Главные вкладки

    Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации
    статья на тему

    В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только

    .Обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе.

    Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации.

    В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией.

    Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

    Анализ  реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. (от 45 до 60 %).

    Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

    Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед педагогами. 

    Ведь именно  правильная речь  является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом  успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

     Для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также  контролировать собственное произношение.

    В речи детей существует много проблем:

    • недостаточный словарный запас,
    • бедная диалогическая речь,
    • бедная монологическая речь.

    Для успешного формирования и развития речевой деятельности  создаю на уроках :

    • благоприятный психологический климат,
    • использую на уроках разнообразные методы и приёмы
    • взаимодействую с родителями.

    Для развития мелкой моторики у детей я применяю виды  работ с пластилином, ножницами.

    Месяц таких занятий дает ощутимый результат.

    Недостаточное  развитие фонетического слуха у детей способствует пропуску букв при письменных работах. В таких случаях я применяю способ «медленного чтения». Прежде, чем сдать свою работу он должен  медленно два раза прочитать написанное.

    Для формирование и развитие речевой деятельности я эффективно применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии:
    – упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;
    – упражнения на развитие речевого дыхания;
    – комплексы артикуляционных упражнений;
    – упражнения для профилактики нарушений зрения;
    – упражнения на развитие мелкой моторики;
    – комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической 
    осанки и предупреждения утомления.

     В процессе тесного взаимодействия с родителями в классе был создан

    творческий, созидательный проект «Украсим город красивой речи» целью которого является, создание предметно-развивающей среды, как средства саморазвития ребенка;

    Совместная работа логопеда с педагогами и родителями общеобразовательного учреждения определяет общий успех обучения и воспитания. С этой целью были проведены:

    – совместное участие педагогов с родителями в городской конференции «Радость материнства и здоровья детей» – презентация семей воспитанников, выставка рукотворных работ 

    Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, использую различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.

    Обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

      ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...

    Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)

    Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста

    нормы речевого развития детей дошкольного возраста...