Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи».
проект по логопедии (1 класс)

Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи».

Реализация:

2024-2025 -1 класс 14чел

Паспорт проекта:

  • Тип проекта: краткосрочный, творческий
  • Сроки реализации: 1 месяц

Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития

Задачи:

1. Развивать у первоклассников все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь, формировать словарь и звуковую культуру речи.

2. Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности

3. Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей

4. Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей

5. Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки

6. Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Планируемые результаты:

- улучшение развития общей моторики и координации движений;

- снятие физического и психического напряжения;

- совершенствование фонематического восприятия;

- умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи

- совершенствование связной диалогической и монологической речи;

- развитие творческих способностей детей.

Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Актуальность:

Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.

Творческая реализация проекта:

1. Мирончик Т. Л. «Творческое развитие младших школьников, развивающая сказкотерапия, диагностика способностей дошкольников».

2. Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»(с родителями)

3. Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности

4. Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей», «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»

5. Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)

Содержание проекта:

Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей.

Мирончик Т. Л. «Творческое развитие младших школьников, развивающая сказкотерапия, диагностика способностей дошкольников». К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности?

Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»

Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.

Помните, когда вы с ребенком прочитали первую книгу?

1. Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»

2. У моего ребёнка нет тяги к книгам

Какие книги стоят на полке в его детской?

1. Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература

2. На полках в детской мало книг

Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?

1. Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает

2. Не помню такого

Воображает ли он себя персонажем сказок?

1. Да, он представляет себя разными героями

2. Нет

Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?

1. Да, часто

2. Нет

Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?

1. Да, никогда не забуду

2. Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости

Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:

1. Знает наперёд все ответы

2. Не смотрит такие передачи

Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?

1. Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг

2. Нет

Когда ребенок Вам что-то рассказывает, он:

1. Он эмоционален и артистичен

2. Он предпочитает слушать, не очень эмоционален

После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)

В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.

Перспективный план работы:

1. Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по неделям)

2. Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева.Е.Н. Моносова)

3. Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:

  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Три медведя»
  • «Гуси-лебеди» и др.

4. Составление рифмы по лексическим темам

5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)

6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:

  • Речевых тренажёров (Истории про колобка)
  • Мнемотехники (чистоговорка«Колобок», «Ну и лошадка»«Платок», «Две руки», «Ромашки», «Пирог» и др., сказки «Репка», рассказы о временах года, по темам
  • Живая мнемотехника (видео)
  • «Сказка-малышка»(по кубикам)

7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)

8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)

9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:

  • «Составь описание»
  • Составь рассказ по картинкам: «Летом», «На реке», «Ёжики», «Гроза»
  • Перескажи сказку о букве ( «Буквенные сказки»)
  • «Радуга»(по картинкам)
  • «Рифмованные миниатюры»

10. Составление сказок по любимым мультфимам:

  • Истории про «Смешариков»
  • Истории про «Машу и медведя»
  • Истории про «Лунтика»

11. Составления сказок о героях – помощниках:

  • Интерактивная собачка «Шонни»
  • Змейка «Нила»
  • «Каркуша»
  • «Незнайка»
  • Клоун «Стёпа»

12. Игры и упражнения: «Салат из сказок», «Попробуй угадать конец фразы», «Добавь слова», «Слова перепутались», «Оживим картинку», «Видеоскоп», «Мысленное путешествие по картинке» и др.

В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.

Литература:

1. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006

2. И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008

3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008

4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012

5. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011

6. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008

7. Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей — ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996

8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004

9. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009

#1058;емникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Развитие творческих способностей школьников в учебном процессе

Развитие  творческих способностей школьников в учебном процессеРиве Юлия НиколаевнаМБУ сш. №24 }В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...

Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»

Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей младших школьников»

Младший школьный возраст  наиболее благоприятный период для развития индивидуальных  особенностей....