рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1  класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, ТМНР.

       Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

       Основные задачи:

- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами;

- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомо­торного развития.

Характеристика обучающихся.

У детей отсутствует устная речь,  коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов, вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Можгу выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций.

Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации социального взаимодействия.

В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.                           

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Ожидаемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Обучающиеся к концу учебного года:

- реагируют на обращение к нему;

- слушают речь педагога;

- понимают слова педагога;

- выполняют пальчиковые упражнения;

- различают звуки окружающей действительности;  

- выполняют речевое подражание;

- выполняют простые поручения по просьбе учителя;

-понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.;

- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;

- умеют различать речевые и неречевые звуки;

- умеют подражать речевым звукам;

- умеют использовать вербальные средства коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmnr_1_kl.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………..........................….3
  2. Содержание программы…………………….……………….....…6
  3. Календарно – тематическое планирование…………………….......7
  4. Учебно-методическое обеспечение…………………………….…12

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена  на  2022/2023 учебный год для обучающихся 1 "Д"  класса (Наход Денис, Яровая Александра, Козырь Александр, Котов Теодор, Петлин Кирилл, Баранов Алексей). Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

       Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

       Основные задачи:

- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами;

- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.

Характеристика обучающихся.

У детей отсутствует устная речь,  коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов, вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Можгу выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций.

Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации социального взаимодействия.

В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.                            

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Ожидаемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Обучающиеся к концу учебного года:

- реагируют на обращение к нему;

- слушают речь педагога;

- понимают слова педагога;

- выполняют пальчиковые упражнения;

- различают звуки окружающей действительности;  

- выполняют речевое подражание;

- выполняют простые поручения по просьбе учителя;

-понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.;

- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;

- умеют различать речевые и неречевые звуки;

- умеют подражать речевым звукам;

- умеют использовать вербальные средства коммуникации.

Содержание программы.

п/п

Содержательные линии

Коррекционно-развивающие задачи

1

Обследование

Совместная работа с учителем по выявлению уч-ся, нуждающихся в логопедической помощи. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий.

2

Развитие артикуляционного аппарата

Вызывание звуков, добиваться активизации движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков

3

Активизация речевого подражания

Побудить ребенка реагировать на обращение к нему;

научить ребенка слушать речь педагога, понимать слова педагога, развивать моторику, слуховое восприятие, внимание, память;   учить выполнять простые поручения по словесной инструкции, вызывать речевое подражание.

4

Формирование первых форм слов, двух- трёхсловной фразы.

6

Логопедическое обследование по итогам года

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование учащихся

4

2

Коммуникативное взаимодействие

10

3

Пиктограммы

9

4

Выполнение простых инструкций

9

5

Развитие имитации артикуляционных упражнений

9

6

Мимика и эмоции

9

7

Подражание

18

Итого

68

Формы контроля:

анализ устной речи в начале и в конце года.

Календарно – тематическое планирование.

68 часов

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

план

факт

1-2

Обследование учащихся

2

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии;

- обследование речи:

-понимание обращенной речи;

- внятность речи.

-лексический строй речи.    

3-4

Приветствие: «Здравствуйте, привет»

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений;

- научить различать многозначность жеста;

- учить соотносить жест со словом. Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом.

5-6

Приветствие: «До свидания!»

2

Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом.

7-9

Знакомство с понятием: «Дай»

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и  соотносить жест со словом;

- научить различать многозначность жеста;

- воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

10-11

Знакомство с понятием: «На»

2

12-13

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!»

2

14-15

Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом;

-  развивать

слуховые функции.

- расширять

рамки слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие

слухового внимания и восприятия

16-17

Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом.

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом;

-  развивать

слуховые функции.

- расширять

рамки слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие

слухового внимания и восприятия.

18-20

Выполнение простых инструкций: «Посмотри на меня» и т.д.

3

Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;

- развивать эмоциональное общение;

- побуждать к визуальному контакту;

- формировать умение слушать и слышать педагога. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.

21-23

Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку»

3

24-32

Имитация элементарных артикуляционных движений.

9

Учить имитировать элементарные артикуляционные движения;

- развивать артикуляционный праксис в играх на подражание Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.

33-34

Рассматривание фотографий.

2

Учить узнавать сверстников, педагога на фотографиях.

- побуждать называть имена сверстников или указывать жестом. Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.

35-37

Семья

- «Показ близких, детей, кукол».

- «Работа над словами: дай, на, где, еще».

3

Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;

- учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки.

Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения.

38-39

Я – ребенок.

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

-понимать графические изображения;

- учить детей пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании.  Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы); показывать на себе и соседе части лица и тела.;

40-42

Части тела и лица.

- «Лицо мое и соседа».

- «Тело мое и соседа»

3

43-45

Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.

3

Учить детей отзываться на свое имя.

Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку в классе. Жест «я», «меня зовут». Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.

46-48

Эмоции и мимика:

- «Смех - радость»;

- «Слезы - грусть»;

- «Удивление»;

- «Злость»;

- «Страх»

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Научить распознавать эмоции. Учить использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении.

Учить различать и запоминать цепочки звукоподражаний. Уметь распознать эмоции.

Уметь применять технику экспрессивного выражения эмоций.

Уметь использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Уметь использовать ранее изученные жесты.

49-57

Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений

9

Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау, уа, ту-ту, кап-кап…» Имитация движений под музыку. Жест «приветствие ». (Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка «Репка»)

58-66

Развитие экспрессивной речи.

- Подражание крикам животных.

- Подражание музыкальным инструментам.

-Подражание транспортным шумам.

9

Совершенствовать навыки звукоподражания;

- учить соотносить звуки с реальными Выполнение действий по образцу: с игрушкой,

на примере предметных картинок;

работа над пониманием простых инструкций.

Показ действий в привычных ситуациях

Расширение пассивного глагольного  словаря с помощью картинок: действия, совершаемые одним лицом; действия, совершаемые разными лицами; нахождение названной или показанной картинки среди других.предметами.

67-68

Обследование

2

- обследование вербальной (невербальной) речи:

-понимание обращенной речи;

- внятность речи.

-лексический строй речи.    

Материально – техническое обеспечение.

Список литературы:

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007

2. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц

3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

5. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.

6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с

7. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

8. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.

Вариативные дидактические материалы:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

—      обувь, одежда

—      посуда, игрушки

—      домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

—      домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

—      овощи, фрукты, ягоды

—      растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

—      рыбы, продукты питания

—      профессии, транспорт

—      времена года

—      части тела человека

—      школа, мебель

—      дом и его части

—      действия (глагольный словарь)

—      занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

—      сюжетные картины

—      серии сюжетных картин

—      тематические картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...

Рабочая программа по ФГОС 1-4 класс

     Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе программы по «Физическая культура» (для четырехлетней начальной школы) (Б.Б.Егорова, Ю.Е.Пересадина...

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса, окружающий мир

Пояснительная записка.Календарно-тематическое  планирование  по окружающему миру  во 2 классе  составлено  на  основе программы  «Школа России» (под редакцией П...

Рабочая программа по ФГОС для 1 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса (школа России)

Рабочая программа,календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы . АООП, ФГОС, вариант II.

Программа  содействует общему развитию детей с ОВЗ. Готовит их к самостоятельности в быту. Формирует базовые учебные действия. Формирует представления об окружающем мире.Дети на занятиях ст...

рабочая программа логопеда ФГОС вариант 1 , легкая умственная отсталость 1 класс

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...