нормы речевого развития детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_sedmogo_goda_zhizni.docx117.5 КБ

Предварительный просмотр:

https://s3.pixers.pics/pixers/700/FO/65/75/16/76/700_FO65751676_ced5f3f72b0f7823e55046378b0be549.jpgРечевое развитие детей седьмого года жизни (6 - 7 лет)

РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Своевременное и правильное речевое развитие  формирует  личность ребенка.

Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие  для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

РЕЧЬ не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.     Это довольно длительный и сложный процесс.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем.

        В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в целое. Характерен дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, совершаемые взрослыми в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей речи, равно как и отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), понимает и использует в собственном общении метафоры («море смеялось»).

        У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать слова, точно отражающие качества предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие («белый как снег»), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании – один из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

        На седьмом году речь ребенка становится все более  точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он самостоятельно может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказывать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения.  В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания.

        Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно выговаривает фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

        Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что необходимо в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

        Итак, к моменту поступления ребенка в школу он владеет правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе и падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность детей дошкольного возраста

Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть  их влияние  на успешность  обучения в школе.Задачи:• Познакомить родителей с понятием «речевая готовность».• Расс...

Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего  школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...