Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»
опыты и эксперименты

Дашиева Цындыма Сергеевна

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_triz_.doc826.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тапхарская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ»

Дашиева Цындыма Сергеевна

учитель начальных классов

г. Улан-Удэ 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Актуальность темы  исследования.  …   …   ...   …    3-7

Глава 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема.   …   …   …   …   …    …  …   …    8-20

§1. Сущность понятия - «способности».   …    …   …   …   …   …   8-13

§ 2. Пути развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте.   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …  14-20

Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов.   …   …   …   …   …   …   …   …     21-34

§ 1. Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности с использованием ТРИЗ - технологии.   …    …   …21-26

§ 2. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов школы   …   …   …   …   …   …   …   ... …   … 27-34

§ 3. Программа эксперимента

"Введение элементов Теории Решения Изобретательских задач (ТРИЗ) в образовательные программы начальной школы с целью развития творческих способностей учащихся"…   …   …   …   …  35-41

Литература   …    …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   42

Приложения   …    …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   …   … 43-50

Введение

Актуальность темы исследования.

Проблема развития способностей актуальна для психолого-педагогических исследований. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого-педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности:

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во - вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Практика показывает, что в основе традиционного процесса обучения и воспитания в отличие от ТРИЗ - технологии лежит технология создания новых изобретений - методом проб и ошибок ("А что, если сделать так?.. Ах, не получается?.. Ну, тогда можно попробовать сделать вот так...").

По самой своей сути метод крайне неэффективен: при решении сколько-нибудь трудных задач приходится совершать тысячи и десятки тысяч "пустых проб".

К методу проб и ошибок привыкли. Слова "творчество" и "перебор вариантов" стали синонимами. Упорство в переборе вариантов рассматривают как доблесть. Технология творчества, основанная на методе проб и ошибок, исключает возможность организации творческой учебы.

Традиционная технология решения творческих задач исчерпала возможности развития. Настоятельно требовалась новая технология, основанная на иных принципах построения творческого процесса. Основная идея ТРИЗ: технические системы (ТС) возникают и развиваются не "как попало", а по определенным законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества "пустых" проб - решения изобретательских задач.

ТРИЗ - технология способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как " ТРИЗ - технологию".

1.        Современные требования к условиям развития младших школьников. Противоречия между стремительным ростом знаний и физической ограниченностью времени на их освоение, а также между необходимостью учить завтрашним знаниям и невозможностью делать это с помощью сегодняшних представлений, которые Н.Н.Хоменко называет движущими противоречиями педагогики, в наши дни проявляются в виде следующих проблем:

  • В попытке объять необъятное знания современных детей становятся поверхностными, в них доминируют однозначные трактовки.
  • Проблему решают, механически удаляя отдельные части из содержания обучения. Так, например, в Латвии за последние два года в массовое сознание упорно внедрялась идея о необходимости разгрузки детей. На следующий учебный год уже утверждены сокращенные учебные программы.
  • Неразрешенное противоречие приводит к крайним решениям - уделять больше времени теоретическим знаниям за счет экономии времени на формирование практических умений или наоборот.
  • В подготовке педагогов это выражается, как сокращение предметов педагогического блока под натиском предметов конкретных наук.
  • Еще одна попытка решить проблему возрастающего объема знаний - это использование принципа интеграции в обучении или усиление межпредметных связей. К сожалению, этот подход чаще встречается в призывах, чем в реальной практике. Причиной тому - неразрешенное противоречие: учитель должен быть универсалом, чтобы интегрировать знания из разных областей, и должен быть узким специалистом, чтобы хорошо владеть данной предметной областью.
  • Теоретически хорошо обоснованным решением все той же проблемы является переход от обучения к изучению или постановка задачи - научить детей учиться. Проблема в том, что не хватает конкретных механизмов для осуществления данного перехода. А учитель не готов изобрести его самостоятельно.
  • Педагогика ежедневно пополняется не только новым содержанием, но и новыми методами. Учитель не в силах уследить за ними, тем более - освоить и использовать в повседневной практике. В результате педагогические возможности учителя - ограничены и статичны.

2.        Проблемой развития способностей младших школьников занимались известные психологи М.С.Гафитулин, И.Н.Мурашковская, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук. Так же этой проблеме много внимания уделяли известные педагоги-новаторы М.С.Гринфельд, А.Н.Ершова, Н.К.Букатов, Е.В.Кожара, Н.И.Заморев. Они практикуют проведение психотренингов, семинаров по обмену опытом.

Широкой популярностью пользуются методические разработки М.С.Гафитулина, И.Н.Мурашковской, А.А.Нестеренко, СВ. и О.И.Сычевых, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. В Петрозаводске работает команда учителей- разработчиков ТРИЗ - технологии под руководством А. А. Нестеренко. А также создана лаборатория по ТРИЗ - РТВ под руководством Н. Рубиной.

Цель исследования:

Определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

Система развития способностей младших школьников в учебно- воспитательном процессе.

Предмет исследования:

Условия внедрения ТРИЗ - технологии в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования:

Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

1. Созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;

ТРИЗ выделяет шесть условий:

  • Достойная цель - новая (еще недостигнутая), значительная, общественно полезная.
  • Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
  •  Высокая работоспособность - в выполнении намеченных планов.
  •  Хорошая техника решения задач.
  •  Способность отстаивать свои идеи - "Умение держать удар".
  •  Результативность.

2. Развивающая работа строится на диагностической основе с использованием ТРИЗ - технологии.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию творческих способностей младших школьников в учебной деятельности и практический опыт по проблеме.

2.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

3. Апробировать ТРИЗ на практике.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы, наблюдение, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, обобщение ППО, опытная работа.

А так же методы обработки результатов исследования: шкалирование, ранжирование, регистрация, составление графиков, таблиц, диаграмм.

Глава 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема.

§1. Сущность понятия - «способности».

Итак, под способностями понимаются индивидуально - психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой - либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Определение: «Способности» = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

Целью настоящего проекта является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Проект ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные)   задачи,   воспитание   интереса  к   собственному  творчеству,   к поиску рациональных решений. Особенность проекта в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).

Человек  с   большими   способностями.   Умственные   способности   к художественной деятельности.  Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством.

Способен трудиться. Этот человек способен на все, ни перед чем не остановится.

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

В "Педагогической энциклопедии" способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо - физиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования. В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

В учебнике "Психология" (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей

  1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.
  3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Это определение наиболее распространенное. Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений понятия способности. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи:

  1. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
  2. не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  3. понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности. Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит, не от какой - либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот - же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Способности - это индивидуально - психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого (длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются способностями).

К способностям относятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций - спортсмена, тонкость цветоразличения для художника - живописца).

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким - либо частным психическим проявлениям (математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной частной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Недостаток, слабое развитие какой - либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других.

Способности - прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности. Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно - теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие - отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов материальной и духовной культуры  производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно - познавательные.

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, социально - педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

Следовательно, можно утверждать, что познавательные способности, которых требует современная школа, правомерно считать родовыми общечеловеческими. Эти способности - такие же, признаки принадлежности к человеческому роду, как и органы чувств человека, активность его мышц и т.д. Если среди школьников наблюдается мало или вовсе не успевающие, это нужно объяснить тем, что некоторые методики обучения не активизируют родовых способностей, не формируют их, подобно тому, как есть дети, которые не могут проявлять силу своих мускулов, свою физическую ловкость из-за неподготовленности к их применению. Никто, как правило, не должен отставать в учении. Если же таковые в школе есть, то только потому, что они оказались неготовыми к обучению: одни из-за недостаточности своих предыдущих знаний, другие из-за неумения использовать свои родовые способности в учебной деятельности.

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

§ 2. Пути развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством)

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание". Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие " система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень - предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,
  • морфологический анализ,
  • метод контрольных вопросов,
  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,
  • методы преодоления психологической инерции,
  • системный оператор,
  • ресурсный подход,
  • законы развития систем.

I уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

  • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
  • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
  • типовые приемы разрешения противоречия.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

  • Тук, тук, кто в теремочке живет?
  • Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
  • А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
  • Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов. Преподаватели курсов на основе ТРИЗ обычно предварительно знакомят детей с понятиями "система, функции, свойства объектов". И последнее. Дети чаще называют внешние и подсистемные параметры, реже надсистемные и функциональные.

Задача: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную общность? Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста

 Подводя итоги параграфа, мы приходим к следующему выводу.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов.

§ 1. Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности с использованием ТРИЗ - технологии.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между явлениями - значить открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь - дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. После уроков часто рождаются занятия по интересам с детьми. Детям ненавязчиво, в игровой форме предлагается фантазировать, рассуждать на различные темы. Так появились циклы занятий о воде, об огне, о воздухе Предварительно был составлен перечень педагогических мероприятий, определена детская литература для изучения, подобраны игры для развития логического мышления. Дети по своей природе - первооткрыватели. Необходимо только приобщаться к детскому творчеству, направлять его. На занятиях применялись методы фантастических гипотез. Техника этого приёма проста. Она выражается в форме вопроса, что было бы, если? Приём моделирования окружающего мира с помощью "маленьких человечков" (далее - ММЧ) очень хорошо воспринимается детьми. Порой они сами выступали в роли "маленьких человечков", изображая тающую лужу, растения и прочее. Приём эмпатии помогает детям поставить себя на место исследуемого предмета, воспитывает сочувствие, сопереживание.

Для развития творческого воображения используется приём, называемый "бином фантазии", метод использования предметов в другом качестве, фокальных объектов и др. В практической работе используются приёмы, способствующие развитию диалектического мышления ребёнка. Например, игра "Хорошо - плохо". Эта игра затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие категории, как противоречие, качество, количество, возможность и действительность, формирует основы системного мышления логического анализа действительности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщённых представлений о мире, его закономерностях, сложных видов связей и отношений. Очень любят дети и игру "Наоборот", которая помогает освоить слова с противоположным значением.

Очень важно при ознакомлении учащихся с окружающим миром показать: всё, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего-то является. Нет в мире ничего неизменного, только хорошего или только плохого. В этом случае важнейшим методическим средством является построение системного оператора, анализ с его помощью изучаемой системы и синтез (мысленное проектирование) будущей системы, лучшей, чем изучаемая система.

Во время проведения опытов с водой ученики наблюдают превращения: лед - вода - пар - капельки воды (на стекле). Эти опыты формируют представления детей о различных состояниях воды, помогают сделать самостоятельные открытия, объяснить явления, происходящие в природе. Понимание этого проявлялось в высказываниях детей: "Весной тает лед - появляются лужи, а летом солнце греет и вода испаряется - так образуются облака. Потом вода возвращается на землю дождем". Использование элементов ТРИЗ помогает формированию представления детей о свойствах и состоянии воды.

Решение логических задач - основа детского изобретательства, позволяет видеть явления во взаимосвязи, мыслить системно. ММЧ заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях, схематично изображают "снежинку в теплый день", "капельку в заморозки". Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. Дети самостоятельно изобретают новый вид грелки "ледогрелку, придумывают оригинальные несуществующие слова "водохлеб", "водолед" (когда в воде лед лежит, когда вода и лед вместе). Вместо бензина в машину заливают воду - в итоге воздух чистый и кругом цветы. Вот и решена экологическая проблема. Учащимся предлагается найти ответ на вопрос "Можно ли сохранить ледяной дом весной?". Дети предлагают строить такие дома на Севере, где никогда не тает лед. Тогда задача усложняется: "Как сохранить ледяной дом в наших условиях?" и дается подсказка вспомнить холодильник и подумать, почему там лед не тает. Дети предлагают использовать в ледяном доме такое же вещество, как в трубках домашних холодильников.

Использование технологии ТРИЗ позволяет обозначать противоречия познаваемого предмета или явления. Например, обсуждая проблему применения льда, дети делают вывод, что лёд может вызывать заболевания и быть лекарством. Эти выводы были использованы в придумывании загадки: "Холодный, но не снег, Прозрачный, но не стекло, Твёрдый, но не камень, От него можно простудиться, А можно и полечиться".

Придуманные детьми загадки показывают наличие умения перенести знания о свойствах и состояниях воды на решение других заданий, ситуаций.

Умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры "Хорошо -плохо", "Польза - вред", "Наоборот" и др.

Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Творческие задания "Дорисуй", "На что это похоже?", "Какая игрушка?", "Перевертыши" активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Задачи-шутки способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.

Правильно организованная деятельность детей способствует формированию нестандартного подхода к решению поставленных задач.

Анализ результатов диагностики показал, что дети, посещающие занятия с элементами ТРИЗ, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.

Характер творческой деятельности учащихся во многом основан на их прошлом информационном опыте, а точнее, на информационном фонде, которым обладает обучающая сторона. Представим себе, что у ребенка нет ограничений на доступ к нужной ему информации, которая к тому же моментально предстает перед ним на компьютере, где сопровождающие рисунки вдруг оживают, да к тому же реальные события, разворачивающиеся на экране, позволяют участвовать ему самому. Это приведет ребенка к творческому поиску решения в сложившейся ситуации и поднимет качество усваиваемой информации на совершенно новый уровень. Об этом в школах можно лишь мечтать. Функции учителя при этом явно сократятся, что позволит ему больше времени уделить собственной творческой деятельности.

Пройдет, может быть 10-20 лет, прежде чем учитель получит в свои руки информационный фонд такого содержания. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны и весьма успешно. Каким же образом мы можем внести в этот творческий поиск новых информационных технологий свою лепту? Используя немаловажный ресурс в образовании — ученик ученика учит, я предложила учащимся старших классов помочь младшим школьникам в предоставлении последним новых, необычных программ, несущих нужную информацию и способствующих развитию их творческого воображения. Таким образом, были созданы следующие программные продукты для младших школьников:

  1. Игра "Угадай", способствующая развитию навыков у детей задавать точные вопросы;
  2. Игра "Поле чудес", связанная с работой со словами (в различной интерпретации);
  3. "Буковка" для детей изучающих иностранный язык;
  4. "Страна Буквогория" — программа для проверки грамотности написания слов на различные правила русского языка;
  5. Подходы, которые предлагаются в этих программах для достижения конечных результатов, отличаются новизной, своей нестандартностью и главное — заставляют ребенка думать.
  6. Говоря о ступеньках творчества, не нужно забывать и о стереотипности мышления, ее инерции. Психологическая инерция мышления (ПИ) присуща каждому человеку и с возрастом она возрастает. Поэтому, делая первые шаги по ступенькам творчества, необходимо брать ориентацию в сторону уменьшения инерции мышления. Для этого необходимо использовать различного рода задачи, решения которых способствует уменьшению ПИ.

Методические рекомендации:

  1. Задачи такого рода должны подаваться целым блоком, а не в отдельности.
  2. Задачи постоянно обновляются и подбираются аналогично главной поставленной

задаче.

3.Задачи решаются только в индивидуальном порядке, а не коллективном, иначе степень готовности каждого ребенка будет невысока.

4. При подаче заданий придерживаться принципа "Хорошего в меру".

Примеры задач такого типа:

  1. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать сто мышей?
  2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно, чтобы сварить 5 яиц?
  3. У двух зрячих слепой брат, но у него нет зрячих братьев. Объясните.
  1. На что похоже половина яблока?
  2. Ситуация юридического характера. Если ночной сторож умер днем, будут ли ему платить пенсию?
  3. Задача для дошкольников: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 5 и 7 лет?
  4. Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на дно океана?

Большинство складывающих числа в итоге скажут "пять тысяч". Психологическая причина этого в повторении слова "тысяча".

Поле деятельности для развития творческого воображения (РТВ) младших школьников очень обширно. Поэтому и задачи решаемые школьниками могут быть самыми разнообразными. Используется целый ряд задач и упражнений, такие как "Камень, брошенный в пруд", "Бином фантазии", "Что было бы, если...", "Фразы", "Дешифратор" и др.

§ 2. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Принципы построения курса РТВ
  • Планирование учебного материала
  • Взаимодействие РТВ с другими курсами
  • Форма проведения занятий по РТВ
  • Организация и условия обучения РТВ

Принципы построения курса РТВ

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ). В программе курса РТВ использованы также некоторые другие неалгоритмические методы генерации идей и отдельные приемы нейролингвистического программирования (дальше -НЛП), позволяющие эффективно развивать воображение ребенка. При составлении программы соблюдались следующие принципы.

  1. Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ. Любая проблема, возникшая в системе, решается с учетом объективных закономерностей ее развития.
  2. Принцип обучения "на уровне метода" (обучения способам действий). Предметом РТВ является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т. д.).
  3. Принцип перехода к полному циклу. Новые понятия и инструменты вводятся в результате следующей цепочки действий: исходная модель --> сбор фонда дополнительной информации — > выявление несоответствия между исходной моделью и новыми примерами (противоречия в модели) —> разрешение противоречия переход к новой модели.... От аналогичной работы в программах Эльконина - Давыдова работа в рамках курса РТВ отличается большим вниманием к этапу сбора информационного фонда, большей свободой действий и самостоятельностью учеников на данном этапе. Предполагается, что выход на такой алгоритм начинается во 2-м классе и к моменту перехода детей в среднее звено он должен быть вполне освоен и осознан.
  4. Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
  5. Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
  1. Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
  2. Принцип обратной связи. Хотя РТВ в начальной школе принято считать обще развивающим предметом (а это обычно на деле означает, что учитель не несет ответственность за результаты обучения), результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
  3. Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс РТВ и далее, в среднем звене, через курс ТРИЗ и могут эффективно использоваться в других учебных предметах.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ-РТВ (см. список), а также комплектом специальных рабочих тетрадей, что позволяет упростить описание содержания программы и улучшить организацию и качество подачи материала на уроках.

Объем курса для начальной школы - 102 учебных часа (34 часа в год). Планирование учебного материала

С учетом указанных выше принципов построения учебного курса при отборе и планировании материала отслеживаются 4 основные линии.

  1. Линия ТРИЗ - инструментария (инструментальная). Она является стержнем курса. В эту задачу входит введение и отработка понятий, приемов, моделей (в дальнейшем - инструментов ТРИЗ или просто инструментов), позволяющих решать большие классы проблем, основываясь на закономерностях существования и развития систем. Развитие таких необходимых качеств мышления, как системность, последовательность, чувствительность к противоречиям и способность к их решению, осуществляемое в данном курсе средствами ТРИЗ инструментария, планируется именно на этой линии.
  2. Линия восприятия - представления - воображения (в дальнейшем - линия воображения). Обеспечивает раскрытие" каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать и сохранять яркие живые образы и фактически готовит почву", на которой успешно могут работать приемы и методы, полученные в ходе освоения инструментов ТРИЗ.
  3. Линия информации (знаний). Снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения творческого инструментария. Обязательная информация в курсе РТВ представлена в минимальном объеме, необходимом, чтоб сделать предмет самодостаточным. Напомню: предметом курса РТВ является инструментарий решения творческих задач и подготовка детей к его усвоению и использованию. Ресурсы конкретных систем - предмет иных учебных курсов. Однако здесь планируется и проводится сбор детьми собственных информационных копилок - первые шаги в работе с информационными фондами.
  4. Продуктивная линия. Здесь планируется научить детей отдельным частным алгоритмам создания творческих продуктов. К этому разделу относятся алгоритмы синтеза загадок и пословиц, создание раскадровок и игр, рисование по представлению, такие неалгоритмические методы получения новых идей, как морфологический анализ и метод фокальных объектов.

Продуктивная линия в курсе РТВ вспомогательная. Она обслуживает линии воображения и инструмента, как бы "сливаясь" то с одной из них, то с другой и создает основную мотивацию обучения. Очевидно, задачи тесно переплетаются между собой, однако у каждой из них - своя "идеология", что позволяет рассматривать отдельно их планирование и поддержку.

Взаимодействие РТВ с другими курсами

Курс РТВ спланирован как самодостаточный, однако его введение в учебный план начальной школы будет вполне оправдано, если инструменты, освоенные на этом уроке, использовать в других учебных предметах. Курс РТВ хорошо вписывается в развивающие системы Занкова и особенно Эльконина-Давыдова. Понятийный аппарат, приемы, модели и конкретные упражнения, освоенные на уроках РТВ, могут быть использованы в системе Занкова для развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Напомню, что направленное развитие этих мыслительных способностей на каждом уроке является одной из отличительных черт Занковской системы.

Построенные как цепочки учебных (суть - проблемных) задач учебные курсы в системе Эльконина - Давыдова предполагают умение детей решать проблемы, однако не содержат методик, позволяющих этому обучать. Введение РТВ позволит ликвидировать данный пробел. Кроме того, на взгляд автора, поддерживаемый рядом педагогов-давыдовцев, понятийный аппарат и модели курса РТВ вполне универсальны и могут эффективно использоваться на других уроках как единый межпредметный язык.

Что касается традиционной системы обучения, особенно в классах с авторитарным стилем преподавания, здесь содержание и методы РТВ будут сильно противоречить общему учебному настрою и вопрос целесообразности включения этого курса в учебный план является очень спорным.

В настоящее время И.Н.Мурашковской ведется разработка программ по "окружающему миру" и природоведению для начальной школы на базе ТРИЗ-РТВ, существуют программы "Мир человека", "Мир фантазии", "Мир логики" С.И.Гин с использованием элементов РТВ, есть большие наработки по курсу развития речи, появляются материалы по использованию элементов РТВ на уроках чтения. Надеюсь, что этот процесс будет продолжен, превращая РТВ в межпредметный язык для описания и изменения систем. Форма проведения занятий по РТВ

Автор предлагает строить обучение на 1 -м этапе через уроки-сказки, объединенные одним сюжетом. Сюжетны и цели, которые ставятся перед детьми на уроке. Под эту форму урока сделана Рабочая тетрадь (в 1-м периоде - "Дневник путешественника"). О способах построения сюжетного урока сказано в работе. Во второй и третий периоды из первого переходят некоторые персонажи (олицетворенные приемы изменения объектов), однако урок теперь состоит из игровых тренингов (иногда - сюжетных) и заданий на синтез загадок, пословиц, историй. Цель уроков двояка: открыть что-то новое, касающееся "устройства мира" (напомним, имеется в виду, в основном, не информационный, а инструментальный уровень) и использовать это при создании новой системы. Со второго класса вводится решение изобретательских задач в режиме "диалога с ЭВМ", позволяющее подвести детей к открытию" базовых понятий ТРИЗ.

Организация и условия обучения РТВ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ВРЕМЕНИ

РТВ - устный предмет. Работа в Рабочей тетради (в дальнейшем - РТ) занимает не более 1/3 чистого времени на уроке. Остальное - устная работа. При нормальной организации учебного процесса доля "учительского времени" на уроке постепенно снижается за счет отказа от сюжетной мотивировки заданий, а также за счет увеличения активности детей. Вопрос о домашнем задании остается на усмотрение учителя.

ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

Жесткие требования должны быть предъявлены к количеству детей в группе. Оптимально 10 - 15, но не более 20 человек. Это связано с необходимостью уделять внимание продуктивной творческой деятельности всех детей в группе, дать возможность высказаться на уроке каждому ребенку. Исключение может быть сделано для классов, где урок РТВ ведет основной учитель (хорошо зная детей, имея сквозные приемы организации устной работы класса, имея ресурс времени помимо урока РТВ, основной учитель может найти средства для решения указанной выше задачи). Однако и в этом случае работа в классе с числом учащихся более 30 человек вряд ли будет эффективной.

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧЕНИКА

Вопрос о способах оценки работы детей считаю возможным

предоставить решать учителю. Следует, однако, сделать ряд замечаний.

  1. Работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход, является, безусловно, более эффективной. На хорошем уроке РТВ и учитель, и дети забывают об отметках.
  2. Обойтись вообще без отметок относительно легко в классах, обучающихся по системам Занкова или Филякиной (где и на основных уроках отметки не ставятся), в хороших "давыдовских" классах, а также в небольших по численности группах детей, где есть возможность публично подробно обсудить творческие работы каждого ребенка. На практике в авторитарных классах учителю-предметнику порой приходится выбирать между наличием отметок и отсутствием дисциплины труда. Не будем осуждать его, если он выберет первое.
  3. Плохая отметка по РТВ может быть выставлена только в одном случае: за отсутствие работы или откровенную халатность, небрежность в ее выполнении. В остальных случаях учителю придется либо оценивать детей по двубальной системе ("4" или "5"), либо завести свою систему отметок и поощрений. Последний подход, как творческий, конечно для оценки творчества предпочтительней.

ДИСЦИПЛИНА НА УРОКАХ РТВ

Все, кому приходилось вести уроки РТВ в начальной школе, независимо от их педагогического опыта, соглашались, что "держать" класс при активной устной работе детей непросто. Особенно остро стоит эта проблема перед учителями-предметниками, работающими в авторитарных классах. Несколько советов.

  1. Авторитарная дисциплина, дисциплина давления, на уроках РТВ просто невозможна: в этих условиях урок потеряет смысл.
  2. Сразу введите (лучше - совместно с детьми - "правила игры" и строго придерживайтесь этих правил. Однако не вводите слишком жесткие правила: есть большая опасность, что, увлекшись работой, Вы сами не сможете их выдержать. Постарайтесь сделать урок настолько интересным, чтоб "выключение" из работы (из игры, опроса и т.д.) было само по себе достаточным наказанием.
  3. Следите за динамикой урока: чередуйте виды работ, переключайте внимание детей, используя соответствующие игры.
  4. Особый вопрос - инертные дети, не принимающие участия в уроке. Большинство из них просто поначалу испытывает страх перед открытыми проблемными задачами. Как правило, эти дети сами позже включаются в работу, если оказывать им внимание, поддерживая малейший успех. Стоит воздержаться вызывать детей для ответа помимо их желания. Полезно, однако, включать задания, рассчитанные на работу каждого, например, игры-эстафеты, предполагающие высказывания всех детей по очереди или в каком-то определенном порядке. Помогает также групповая работа и индивидуальная - письменная или "предметная" деятельность.
  5. Подчинить класс управлению учителя - не самая сложная задача. Более серьезная проблема - научить ребенка, "загоревшегося" собственной идеей, слышать и воспринимать высказывания одноклассников. В заданиях, предполагающих короткие многовариантные ответы, полезно ввести правило: высказаться можно только после того, как повторишь ответ предшественника. Более органичное для РТВ решение - задания, замыкающие" ответы детей друг на друга или в цепочки (они описаны в программах 2-го и 3-го классов). Кроме того, приучив себя слушать ребенка с большим вниманием, Вы "заразите" этим вниманием весь класс.
  6. Наконец, заметим: учитель, конечно, может испортить отношения с учеником, но вряд ли это поможет ученику добиться успеха.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ РТВ

Учителем РТВ в начальной школе может быть учитель начальных классов, психолог или любой специалист-предметник, знающий психологию детей младшего школьного возраста (независимо от специализации). Для ведения предмета РТВ учителю необходимо пройти подготовку на курсах ТРИЗ-РТВ в объеме на менее 80 часов. Соответствующие курсы организуются в ряде городов России и Беларуси специалистами системы "ТРИЗ-ШАНС" М.С.Гафитулиным, И.Н.Мурашковской, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук. Желательно также прохождение тренингов по НЛП (М.С.Гринфельд, Санкт-Петербург) и театральной педагогике (А.Н.Ершова, Н.К.Букатов, Москва) или психотехнике Е.В.Кожара, Н.И.Заморев, Санкт-Петербург).

Программы модельных кружков не вписываются в школьное обучение. ТРИЗ - методология развития творческого мышления - может быть легко ассимилирована школой. Это даст многое:

  1. ТРИЗ введет в школу дух современной научно-технической революции, введет самую важную компоненту этой революции - новую технологию творчества. Даст навыки организованного диалектического мышления при решении творческих задач в самых разных отраслях жизни и производства.
  2. ТРИЗ оживит знания - в значительной мере пассивные - по физике, химии и математике. Позволит на занятиях по литературе поработать с художественными задачами: строить сюжеты сказок и рассказов.

3. ТРИЗ заставит учащихся задуматься над стилем жизни, даст представление о том, как выходить на творческий режим, поможет в выборе целей и планировании их достижения.

§ 3. Программа эксперимента

"Введение элементов Теории Решения Изобретательских задач (ТРИЗ) в образовательные программы начальной школы с целью развития творческих способностей учащихся"

ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА

  1. Формирование творческой личности, способной определенным образом обращаться с проблемами, в различных областях деятельности человека:
  • умеющей видеть, замечать проблему;
  • желающей ее решать;
  • о вооруженной методами решения проблем.
  1. Разработка и внедрение методического инструментария для решения проблемы формирования творческой личности средствами ТРТЛ и ТРИЗ.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • формирование творческого, активного отношения к окружающему миру;
  • формирование системы ценностей творческой личности;
  • развитие качеств творческой личности в соответствии с теорией развития творческой личности (ТРТЛ);
  • формирование умения общаться, решать межличностные проблемы;

•        формирование умения грамотно решать собственные

психологические проблемы;

 РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие креативности;
  • открытие "каналов восприятия" окружающего мира;
  • развитие системного и диалектического мышления;
  • развитие воображения;
  • развитие ассоциативного мышления;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обучить самостоятельному использованию моделей, разработанных в ТРИЗ и на базе ТРИЗ, для анализа и решения проблем в области биологии, физики, литературы, мировой художественной культуры, информатики, экологии, а также умение переносить эти модели в другие области знаний;
  • обеспечить знание основных инструментов классической ТРИЗ: ЗРТС, АРИЗ, стандартов, эффектов на уровне применения в областях, ресурсы которых известны или доступны для исследования учащимся;
  • обучить технологии проведения исследования на информационном фонде;

МЕТОДИЧЕСКИЕ:

  • разработка учебных планов с включением ТРИЗ как базового межпредметного курса;
  • разработка учебных программ сквозного обучения по ТРИЗ-ТРТЛ и РТВ с 1 по 4 класс;
  • создание на базе ТРИЗ моделей для межпредметного использования;
  • разработка технологий создания творческих продуктов (загадок, сказок, басен, игрушек, задач и т.д.);
  • разработка технологий проблематизации учебного материала;
  • разработка технологий поисковой и проектной работы;
  • разработка программ учебных курсов с использованием моделей и инструментов ТРИЗ;
  • разработка учебных материалов (опорных конспектов, технологических карт, наглядных пособий) для реализации учебных программ по ТРИЗ и предметных курсов с использованием ТРИЗ.
  • разработка диагностического инструментария для обеспечения мониторинга эксперимента.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1класс)

Уточнение целей и постановка задач эксперимента. Изучение границ применения инструментов ТРИЗ.

Эксперимент на этом этапе не был оформлен официально и проводился учителем с согласия администрации школы. В учебном плане 1 класса: курс "РТВ: Реальный мир" (17 часов в год); курс "РТВ: мир образов" (17 часов в год).

Поисковая и проектная работа в рамках уроков:

  • копилки: образов, задач, волшебных предметов ("РТВ: мир образов");
  • картотека сказочных героев ("РТВ: мир образов");
  • «Цветные загадки»

Внеклассная проектная и творческая работа:

  • "Книга загадок"
  • карта страны Загадок
  • газеты по окружающему миру;
  • комиксы по приемам фантазирования;
  • театр

Результаты подготовительного этапа:

  • образовательные стандарты по предметам выполнены;
  • учителя, наблюдающие за работой класса, отмечают желание детей учиться, познавательную активность, дают высокую оценку сочинениям учащихся класса;
  • работа класса получила положительную оценку родителей, родительский коллектив ходатайствовал о сохранении состава класса и получении официального статуса эксперимента.

1-Й ЭТАП (2-3 классы)

Внедрение элементов ТРИЗ в программы 2-Зклассов.

Эксперимент имеет статус внутришкольного.

В учебном плане класса: курс "РТВ: Реальный мир", ТРИЗ (34 часа в год); обязательный факультативный курс "РТВ: мир образов", РТВ (34 часа в год); курсы на базе ТРИЗ: развитие речи.

Экспериментальная работа в курсе математики:

обучение доказательствам - (математика, 2 класс)

Поисковая и проектная работа в рамках урока (на основе детских копилок и картотек):

  • картотека "насекомые" (по книге Я. Ларри "Приключения Карика и Вали", окружающий мир, 2 класс);
  • карта волшебной страны (окружающий мир, 3 класс);
  • синтез пословиц (развитие речи, 2-3 классы).

 Внеклассная проектная и творческая работа:

  • "Задачник по математике с окружающим миром" - 2-3 классы;
  • "Задачник для смекалистой ..." - 3 класс;
  • театр

Результаты 1-го этапа:

  • образовательные стандарты по всем предметам выполнены;
  • диагностические работы по окружающему миру подтверждают эффективность использования инструментов ТРИЗ для раннего введения общебиологических понятий;
  • диагностика творческих работ по развитию речи подтверждает эффективность курса;
  • диагностика творческих работ по ТРИЗ указывает на необходимость более серьезной работы над аналитической стадией решения задачи;
  • анкетирование родителей и учащихся показывает положительное отношение к эксперименту;
  • сравнительный анализ теста ШТУР (3 класс) показывает преимущество учащихся экспериментального класса над 4-мя другими классами гимназии по показателям анализа, обобщения, классификации по окружающему миру. В экспериментальном классе больше число детей с высоким показателем и наименьшее число детей с показателем ниже среднего и низким (2 и 1 человека). Вместе с тем тест показывает относительно невысокие результаты по классификации.
  1. Й ЭТАП (4 класс)

Внедрение ТРИЗ в программы 4 класса творческой работы учащихся на базе ТРИЗ.

В учебном плане класса: курс ТРИЗ (34 часа в год); курс РТВ (34 часа в год); курсы на базе ТРИЗ: развитие речи; курсы с использованием ТРИЗ:

информатика.

Поисковые и проектные работы в рамках учебных курсов:

  • "Мир будущего в красках ТРИЗ"
  • "Картины - графики"
  • "Досье на литературного персонажа"
  • "Лжезагадки"

Внеклассная проектная и творческая работа:

  • модели эмоций ("РТВ: Мир образов");
  • задачи в письмах к ... (развитие речи + "РТВ: мир образов");
  • исследование сказок ("РТВ: Мир образов");
  • "идеальный зонтик";
  • досье на литературного персонажа;
  • выпуск газеты "Листок Тризовца"

Результаты 2-го этапа:

  • образовательные стандарты по предметам выполнены;
  • диагностические контрольные работы (ДКР) по окружающему миру и математике, проводимые в классе, показывают стабильно высокие результаты обученности
  • диагностика творческих работ гуманитарного направления показывает эффективность использования инструментов ТРИЗ в развитии речи;
  • диагностика творческих работ по ТРИЗ показывает хороший уровень усвоения моделей и инструментов ТРИЗ

Рекомендации по дальнейшему использованию форм работы с учениками по "ТРИЗ - педагогике": необходимо в более раннем возрасте работать над переживаниями и значениями переживаний другого человека, наиболее сенситивный к этой деятельности период - младший школьный возраст".

МОНИТОРИНГ ЭКСПЕРИМЕНТА

Мониторинг эксперимента проводился по следующим направлениям:

  1. Педагогическая диагностика: оценка ЗУНов и анализ творческих работ.

Были разработаны критерии оценки творческих работ гуманитарного направления, критерии оценки ТРИЗ-проекта, критерии оценки экспериментального урока; диагностики обученности по темам, объем которых был расширен за счет применения ТРИЗ.

  1. Психологическая диагностика (креативность, интеллект, мотивация).

Пакет диагностических материалов для психологической диагностики был составлен и использован для исследования учащихся школьным психологом.

ВЫВОДЫ

Психологическая диагностика указывает на то, что задачи в сфере развития способностей, в основном, выполнены. Задачи в области воспитания творческой личности выполнены частично: помимо результатов психологической диагностики можно отметить интерес учащихся начальной школы к творческой деятельности.

Задачи в сфере обучения также можно считать выполненными частично: диагностика выпускных работ, ответов на экзамене, наблюдения показывают, что на заявленном уровне инструментами ТРИЗ овладела примерно 1/3 выпускников класса. Особую сложность изучение ТРИЗ составило для учащихся, пришедших в класс уже "на выпуске" (4 человека). Однако пользоваться основными моделями ТРИЗ научились все выпускники начальной школы.

Что касается задач в области методики, то здесь работа еще продолжается. В качестве учебника по ТРИЗ использовалась книга Г.И. Иванова "Формулы творчества...". В качестве основы для преподавания гуманитарной ТРИЗ использовалась рукопись книги Ю.С. Мурашковского "Биографии искусств", в курсах "РТВ: мир образов" и развития речи в большом объеме использовались работы И.Н. Мурашковской.

Помимо этого использовались работы Викентьева И.Л., Гареева Р.Т., Гин СИ., Гин А.А., Горина Ю.В., Зиновкиной М.М., Камина А.Л., Митрофанова В.В., Подкатилина А.В., Рубина М.С., Сычевых СВ. и О.И.., Тригуба А.В. и др.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА

Эксперимент проводился на базе общеобразовательной средней школы. Большую работу по оформлению официального статуса эксперимента и создания организационно-педагогических условий провел директор школы совместно с коллективом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сборник задач по развитию творческого воображения учащихся. — ЧФИПО, 1993.
  2. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 1994.
  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. — М.: Просвещение, 1984.
  4. Гин СИ. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 1995.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. -М.: Просвещение, 1986.
  6. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1995.
  7. Физическая смекалка (занимательные задачи и опыты по физике для детей). — М.: Омега, 1994.
  8. Игры в компании друзей. — С-Петербург.: Кристалл, 1997.
  9. Энциклопедия задач на сообразительность. —Донецк: ИКФ "Сталкер", 199
  10. Альтшуллер Г.С Алгоритм изобретения М., 2000
  11. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука М. 1979

Приложение № 1

Загадочные буквы ТРИЗ, или Игры для детей и взрослых Предварительные комментарии

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Придумал ее Генрих Альтшуллер (Г.Альтов) — изобретатель и писатель-фантаст. Г.С. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

Методика ТРИЗ располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации творческой деятельности.

Любое изобретение или усовершенствование (предмета или деятельности) связано с представлениями об идеальном конечном результате. Этот идеал человек должен уметь описать и определить его свойства. Таким образом, задается направление поиска. Определение идеального конечного результата — ИКР — является отправной точкой творческой деятельности.

Другим методом ТРИЗ является так называемый «метод фокальных объектов», или МФО. Этот метод по своему существу напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект — «взять его в фокус» — и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.

Одним из методов коллективного творчества является мозговой штурм, или мозговая атака (МГ, или МА). Мозговой штурм как метод коллективного генерирования идей предложен А.Ф. Осборном. Он применяется в самых различных ситуациях, когда надо найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для организации мозгового штурма формируют группу людей из 7—15 человек разных специальностей и разного уровня образования. У группы есть руководитель, который ставит перед участниками некую задачу, решение которой они должны предложить. Каждый может выдвигать самые невероятные и кажущиеся нереалистичными или сумасшедшими идеи и решения.

Критиковать идеи запрещается. Шутки и остроумные реплики поощряются. За работой группы следят специалисты-эксперты, которые сначала выбирают из общего количества идей наиболее оригинальные и рациональные. А затем формулируется наиболее оптимальное решение поставленной задачи.

С того момента, как методика ТРИЗ была адаптирована для работы с детьми, в ней появились методы, характерные для решения речевых задач: например, метод словотворчества (СТ) или метод морфологического анализа. Эти методы предоставляют детям возможность «поиграть словами», пофантазировать и незаметно для себя освоить на практике законы строения частей речи, или морфологии.

Естественно, чтобы овладеть этими методами, педагоги сначала должны испытать их на себе, освоить их. С этой целью им и предлагается эвристическая игра «Праздник для Солнечного мальчика».

 «ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО МАЛЬЧИКА»

Игра для взрослых

Образ Солнечного мальчика, или описание идеального ребенка

(Метод ИКР) 

Раздаётся удар в бубен, привлекая внимание играющих. Затем звучит негромкая музыка. Ведущий начинает рассказывать сказку.

Ведущий: «Давно это было или недавно, видел это кто-нибудь или нет, да и было ли это на самом деле, никто не знает. Но в старину люди так рассказывали.

В одном суровом заснеженном царстве, где большую часть времени царствовали лютые холода, и стояла полярная ночь, в пору самых сильных морозов в хоромах царя родился Солнечный мальчик.

И был он таким прекрасным, таким великолепным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вмиг разлетелась об этом весть по всей земле. У самых суровых охотников при взгляде на чудесного ребенка теплело на душе, и они чувствовали себя добрее. Люди слагали про него песни, рассказывали сказки...»

Ведущий прерывает рассказ и обращается к участникам игры:

— Каким вы представляете себе идеального ребенка, Солнечного мальчика? Принимаются любые варианты.

Играющие рисуют свои образы идеального ребенка.

«Бал Феи Огня», или праздник для идеального ребенка

(Метод МФО)

Ведущий продолжает рассказ:

«С появлением Солнечного мальчика стало светлее в холодной стране. Заиграло северное сияние, снег начал таять, люди повеселели и потянулись друг к другу. И решили они устроить праздник — самый лучший, самый необычный, которого в мире раньше не видывали...»

Ведущий предлагает играющим придумать необычный праздник в честь Солнечного мальчика.

Выбирают четыре любых существительных и подбирают к ним характерные признаки (прилагательные или причастия).

Например:

Существительные:

Фея          Шар              Мох               Костер

веселая       золотой          мягкий            большой                                                                                                       красивая     летучий         серебристый   яркий

воздушная  мыльный       упругий          жаркий

цветная        надувной      узорчатый      красивый

Далее составляют комбинации слов.

Вариант 1

Праздник — Феи или Фей — веселый, красивый, воздушный, цветной. Его можно назвать так: «Воздушные Феи», «Бал с разноцветными Феями», «В гостях у веселых Фей», «Красивая Фея», «Приключения Фей в воздухе» — и т.д.

Вариант 2

Праздник — с шарами, на шаре, в шаре — золотой, летучий, мыльный, надувной. Возможные названия праздника: «Праздник мыльных пузырей», «Путешествие на воздушном шаре», «Приключения в золотом шаре», «Бал с надувными шарами» — и т.д.

Вариант 3

Праздник — мха, на мху, во мхе. Возможные названия: «Посиделки на серебристом мхе», «Акробаты на упругом мхе», «Тайны узорчатого мха», «Танцы на мягком мху», «Праздник на мшистом батуте» — и т.д.

Вариант 4

Праздник — костра, с костром, вокруг костра, в костре. Возможные

названия: «Волшебные встречи у костра», «Праздник ярких костров», «Сказки большого костра», «Яркие образы в жарком костре» — и т.д.

В итоге можно выбрать любое название из всех возможных или объединить несколько вариантов в один. Например, «Танцы на мху у Феи Огня с золотыми шарами».

Как спастись от страшилища? (Метод МШ)

Ведущий продолжает рассказ.

«Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Отпраздновали люди сурового края свой необычный праздник и совсем «оттаяли». Жизнь стала веселее. Стали они в чужие края ездить, с другими людьми общаться, о своем чуде рассказывать. И все было бы хорошо, «да, не познавши горя, добра не оценишь». Несчастье свалилось на это царство. Страшное, непонятное!

В соседнем лесу в самой дремучей чаще чудовище поселилось — ужасное, раньше невиданное. Померкла в царстве радость, воцарился страх. Горюют люди, по домам спрятались. А чудище — вот оно: страшным рыком рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас нагоняет. Собрал государь весь народ на широкой площади, стал речь держать: "Как же нам детей своих малых от чудища-то уберечь? Ведь сожрет он нас и до них доберется..." Молчат люди. Никто не знает, как к чудищу подступиться: уж очень оно страшное, непонятное».

Ведущий предлагает играющим нарисовать чудовище. В процессе рисования он объясняет педагогам назначение этого теста в работе с детьми и его диагностические возможности*. По окончании рисования ведущий продолжает:

«Плач поднялся в царстве-государстве, все от страха трясутся, на улицу выйти боятся, ждут, чья следующая очередь идти зверю на погибель...»

Ведущий предлагает всем играющим придумать, как можно избавиться от напасти. Принимаются  любые, самые невероятные предложения. Все версии фиксируются. Далее рассказ продолжается в соответствии с одной из версий. В данном случае это будет заранее подготовленная версия ведущего (так как мозговой штурм имеет тренировочный характер).

Ведущий предлагает свою версию в сказочной форме:

«Но тут появился Солнечный мальчик и говорит им: «Если догадаетесь, как он прозывается, то чудище потеряет свою силу...»

Имя для чудовища (Метод СТ)

Ведущий предлагает играющим придумать имя чудовищу. Имя должно быть новым, ранее не слышанным словом и ассоциироваться с чем-нибудь добрым и приятным. Например: Светозар, Цветолюб, Древошарик, Белобородик, Живорух. Из списка имен выбирается самое необычное. Ведущий продолжает: «И, о чудо! Смотрит народ и глазам своим не верит. Чудовище-то преобразилось, стало добрым и красивым...»

Как живет Живорух? (Метод МА)

«...Чудовище стало добрым и красивым. Так ведь за ним уход нужен! А чем его кормить?» Ведущий предлагает участникам игры придумать пищу для Живоруха. Для этого предлагается план, состоящий из вопросов такого характера:

  1. — Откуда возьмем еду?
  • Из воды, из леса, из воздуха, из состояния счастья, радости, из песни и т.п.
  1. — Что (кто) может служить едой Живоруху?
  • Цветок, конфета, рыба-комар, солнечные лучи, дождевая свежесть и т.п.
  1. — Еда для Живоруха какая?
  • Легкая, вкусная, прозрачная, волшебная и т.п.
  1. — Куда отправимся добывать еду для Живоруха?
  • В тундру, в степь, в лес, на Луну, на голые скалы, на далекую звезду, на радугу и т.п.
  1. — В какое время суток, в какое время года отправимся добывать еду для Живоруха?
  • Ночью, во время весеннего дождя, в пору звездопада и т.п.
  1. — Какой у еды Живоруха цвет, вкус и запах?
  • Розовый цвет, соленая на вкус, пахнет маргаритками и т.п.

Пользуясь уже освоенным методом комбинирования элементов, составляют небольшой рассказ о том, чем и как кормить Живоруха. Например: На завтрак Живорух ест вкусные июльские цветы, цветущие в тундре и имеющие земляной запах. На обед Живорух ест солнечное тепло и закусывает розовым светом облаков. В ночной тьме он жует лунные тени на воде спящего лесного озера.

Как воспитывать ребенка? (Домашнее задание)

Ведущий продолжает: «И зажил Живорух в этом царстве-государстве припеваючи. А по всей земле разнеслась молва об умном Солнечном мальчике, что избавил свой народ от напасти. Валом повалил народ в это царство на мальчика полюбоваться, подарочки поднести, сладеньким побаловать, от всех трудностей уберечь. Совсем разбаловали ребенка: все за него делают, шагу самостоятельно ступить не дают. Спохватился царь, видит: ребенок-то растет не обученный, не воспитанный, а избалованный да заласканный. Как же он народом править будет? Собрал царь совет ученых мужей. Стали они думу думать: "Как избавиться от этакой напасти: и народ не обидеть, и ребенка правильно воспитать да наукам выучить?"

Далее можно предложить играющим организовать банк идей, используя уже опробованные методы ТРИЗ. А можно предоставить им возможность самостоятельно поработать дома и представить результат своих размышлений через определенное время. Возможно, кто-то из педагогов попробует использовать понравившиеся ему приемы в игре со своими домашними, которых он захочет подключить к разработке своей идеи.

Подобный сценарий можно использовать и в работе с детьми. Конечно, нет необходимости сообщать им названия тризовских методов, но объяснять их суть надо: это расширяет технологические возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

Hодителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.Специальное обучение и воспитание, прямым образом напр...

Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В методической разработке представлены конспекты уроков, которые направлены на развитие творческих способностей для младших школьников. Материалы могут быть использованы учителями школьного образовани...