Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
консультация по логопедии

Леонтьева Марина Сергеевна

          Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения  плавности  речи  и интонационной  выразительности.

         Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._mart_2.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи   

                                                                                         

          Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи,  четкого соблюдения  пауз, сохранения  плавности  речи  и интонационной  выразительности.

        Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.        

          Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей с дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи.  В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен  и происходит обычно через нос, несмотря  на  постоянно полуоткрытый  рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

        Одной из задач логопедической  работы   является  применение различных приемов  дыхательной  гимнастики,  направленной на увеличение  длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слогов и слов.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить  вдох  и экономно, плавно расходовать воздух  на выдохе.

 При  выполнении дыхательной  гимнастики необходимо соблюдать:

  • регламент в пределах 3–5минут, чтобы  не вызвать у детей головокружения  и  негативных реакций;
  • не допускать общего мышечного напряжения,  поднятия  плеч при вдохе и вытягивания  шеи вперед,
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
  • одежда ребенка не должна стеснять его движения;
  • помещение должно быть хорошо проветренным;
  • осанка ребенка должна быть правильной  при выполнении дыхательной гимнастики  как сидя, так и стоя
  • воздух набирать через нос;
  • выдох  должен быть длительным  и плавным.
  • дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после  плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы  между занятиями  и последним  приемом  пищи прошел  хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся  натощак.

Статическая дыхательная гимнастика.

Для  воспитания  неречевого дыхания учат быстрому  вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться  по силе.  Можно проводить  следующие статические дыхательные упражнения:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота  легкие ватные шарики (мячи);
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

                                                                               

  • подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • подуть в детскую игрушку «язычок»
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Для дифференциации  носового  и  ротового  дыхания   предлагаются такие упражнения:           вдох носом – выдох через рот;

  • вдох одной ноздрей – выдох другой;
  • вдох – выдох через нос;
  • вдох носом – выдох через нос;
  • вдох ртом – выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
  • вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические  дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка  неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплект тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания  включают активизирующие и релаксационные упражнения.

Расслабляющие движения:

  • подражание полету птиц;
  • поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;
  • поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными  руками вперед, назад;
  • наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
  • медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот;
  • медленное потряхивание кистью сначала правой  руки по бокам туловища, потом  левой, корпус слегка наклонен и др.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:

  • Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
  • Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
  • Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
  • Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
  • Отведение локтей  назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.

Фонационная дыхательная гимнастика.

 Для воспитания речевого дыхания  детей учат рационально, экономно производить  выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.  Предлагают длительно, на одном выдохе , воспроизводить  различные звукоподражания.  Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох  должен  быть длительным. Сначала произносим один гласный  на одном  выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки,  подражая  разным  животным  или насекомым  (ж-ж-ж ;(жук), з-з-з-з  (комар) и т.д.)

Речевая дыхательная гимнастика.

        На завершающем этапе работы  над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия  и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении  всего  высказывания  и сохранение темпо-ритмической  и  звуко-слоговой структуры  высказывания.

  • Слоги  на одном  выдохе и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
  • Слова на одном выдохе: счет до 5, до 10, дни недели,  времена  года, названия месяцев
  • Фразы на одном выдохе. Например пословицы:

    Береги нос в большой мороз.    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.

  • Произнесение  предложений на одном выдохе  под  удары мяча.

Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

Меня зовут Вася (3 броска мяча). Мне пять лет (3 броска мяча).

Мою маму зовут Лена (4 броска мяча).

  • Чтение стихотворения, сопровождая  каждое слово броском мяча об пол.
  • Логоритмические  упражнения без музыкального сопровождения.

 Их целью является тренировка речевого дыхания  при  выполнении движений.

Например  упражнение  «Зима».

 

Вот снежинки вниз летят,         (Руки подняты вверх, постепенно опускаются,    

                                                     кисти изображают падающие снежинки ).                                                                                                                                  

На дома и на ребят.                     (Руки вверх – вниз.)

Мы на улицу пойдём.                     (Ходьба  на месте, размахивая руками.)

И в снежки играть начнём.      (Наклонились, «слепили» снежок,   бросили.)

Падай снег, веселей!                  (Руки  вверх, постепенно опускаются, кисти  

                                                  ритмично опускаются и поднимаются)    

Будет всё вокруг белей.         (Круговые движения руками.)

Описанные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают  технологии  коррекции  речи у детей . Эти упражнения можно отнести к кинезитерапии, т. е. лечение движением. В нашем примере это воспитание движением  правильно организованного речевого дыхания  и координации  речи с движениями.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у лиц с патологией речи.

quot;Дыхание правит всем" (индийская пословица).Речевое дыхание - это основа правильной речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР

Представлен материал для развития речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР...

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей

Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...

Методическая разработка на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта проявляются грубые нарушения речи. Речь часто отсутствует либо формируется с большим запозданием.Дыхани...

Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи

В статье обоснована необходимость включения дыхательной гимнастики в логопедическое занятие, а также даны практические примеры упражнений....

План самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"

План самообразования учителя-логопедаПлан самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"...