Игры для развития слухового внимания на логопедических занятиях.
статья по логопедии

Зайруллина Екатерина Юрьевна

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью. (Т.Б.Филичева)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т.Б.Филичева). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития слухового внимания на логопедических занятиях.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью. (Т.Б.Филичева)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т.Б.Филичева).

           Нарушения фонематического восприятия часто отмечается у детей, поступающих в школу, а также выявляется в процессе обучения, особенно у детей с нарушениями речи.

На сегодняшний день в  начальной школе наблюдаются  трудности формирования навыков чтения и письма в целом у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в разнообразных формах как в устной, так и в письменной речи. На ровне с этим отмечается неумение слушать и слышать предъявляемый таким детям тот или иной материал. В этом случаи, чем позже родители и учитель обнаружат и решат  предпринять конкретные действия, тем труднее будет  учиться в дальнейшем.

 У детей с ограниченными возможностями здоровья часто западает функция обработки и усваивания информацию, которую они слышат, также полноценно, как нормотипичные дети. Учёные отмечают тот факт, что существует ряд причин,  создающих проблемы распознания мозгом звуков человеческой речи и их обработки.
          Учёные  Л. С. Выготский, Е. М. Беспаленко, Р. С. Немов,  Т. Б Филичева и др., в своих трудах обозначают, что работа по коррекции слухового внимания у детей, имеющих нарушения речи, начинается со специальных игр и упражнений, которые помогают развивать способность к слуховому вниманию, умение узнавать и различать неречевые звуки, звуки речи, а затем и саму речь.

Нарушения слухового восприятия наиболее выраженно в снижении слухового внимания, что тормозит развитие познавательной деятельности. Нарушения слухового восприятия возможно устранить в значительной степени посредством специально организованных игр. В системе коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ могут быть применены, своего рода, различные психологические и логопедические тренажёры, а также развивающие проблемные задачи.

 

Логопедические игры, используемые для развития слухового внимания:

Игра «Назови правильно»

Инструкция: Взрослый даёт ребёнку два кружка — красный и зелёный — и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен

поднять зелёный кружок, если неправильное — красный, и

громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

БАМАН ВАВАН                АЛЬБОМ АЛЬПОМ

ПАМАН ДАВАН               АЙБОМ АЛЬМОМ

БАНАН БАВАН                 АНЬБОМ АЛЫНОМ

БАНАМ ВАНАН                АВЬБОМ АБЛЁМ

ВИТАМИН ВИТАНИН       КЛЕТКА КЪЕКТА

МИТАНИН МИТАВИН      КЪЕТКА КВЕКТА

ФИТАМИН ФИТАВИН      КЛЕТТА ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ ВИТАНИМ      ТЛЕТКА КВЕТКА

Игра «Доскажи стишок»

Инструкция: Я прочитаю стишок, а ты подбери рифму и закончи стихотворение:

Лексический материал:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

Игра «Исправь ошибку»

Инструкция: Я говорю преждлжения, если услышишь ошибку - исправь её, скажи правильно.

Лексический материал:

Мыло моют руками.

Нос вытирают носовым платком.

Сгущённое молоко поливают оладьями.

Обувную щётку чистят обувью.

Помидоры поливают водой.

Воду поливают огурцами.

Цветами нюхают нос.

Ножницы режут цветной бумагой.

Поезд управляет машинистом.

Кружку наливают в воду.

Игра «Шёпот»

Инструкция: Я буду говорить шёпотом, а ты повтори громко (необходимо отойти от ребёнка приморено на расстояние 5-6 метров, прикрыть рот листом бумаги).

Лексический материал: птичка, дом, часы,птичка зайчик, рыба, дом, часы, мыло, мыло, зайчик, рыба.

 Игра «Словечки-парочки»

Инструкция: Я читаю слова, а ты повторяй за мной точно также.

Лексический материал:

Ком - дом

Мыльница-мельнца

Бочка-дочка

Кость-гвоздь

Мышка-мишка и т.д.

Игра «Запомни пары»

Инструкция:

- Взрослый медленно и чётко читает пары слов, ребёнок слушает, запоминает.

- Взрослый проговаривает первое слово из пары, ребёнок называет втрое.

Лексический материал:

Ночь-луна

Спички-костер

Солнце-жара

Стебель-цветок

Треугольник-квадрат

Курица-ципленок-

Жук-стрекоза

Пирог-обед

Тюль-окно

Музыка-скрипач и т.д.

Это небольшое количество вариантов игр, используемых на логопедических занятиях. Дети с большим интересом выполняют игровые упражнения, что положительно влияет на их мотивацию, а также развивают слуховое внимание, фантазию и мышление.

Очень важно на должном уровне подготовить основу для обучения грамоте. Множество подобных игр помогут дошкольнику и младшему школьнику в полноценном и своевременном развитии фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических представлений, а также в формировании лексически богатой и фонетически чёткой речи,  что является одной из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку.

Статья подготовлена по материалам книгам Елены Молчановой "300 игр для развития слухового внимания ребёнка", Т.А Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто тебя позвал"

Правила игры (два варианта), свёрстанные для разрезания и вклеивания в тетради.Игра "Угадай, кто тебя позвал" развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие.В эту игру играют в комп...

Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.

Статья предназначена для педагогов работающих с глухими детьми....

Рекомендации для учителей "Игры на развитие слухового внимания"

Рекомендации для учителей "Коррекция дисграфии: упражнения для использования на уроках письма"...

Игры для развития слухового внимания

Игры для развития слухового внимания...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....