Игровые упражнения для уточнения словообразования существительных на логокоррекционных занятиях.
консультация по логопедии (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлены игровые упражнения для младших школьников, которые можно использовать на логопедических занятиях в процессе изучения темы "Словообразование существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Игровые упражнения для уточнения  словообразования существительных на  логокоррекционных  занятиях.

         Не секрет, что все мы любим играть! В этом случае,  младшие школьники  с нарушением речи – не исключение. Игровые моменты,  завязанные на преодоление препятствий, разгадывание запутанных сюжетов, поиск кладов – вот  одни из возможных сюжетных линий для занятий с учащимися  младших классов. Такие упражнения позволяют активизировать эмоционально-волевую сферу и  придать энергичности  логокоррекционному  занятию.

«Тропа препятствий»

Цель: Выбрать суффикс для образования существильных с уменьшительно-ласкательным значением

Задача: Перед учащимися «сломанный мост» , который нужно перейти. Каждая дощечка символизирует новое слово, которое «сломалось». Необходимо подобрать нужный суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. На выбор предлагается ряд суффиксов (на первоначальном этапе -не более двух, чтобы не запутать ребенка). После того, как слова будут собраны, можно выполнить словообразовательный разбор нескольких слов и уточнить, где в словах находятся потерянные части (суффиксы).

Суффиксы: - к-, -ушк-, - очк-, -ик-, -ек-.

Слова:  корка, горка, норка,  зверь, словарь, хорь,  дом, замок, корешок, песок,

« В стране «Лилипутии»

Цель: Образовать новые слова при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Ход упражнения. Ребята оказались в волшебной стране «Лилипутии», где предметы можно называть только ласково и в уменьшительном значении. Задача - преобразовать  слова, обозначающие большие предметы в слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выделить суффиксы в словах. Для большей наглядности все слова можно распределить по родам, тогда учащиеся смогут увидеть разницу между суффиксами ж.р; м.р. и ср.р.

Стол-столик

Дом-домик

Стул-стульчик

Кровать-кроватка

Лопата-лопатка

Черпак-черпачок

Колпак-колпачок

Окно-оконце

Дерево-деревце

«Поиск клада»

Цель:  Найти  пары  однокоренных слов, выделить суффиксы, которые помогли образовать второе слово в паре.

Ход упражнения. Перед ребятами пара десятков слов. Задача состоит в том. Чтобы найти  к имеющимся словам родственные однокоренные слова; выделить суффиксы, которые изменили исходное слово. Здесь можно устроить соревнование  между учащимися, чтобы найти как можно больше пар слов и верно выделить морфему слова (суффикс). Каждая  найденная пара слов может считаться за «золотую монету» из сундука сокровищ.

« Проделки злого волшебника»

Цель: Исправить ошибки словообразования у слов-существительных с суффиксами, обозначающими принадлежность профессии.

Ход упражнения. Перед ребятами серия картинного материала  с изображением известных или малоизвестных профессий. Учащиеся могут вспомнить названия каждой из них. После этого учитель-логопед предупреждает, что однажды злой волшебник  Буквоед перепутал все названия профессий, чтобы ни один человек не смог работать и приносить пользу другим людям, стал ленивым; профессии  стали звучать по-новому (перепутаны суффиксы). Задача учеников вернуть необходимые суффиксы на свое место в слове. Ребята выделяют корень, определяют суффикс  в слове и меняют его на соответствующий слову. Можно использовать следующие суффиксы: -тель, -ник, -ниц, -щик.

Слова: строиник, учиниц,  печтель, проводтель, часовник, мебельник, летник, гонтель, садовщик, искащик.

«Необитаемый остров»

Цель: Поиск необходимых  морфем (суффиксов) для  слов-существительных , записанных без них.

Ход упражнения: Ребята представляют. что оказались на необитаемом острове, где слова существительные существуют без необходимых суффиксов. Чтобы слова «ожили» необходимо вернуть части слова-суффиксы. Учащиеся читают части слов, определяют в каком  значением они могут употребляться. Ребята вспоминают  какие суффиксы с этим значением  они   уже  знают. Далее  подставляют  искомые суффиксы и записывают полные слова.

Варианты слов:  мать и детеныш (при образовании слова, обозначающего  названия детеныша мы подставляем суффикс) или он-она (животные мужского и женского пола)

Слон  - слониха

Бобр-бобриха

Волк-волчиха

Заяц-зайчиха

Лиса-лисенок

Кошка-котенок

Волк-волчонок

Белка-белчонок и т.п.

«Два волшебника»

Цель: Научиться изменять слова-существительные с ум.ласк суффиксами и суффиксами, обозначающими огромные предметы.

Ход упражнения.  Перед ребятами  на экране два волшебника, которые превращают предметы при помощи «волшебной палочки» (суффикса), то в маленькие,  а то в огромные.  Ребята могут вспомнить суффиксы, которые помогут им  это сделать. В другом варианте педагог сам определяет необходимые морфемы. Например:  -ик, -к- и  -ищ. Ребята представляются волшебниками и преобразуют данные слова, в соответствии со значением, выделяя суффиксы.

Слова: Хвост, дом, нос, кот, лапа, дверь, ус, глаз, полоса, голова.

       Словообразование, как процесс,  является очень важной составляющей всего развития речи в целом, у  учащихся с нарушением речи. Благодаря ему,  ученики обогащают свой словарный запас, делают его более точным в употреблении. В процессе словообразования ученики овладевают наиболее употребительными и достаточно редкими морфемами.  Внимание  учеников сосредотачивается на значении слов, их верном употреблении в контексте  как собственной, так и  книжной речи.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.

Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие  ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...

Словообразование существительных. УМК "Начальная школа XXI века" Виноградова

Создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных....

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Упражнения по закреплению словообразования глаголов

В настоящее  время младшие школьники имеют проблемы с развитием речи в силу тех или иных причин. Я в своей презентации представляю материал по развитию и закреплению словообразования глаголов у м...

Комплекс упражнений по теме: "Словообразование относительных прилагательных"

     Представленный комплекс упражнений по теме "Словообразование относительных прилагательных" составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на осно...

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...