термин «расстройства аутического спектра», который включает в себя различные формы проявления аутизма в зависимости от возраста и уровня интеллектуального развития. Процесс речевого развития детей с аутизмом отличается от речевого развития ребенка, у которого не наблюдаются психические расстройства. Как отмечает А.А. Калинина «одним из важных симптомов расстройств аутистического спектра у детей является нарушение речевого развития» [19, с. 208].

Однозначного утверждения о том, что абсолютно у всех детей с аутизмом имеются проблемы речевого развития, которые не встречаются унормально-развивающего ребенка, на сегодня не существует. При этом,различными российскими и зарубежными исследователями проводятся диагностические мероприятия по выявлению проблем в речи детей с аутизмом. В рамках темы нашего исследования был проведен контент-анализ проблем речевого развития у детей с аутизмом, отраженных в современных исследованиях. Нами были изучены 10 научных статей российских авторов и 10 научных статей зарубежных авторов, которые включают в себя результаты эмпирических исследований и экспериментов, целью которых выступают определение проблем речи детей с аутизмом в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Контент-анализ позволил нам выявить, как часто та или иная проблема речевого развития встречается в научных работах.  

На рисунке 1 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены  в научных статьях российских авторов. Частота выявления проблемы речевого развития выражена в процентах. 

 

 

Рисунок 1 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в российских научных работах, %

 

Тем самым, анализ научных работ показал, что российские исследователи   большой интерес проявляют к широкому спектру проблем речевого развития. В своих исследованиях они пытаются диагностировать сразу несколько проблем в речи у детей с аутизмом, на что и нацелены эмпирические исследования и эксперименты.  Так, в 70 % научных исследований, которые были нами изучены, отмечается, что у детей с аутизмом имеется низкий уровень самостоятельной речи, а также проблемы запоминания слов. 60 % научных исследований показали, что дети с аутизмом используют в своей речи глаголы в инфинитиве и у них имеются проблемы, касающиеся  лексико-грамматического оформления речи.  Научные работы также включали в себя исследования, которые позволили выявить у детей с аутизмом предрасположенность к эхолалии, которая выходит за рамки нормального ее применения. 

Что же касается зарубежных исследований, то нами было выявлено, что исследуются на современном этапе изучения проблем речи у детей с аутизмом и в целом речевого развития проблемы артикуляции речи, проблемы запоминания слов, эхолалия, заикание и произношение звуков. Но, научные исследования зарубежных научных деятелей и специалистов-практиков направлены на изучение у детей конкретной проблемы. Тем самым, выдвигается гипотеза, которая включает в себя одну из проблем речевого развития, и в ходе исследования данная гипотеза подтверждается  или опровергается.  На рисунке 2 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены  в научных статьях зарубежных авторов.

 

Рисунок 2 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в зарубежных научных работах, %

 

Зарубежные исследователи также обозначают проблемы эхолалии, запоминания слов у детей с аутизмом. У 50 % изученных нами зарубежных научных работ встречается выявление у детей с аутизмом проблем артикуляции речи. Большой интерес проявляется зарубежными исследователями к проблеме заикания и попытки связать возникновение заикания с симптомами аутизма.

Таким образом, мы наблюдаем повышенный интерес российских и зарубежных исследователей к диагностике проблем речевого развития детей с аутизмом.  Определено это тем, что  данное расстройство влияет именно на коммуникативную функцию. Следовательно, ребенок не использует речь как инструмент социального взаимодействия. В результате нарушения вербальной и невербальной коммуникации занимают центральное место в симптоматике расстройства аутистического спектра.

 

Список использованных источников:

1. Калинина, А.А. Нарушения грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.А. Калинина, О.П. Заболотских // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность. -  2022. – С. 208-213.
2. Дегальцева, В.А. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / В.А. Дегальцева, Е.А. Зябкина // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 281-284.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik_nauchnoy_stati.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

ЧЕРНОВИК НАУЧНОЙ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Выпускная квалификационная работа

направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

(профиль «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи»)

квалификация – магистр

вид – выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера

формат – исследовательская работа

Исполнитель:  

Платонова Светлана Юрьевна

студент 1-11 М группы

заочная форма обучения

Руководитель ВКР:                                                                      

к. пс. н, доцент

Скоробогатова Наталья Владимировна

Шадринск-2022

Платонова С.Ю.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ  РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Аннотация: в статье представлены результаты проведенного контент-анализа российских и зарубежных публикаций по теме проблем речевого развития детей с аутизмом. Представлены наиболее часто рассматриваемые вопросы нарушений речи у детей с аутизмом в современной науке.

Ключевые слова: контент-анализ, дети с аутизмом, российские авторы, зарубежные авторы, исследование, эксперимент, эмпирическое исследование.

Изучение вопросов нарушения эмоционально - волевой сферы характеризуется заболеванием, которое именуется как аутизм, также в современной психолого-педагогической литературе применяется обобщающий термин «расстройства аутического спектра», который включает в себя различные формы проявления аутизма в зависимости от возраста и уровня интеллектуального развития. Процесс речевого развития детей с аутизмом отличается от речевого развития ребенка, у которого не наблюдаются психические расстройства. Как отмечает А.А. Калинина «одним из важных симптомов расстройств аутистического спектра у детей является нарушение речевого развития» [19, с. 208].

Однозначного утверждения о том, что абсолютно у всех детей с аутизмом имеются проблемы речевого развития, которые не встречаются у нормально-развивающего ребенка, на сегодня не существует. При этом, различными российскими и зарубежными исследователями проводятся диагностические мероприятия по выявлению проблем в речи детей с аутизмом. В рамках темы нашего исследования был проведен контент-анализ проблем речевого развития у детей с аутизмом, отраженных в современных исследованиях. Нами были изучены 10 научных статей российских авторов и 10 научных статей зарубежных авторов, которые включают в себя результаты эмпирических исследований и экспериментов, целью которых выступают определение проблем речи детей с аутизмом в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Контент-анализ позволил нам выявить, как часто та или иная проблема речевого развития встречается в научных работах.  

На рисунке 1 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены  в научных статьях российских авторов. Частота выявления проблемы речевого развития выражена в процентах.

Рисунок 1 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в российских научных работах, %

Тем самым, анализ научных работ показал, что российские исследователи   большой интерес проявляют к широкому спектру проблем речевого развития. В своих исследованиях они пытаются диагностировать сразу несколько проблем в речи у детей с аутизмом, на что и нацелены эмпирические исследования и эксперименты.  Так, в 70 % научных исследований, которые были нами изучены, отмечается, что у детей с аутизмом имеется низкий уровень самостоятельной речи, а также проблемы запоминания слов. 60 % научных исследований показали, что дети с аутизмом используют в своей речи глаголы в инфинитиве и у них имеются проблемы, касающиеся  лексико-грамматического оформления речи.  Научные работы также включали в себя исследования, которые позволили выявить у детей с аутизмом предрасположенность к эхолалии, которая выходит за рамки нормального ее применения.

Что же касается зарубежных исследований, то нами было выявлено, что исследуются на современном этапе изучения проблем речи у детей с аутизмом и в целом речевого развития проблемы артикуляции речи, проблемы запоминания слов, эхолалия, заикание и произношение звуков. Но, научные исследования зарубежных научных деятелей и специалистов-практиков направлены на изучение у детей конкретной проблемы. Тем самым, выдвигается гипотеза, которая включает в себя одну из проблем речевого развития, и в ходе исследования данная гипотеза подтверждается  или опровергается.  На рисунке 2 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены  в научных статьях зарубежных авторов.

Рисунок 2 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в зарубежных научных работах, %

Зарубежные исследователи также обозначают проблемы эхолалии, запоминания слов у детей с аутизмом. У 50 % изученных нами зарубежных научных работ встречается выявление у детей с аутизмом проблем артикуляции речи. Большой интерес проявляется зарубежными исследователями к проблеме заикания и попытки связать возникновение заикания с симптомами аутизма.

Таким образом, мы наблюдаем повышенный интерес российских и зарубежных исследователей к диагностике проблем речевого развития детей с аутизмом.  Определено это тем, что  данное расстройство влияет именно на коммуникативную функцию. Следовательно, ребенок не использует речь как инструмент социального взаимодействия. В результате нарушения вербальной и невербальной коммуникации занимают центральное место в симптоматике расстройства аутистического спектра.

        Список использованных источников:

  1. Калинина, А.А. Нарушения грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.А. Калинина, О.П. Заболотских // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность. -  2022. – С. 208-213.
  2. Дегальцева, В.А. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / В.А. Дегальцева, Е.А. Зябкина // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 281-284.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

  ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...

статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации

В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы ...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...