Логопедическое занятие "Слово. Словосочетание" 2 класс
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение " 2 класс
Тема. Слово, словосочетание ,предложение. Составление словосочетаний
Класс: 2 класс
Цель.
Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.
Задачи:
-дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
-учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой -грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
-формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
-развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
-воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie_2_klass.docx19.46 КБ
Файл slovosochetanie_2_klass.docx19.46 КБ
Файл slovosochetanie_2_klass.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение " 2 класс
Тема. Слово, словосочетание ,предложение. Составление словосочетаний
Класс: 2 класс
Цель.
Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.
Задачи:
-дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
-учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой -грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
-формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
-развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
-воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.


Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание!...» Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, , ручка, цветные карандаши.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.

II.
Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».
Логопед:
***
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами
(А. Шибаев)
Учебно-дидактическая карточка (Удк).
(Удк. Задание 1)
***
-
Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов.


- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?
Ученик:
- лук, сли/ва, ка/ша, ку/ри/ца, кни/га, оч/ки, ба/боч/ка, и/ва/нов.


2. Сообщение темы занятия. Целеполагание. 
Логопед:
- Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».
- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.


3
. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)
Логопед:
- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыропшлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистрокепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерялУченик:
- потерял закладку
новый ученик
сегодня потерял


Логопед:
***
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова, но не равны у них права,
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу. (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)
***
Правило!
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.


4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»
Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три. И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)


5.
Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение». 
(Удк. Задание 3)
Логопед:
- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
Логопед:
- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Правило!
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.
Логопед:
- Повторите предложение. О ком говорится в предложении?
Ученик:
- Об ученике.
Логопед:
- Что говорится об ученике?
Ученик:
- Ученик потерял закладку.
Логопед:
- Назовите 1-ое слово предложения?
Ученик:
- Новый.
Логопед:
- Почему это слово написано с заглавной буквы?
Ученик:
- Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.
Логопед:
- Какой знак препинания обозначает конец предложения?
Ученик:
- Точка.


6. Гимнастика для глаз.
Логопед:
- Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.


7. Динамическая пауза 
1. Массаж шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.


8. Д/игра «Сыщики». 
Логопед:
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.


(Удк. Задание 4)
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.


(Удк. Задание 5)
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.


Логопед:
- Чем отличается словосочетание от предложения?
Правило!
Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.


9
. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)
Логопед:
- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?
у
- Интонация конца предложения, пауза.
Текст 1.
По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)
Текст 2.
У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)
Текст 3.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6)
Текст 4.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)


10. Определение количества предложений в тексте.
Логопед:

(Удк. Задание 7)
- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.
(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)
Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
(Удк. Задание 8)
- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Ученик:
- Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.
Логопед:
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».

Я работал на уроке:

На уроке мне было:
Моё настроение:


Учебно-дидактическая карточка
Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________
1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
василий, фёдор, семён, иванов. ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2. В ряду букв найди и выпиши «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп________________________________________________________________________
шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро________________________________________________________________________
кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял________________________________________________________________________
3. Определи, в какой строке спрятались слова, словосочетания и предложение?
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку. ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Найди все предложения, посчитай и запиши их количество в ячейку.
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
5. Найди все словосочетания, посчитай, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
6. Определи по интонации количество предложений в тексте. Запиши их количество в скобках.
Текст 1.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь (……………)
Текст 2.
У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду (……………)Текст 3.
Хотела галка пить на дворе стоял кувшин с водой в кувшине вода была только на дне галка стала кидать в кувшин камушки вода поднялась теперь можно было пить (……………)(По Л. Толстому)
Текст 4.
Осень наступила высохли цветы
и глядят уныло голые кусты
вянет и желтеет травка на лугах
только зеленеет озимь на полях (……………) (А. Плещеев)
7. Определи на слух, сколько слов в каждом предложении. Запиши цифру в скобках. Расставь точки в предложениях.
Таня рисовала простым карандашом скучные получились картинки взяла Таня цветные карандаши шиповник расцвел алыми цветами засияла река зашумели зелёные камыши ужи повернули жёлтые шейки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Тишина в лесу легко скользят по снегу лыжи в воздухе пушистые снежинки на вершинах сосен мохнатые шапки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)
8. Расставь точки в предложениях, и запиши количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие они ещё слепые котята постоянно ищут мать кошка кормит их своим молоком скоро котята подрастут они откроют глазки кошка будет приучать их ловить мышей
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Пришла осень опустели поля и леса стаи птиц устремились к югу с каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение " 2 класс
Тема. Слово, словосочетание ,предложение. Составление словосочетаний
Класс: 2 класс
Цель.
Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.
Задачи:
-дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
-учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой -грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
-формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
-развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
-воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.


Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание!...» Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, , ручка, цветные карандаши.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.

II.
Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».
Логопед:
***
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами
(А. Шибаев)
Учебно-дидактическая карточка (Удк).
(Удк. Задание 1)
***
-
Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов.


- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?
Ученик:
- лук, сли/ва, ка/ша, ку/ри/ца, кни/га, оч/ки, ба/боч/ка, и/ва/нов.


2. Сообщение темы занятия. Целеполагание. 
Логопед:
- Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».
- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.


3
. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)
Логопед:
- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыропшлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистрокепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерялУченик:
- потерял закладку
новый ученик
сегодня потерял


Логопед:
***
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова, но не равны у них права,
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу. (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)
***
Правило!
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.


4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»
Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три. И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)


5.
Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение». 
(Удк. Задание 3)
Логопед:
- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
Логопед:
- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Правило!
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.
Логопед:
- Повторите предложение. О ком говорится в предложении?
Ученик:
- Об ученике.
Логопед:
- Что говорится об ученике?
Ученик:
- Ученик потерял закладку.
Логопед:
- Назовите 1-ое слово предложения?
Ученик:
- Новый.
Логопед:
- Почему это слово написано с заглавной буквы?
Ученик:
- Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.
Логопед:
- Какой знак препинания обозначает конец предложения?
Ученик:
- Точка.


6. Гимнастика для глаз.
Логопед:
- Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.


7. Динамическая пауза 
1. Массаж шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.


8. Д/игра «Сыщики». 
Логопед:
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.


(Удк. Задание 4)
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.


(Удк. Задание 5)
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.


Логопед:
- Чем отличается словосочетание от предложения?
Правило!
Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.


9
. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)
Логопед:
- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?
у
- Интонация конца предложения, пауза.
Текст 1.
По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)
Текст 2.
У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)
Текст 3.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6)
Текст 4.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)


10. Определение количества предложений в тексте.
Логопед:

(Удк. Задание 7)
- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.
(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)
Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
(Удк. Задание 8)
- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Ученик:
- Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.
Логопед:
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».

Я работал на уроке:

На уроке мне было:
Моё настроение:


Учебно-дидактическая карточка
Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________
1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
василий, фёдор, семён, иванов. ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2. В ряду букв найди и выпиши «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп________________________________________________________________________
шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро________________________________________________________________________
кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял________________________________________________________________________
3. Определи, в какой строке спрятались слова, словосочетания и предложение?
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку. ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Найди все предложения, посчитай и запиши их количество в ячейку.
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
5. Найди все словосочетания, посчитай, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
6. Определи по интонации количество предложений в тексте. Запиши их количество в скобках.
Текст 1.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь (……………)
Текст 2.
У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду (……………)Текст 3.
Хотела галка пить на дворе стоял кувшин с водой в кувшине вода была только на дне галка стала кидать в кувшин камушки вода поднялась теперь можно было пить (……………)(По Л. Толстому)
Текст 4.
Осень наступила высохли цветы
и глядят уныло голые кусты
вянет и желтеет травка на лугах
только зеленеет озимь на полях (……………) (А. Плещеев)
7. Определи на слух, сколько слов в каждом предложении. Запиши цифру в скобках. Расставь точки в предложениях.
Таня рисовала простым карандашом скучные получились картинки взяла Таня цветные карандаши шиповник расцвел алыми цветами засияла река зашумели зелёные камыши ужи повернули жёлтые шейки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Тишина в лесу легко скользят по снегу лыжи в воздухе пушистые снежинки на вершинах сосен мохнатые шапки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)
8. Расставь точки в предложениях, и запиши количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие они ещё слепые котята постоянно ищут мать кошка кормит их своим молоком скоро котята подрастут они откроют глазки кошка будет приучать их ловить мышей
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Пришла осень опустели поля и леса стаи птиц устремились к югу с каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение " 2 класс
Тема. Слово, словосочетание ,предложение. Составление словосочетаний
Класс: 2 класс
Цель.
Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.
Задачи:
-дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
-учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой -грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
-формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
-развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
-воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.


Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание!...» Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, , ручка, цветные карандаши.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.

II.
Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».
Логопед:
***
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами
(А. Шибаев)
Учебно-дидактическая карточка (Удк).
(Удк. Задание 1)
***
-
Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов.


- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?
Ученик:
- лук, сли/ва, ка/ша, ку/ри/ца, кни/га, оч/ки, ба/боч/ка, и/ва/нов.


2. Сообщение темы занятия. Целеполагание. 
Логопед:
- Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».
- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.


3
. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)
Логопед:
- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыропшлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистрокепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерялУченик:
- потерял закладку
новый ученик
сегодня потерял


Логопед:
***
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова, но не равны у них права,
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу. (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)
***
Правило!
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.


4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»
Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три. И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)


5.
Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение». 
(Удк. Задание 3)
Логопед:
- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
Логопед:
- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Правило!
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.
Логопед:
- Повторите предложение. О ком говорится в предложении?
Ученик:
- Об ученике.
Логопед:
- Что говорится об ученике?
Ученик:
- Ученик потерял закладку.
Логопед:
- Назовите 1-ое слово предложения?
Ученик:
- Новый.
Логопед:
- Почему это слово написано с заглавной буквы?
Ученик:
- Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.
Логопед:
- Какой знак препинания обозначает конец предложения?
Ученик:
- Точка.


6. Гимнастика для глаз.
Логопед:
- Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.


7. Динамическая пауза 
1. Массаж шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.


8. Д/игра «Сыщики». 
Логопед:
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.


(Удк. Задание 4)
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.


(Удк. Задание 5)
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.


Логопед:
- Чем отличается словосочетание от предложения?
Правило!
Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.


9
. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)
Логопед:
- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?
у
- Интонация конца предложения, пауза.
Текст 1.
По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)
Текст 2.
У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)
Текст 3.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6)
Текст 4.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)


10. Определение количества предложений в тексте.
Логопед:

(Удк. Задание 7)
- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.
(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)
Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
(Удк. Задание 8)
- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Ученик:
- Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.
Логопед:
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».

Я работал на уроке:

На уроке мне было:
Моё настроение:


Учебно-дидактическая карточка
Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________
1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
василий, фёдор, семён, иванов. ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2. В ряду букв найди и выпиши «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп________________________________________________________________________
шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро________________________________________________________________________
кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял________________________________________________________________________
3. Определи, в какой строке спрятались слова, словосочетания и предложение?
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку. ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Найди все предложения, посчитай и запиши их количество в ячейку.
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
5. Найди все словосочетания, посчитай, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
6. Определи по интонации количество предложений в тексте. Запиши их количество в скобках.
Текст 1.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь (……………)
Текст 2.
У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду (……………)Текст 3.
Хотела галка пить на дворе стоял кувшин с водой в кувшине вода была только на дне галка стала кидать в кувшин камушки вода поднялась теперь можно было пить (……………)(По Л. Толстому)
Текст 4.
Осень наступила высохли цветы
и глядят уныло голые кусты
вянет и желтеет травка на лугах
только зеленеет озимь на полях (……………) (А. Плещеев)
7. Определи на слух, сколько слов в каждом предложении. Запиши цифру в скобках. Расставь точки в предложениях.
Таня рисовала простым карандашом скучные получились картинки взяла Таня цветные карандаши шиповник расцвел алыми цветами засияла река зашумели зелёные камыши ужи повернули жёлтые шейки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Тишина в лесу легко скользят по снегу лыжи в воздухе пушистые снежинки на вершинах сосен мохнатые шапки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)
8. Расставь точки в предложениях, и запиши количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие они ещё слепые котята постоянно ищут мать кошка кормит их своим молоком скоро котята подрастут они откроют глазки кошка будет приучать их ловить мышей
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Пришла осень опустели поля и леса стаи птиц устремились к югу с каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий , 1 класс (ОНР)

Календарно-тематическое планирование является более точным и конкретным по сравнению с перспективным планом. Предлагаю коллегам воспользоваться материалом....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 2 класс

Предлагаю календарно - тематическое планирование логопедических занятий в группе детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

Тема : «Полезные суффиксы». ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 класс ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Предварительная работа: - усвоены понятия «части речи»: существительное, прилагательное, глагол.- усвоено понятие «состав слова» (приставка, корень, суффикс, окончание).- усвоены понятия  «с...

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Логопедическая программа 2 класс

Данный курс направлен на коррекцию речи учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у дете...