Главные вкладки

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»
    статья по теме

    Ирина Петровна Стемплевская

    Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .

    Предметом исследования являются  содержание, организационные формы и методы развития и формирования творческих способностей обучающихся. Исходя из цели проекта, мною была выдвинута гипотеза проекта:  если использование  новых  информационных технологий на уроках педагогически целесообразно, то усиливаются интеллектуальные возможности обучающихся и  развиваются  их творческие способности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                    

             Педагогический проект


    на тему «Развитие творческих способностей  обучающихся  посредством  использования  новых  информационных технологий»

    Учитель: Стемплевская Ирина Петровна

    Образование: высшее ГОУ ВПО "ИГЛУ",

     Пед. стаж-7 лет

    2кв. категория

            

    Содержание

    I. Отчёт о реализации педагогического проекта

    1.1.Актуальность темы проекта.

    1.2. Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.
    1.3.  Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления. Цель проекта.
    1.4. Анализ возможных способов решения проблемы, обоснование способа решения проблемы.
    1.5. Ожидаемые результаты   проекта.
    1.6. Результативность проекта.
    1.7. Краткий тезаурус по теме проекта.
    1.8. Выводы.
    1.9. Литература.

     1.1. Актуальность темы проекта.

    Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.
    Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.


    1.2. Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.

    Начав работать по своей теме, я пришла к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки  практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них очень мало заданий творческого характера.   Как же воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».


    1.3. Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления. Цель проекта.
     Небольшой опыт   позволил мне увидеть  противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных  программах, отведенного на изучение информационных технологий. Из этих противоречий возникла 
    проблема  моего проекта, которая заключалась в поиске ответа на вопрос: «Какие  педагогические условия  являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей   с использованием новых информационных технологий».
    Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно оснащена компьютерной техникой, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также  не давал покоя  вопрос: «А какие  новые информационные технологии нужно использовать   и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся?   Поэтому я поставила перед собой
    цель: исследовать влияние   новых информационных технологий  на развитие творческих способностей в процессе обучения  

    Исходя из выше изложенного, была сформулирована тема моего  проекта «Развитие творческих способностей  обучающихся   посредством  использования  новых  информационных технологий».
    Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике   .
    Предметом исследования являются  содержание, организационные формы и методы развития и формирования творческих способностей обучающихся.   Исходя из цели проекта, мною была выдвинута гипотеза проекта:  если использование  новых  информационных технологий на уроках   педагогически целесообразно, то усиливаются интеллектуальные возможности обучающихся и  развиваются  их творческие способности.


    1.4. Анализ возможных способов решения проблемы, обоснование способа решения проблемы.
    Для решения проблемы своего проекта:

    1. обучающимся, которые имеют домашний компьютер, стала задавать  домашние задания, например, создать кроссворд с помощью электронных таблиц Excel, написать реферат, создать презентацию, нарисовать рисунок в графическом редакторе Paint;
    2.  изучила теоретический материал по  этой проблеме;

      В ходе решения проблемы снова возникли вопросы: «Какие творческие способности нужно развивать у обучающихся?»,  «А как оценивать работы, например,  презентации?». Появилась необходимость в диагностировании творческих способностей обучающихся,  создании критериев оценки компьютерной презентации.
    Исходя из цели и гипотезы проекта, мною были определены следующие   
    задачи проекта:

    1. определить  структуру  творческих способностей;
    2.  определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся;
    3.  выделить педагогические условия,  способствующие развитию   творческих способностей обучающихся   с применением новых информационных технологий;
    4. развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;
    5. создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий.
    6. разработать комплекс  заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей;
    7. выработать  критерии оценки  компьютерной презентации.

    1.5. Ожидаемые результаты   проекта.
    Ожидаемыми результаты   проекта являются:

    1. разработанный комплекс творческих заданий, на основе которых будет определена методика организации урока по развитию и закреплению творческих способностей обучающихся;
    2. подготовка обучающихся к жизни и деятельности в условиях  современного информационного  общества;
    3. получение обучающимися знаний, умений и навыков работы с новыми информационными технологиями; стремление  личности обучающихся к творчеству, оригинальности, самовыражению.

    Для достижения цели проекта и решения поставленных задач использовались следующие методы проектирования: анализ, сравнение, обобщение и систематизация в области технологии и педагогики по проблеме творчества школьников, наблюдение, анкетирование, самооценка, самоанализ.


    1.6. Результативность проекта. 

     В ходе работы над проектом определена структура творческих способностей. 
    Содержательно- операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов (Я.А. Пономарев, В.С. Ротенберг, Н.Н. Поспелов, Ю.П. Саламатов и др.) выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности (Я.А. Пономарев, А.Г. Спиркин). Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.   
    Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.
    Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности,  выделены:
    1) Способность отстаивать свою творческую позицию.
    2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.
    Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональной природе.
    Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.
    Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого  сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.
    Диагностика эмоционального и коммуникативного  компонентов содержала анкетирование, изучение результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы.
    Определены
    показатели развития творческих способностей: владение большим объёмом информации; самостоятельный перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение скрытых зависимостей и связей; умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию; по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи; способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.
    Развитию творческих способностей на уроках информатики стимулируют апробированные мною следующие педагогические условия:
    разрешение и поощрение множества вопросов;
    создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
    стимулирование ответственности и независимости;
    акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
    внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

    Идёт работа над развитием информационной компетентности. В настоящее время в школе имеется доступ к информационным ресурсам Internet. Обучающиеся учатся работать с электронной почтой, находить информацию в сети Internet, посещают кружок информатики. Создана система работы с программами пакета Microsoft Office, которые помогают раскрывать творческие способности обучающихся. Разработана система заданий с применением новых информационных технологий. Среди различных вариантов классификации заданий соответственно характеру деятельности выделяю следующие основные типы заданий:
    1) задания рецептивного характера, направленные на усвоение знаний;
    2) задания репродуктивного характера, направленные на применение знаний, по образцу, в знакомой ситуации;
    3) задания творческого характера, направленные на применение знаний в незнакомых ситуациях.
    Достоинством данной типологии является возможность выделения соответственно первым трём типам заданий трёх уровней усвоения содержания образования:
    восприятия и запоминания;
    репродуктивный;
    творческий.

    Обучающиеся сами создают ресурсы, которые используются в учебном процессе: обучающие презентации, кроссворды с помощью электронных таблиц Excel и текстового редактора Word, пишут рефераты.
    1.7. Краткий тезаурус по теме проекта.
    Проект (от лат. «брошенный вперёд) – это система планируемых и реализованных действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей и решения конкретных задач.
    Педагогический проект – мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической деятельности и упорядочения профессиональной деятельности.
    Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; воспроизводимое ядро методики, воспроизводимое операционально, а не буквально содержательно.
    Новые информационные технологии (НИТ) – это технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику.
    Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
    Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности.
    Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо.
    Показатели – характеристика отдельных сторон объекта или процесса, имеющего количественное и качественное выражение.

    1.8. Выводы.
    Теоретическая значимость проекта состоит в том, что теоретически обоснованы педагогические условия для развития творческих способностей обучающихся на уроках информатики.
    Практическая значимость проекта определяется апробированным на практике содержанием, технологией по развитию творческих способностей обучающихся;
    конкретизированы методики стимулирования творческого развития обучающихся;
    результаты проекта могут оказать методическую помощь по организации учебного процесса   направленного на развитие творческих способностей в практической работе массовой школы;
    результаты проекта могут быть применены в дальнейшей разработке проблем развития творческих способностей школьников посредством новых информационных технологий и могут стать основой для дальнейшего проектирования и разработки.

    Таким образом, новые информационные технологии (НИТ) выступают как средство развития познавательных процессов, творческих способностей обучающихся. Средства информационных технологий позволяют школьнику самому воплотить свои фантазии «в электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей.
    Выдвинутая мною гипотеза проекта подтверждена. Педагогически целесообразное применение новых информационных технологий (НИТ) позволяет усиливать интеллектуальные возможности обучающегося, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создаёт условия для перестройки структуры его познавательной и производительной деятельности, для стремления к самосовершенствованию.
    В перспективе работы над данным проектом «Развитие творческих способностей обучающихся посредством НИТ» создание персональных Web-страничек обучающихся с регистрацией в сети Интернет,   создание учебных проектов, составление ребусов по информатике.

    Литература

    1. Информатика и информационные технологии: Учебно-методическое пособие. – Воронежский госпедуниверситет, 2004.
    2. Развитие творческих способностей школьников в процессе изучения информатики. // Профильная школа - № 6 – 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.

    Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....

    РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на...

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

    Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

    Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

    Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

    Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...

    Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

    Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...

    МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...