Статья "Способы и приемы работы по предупреждению дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по логопедии (3 класс)

Щербакова Наталия Васильевна

Одной из важнейших задач  школы является сохранение и укрепление здоровья  детей, а так как с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, то сегодня я бы хотела поделиться с вами своими методами  и приемами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и приемы работы по предупреждению дисграфии

у детей с ограниченными возможностями здоровья

Щербакова Наталия Васильевна, учитель начальных классов

Одной из важнейших задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья наших детей, а так как с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, то сегодня я бы хотела поделиться с вами своими методами  и приемами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

 Первый прием, о котором я хотела рассказать – это артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию 
(нервную проводимость); 
- улучшить подвижность артикуляционных органов; 
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
 

 Со своими ребятами перед началом урока мы проводим такие артикуляционные разминки, как «Лошадка», «Грибок», «Лопаточка», «Чашечка» и другие, которые не только развивают подвижность языка, но и всех органов артикуляционного аппарата: щек, губ, нижней челюсти, мягкого неба и глотки. Например упражнение для развития глотки и мягкого неба – «Полоскание горла», «Покашливание», «Пропевание гласных звуков аааааа, оооооо, еееее, ааааооооееее».

Дети с ОВЗ выполняют эти упражнения используя зеркало, чтобы видеть правильность выполнения упражнения.

Следующий прием дыхательная гимнастика.  Она способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Моим ребятам очень нравится упражнение «Воздушный шарик». Дети делают глубокий вдох носом, надувая живот и плавно выдыхают воздух ртом, сдувая как бы шарик.

Зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. У нас в школе давно закрепилась работа по ситеме Базарного. На уроках я использую как электронные приложения, так и тренажер Базарного, сопровождая упражнение стихами и потешками, что также способствует развитию речи.

Развитие общей моторики.  У детей с ОВЗ, часто наблюдаются  недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Развитие общей моторики способствует развитию чувства ритма, улучшению координации, а так же развитие речи.

На уроках и во внеурочное время я организую работу по развитию общей моторики при помощи подвижных, двигательно речевых, танцевальных физкультминуток таких, как «Буратино потянулся», «Пружинки», электронные физкультминутки «Смешарики», «Малинки» и много других.

Развитие мелкой моторики. 

Развитию мелкой моторики пальцев рук на уроках уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только умственному, но  и речевому развитию.

На уроках даже с помощью простого карандаша можно размять все пальчики, так же я использую природные материалы: шишки, каштаны, желуди. А во внеурочной деятельности мы с ребятами используем технику «Мандалатерапию», где ребята с помощью семян, круп, орехов создают красивые картины.

Самомассаж. 

На уроках мы с ребятами делаем  самомассаж. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка и нормализирует мышечный тонус. Детям нравятся такие упражнения, как «Веселый и грустный клоун», «Румяные щечки», «Слышу- не слышу».

Все вышеперечисленные приемы проводятся мной ежедневно и дают положительные результаты. В этом году наблюдается положительная динамика письменной речи у 5 детей с ограниченными возможностями здоровья из 8 детей.

Вся моя работа способствует сохранению и укреплению здоровья детей,  но я, конечно же не собираюсь на этом останавливаться и буду искать новые приемы и методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...

Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...

Методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей в школе с инклюзивным направлением...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей...

Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Воспитание детей с отклонениями в развитии  отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...