исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
проект на тему

Алешина Юлия Михайловна

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_aleshinoy_yum.doc55.56 КБ

Предварительный просмотр:

Алешина Ю.М., учитель начальных классов

МСОШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

г.Нижневартовск

Исследовательский педагогический проект

Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников

Актуальность исследования. 

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.

Анализ учебных программ начальной общеобразовательной школы показал, что развитие творческих способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном относятся к "условно творческим", большая часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность младших школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, морфологического анализа, аналогию, моделирование, ресурсный подход, некоторых приемов фантазирования, но программы не предусматривают развития творческих способностей учащихся через целенаправленное обучение выполнению творческих заданий с помощью данных методов. Отметим также, что в учебные курсы не включены открытые задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнять такого типа творческие задания.

Таким образом, выбор темы моего педагогического исследования обусловлен сложившимися противоречиями между:

  • повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса начальной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития творческих способностей учащихся;
  • социальной значимостью развития творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью учебно-дидактического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся;
  • необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.

.

Всё вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: " Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников ".

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Предмет исследования: система творческих заданий, ориентированная на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников, комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:

  • на основе системного, личностно деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
  • будет организовано: 1) личностно деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности; 2) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы; 3) диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования: 

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
  2. На основе системного, личностно деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Обеспечить эффективное функционирование системы творческих заданий в учебном процессе.
  4. Разработать рабочие тетради для младших школьников и методические рекомендации для учителей начальных классов по организации творческой деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Теоретико-методологическая основа исследования. В значительной степени исследование опирается на теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), личностно деятельностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, В.Д.Семенов и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на идеи задачного подхода в обучении (И.Я.Лернер, Е.И.Машбиц, Н.Н.Тулькибаева, А.И.Уман и др.); на проблемы организации творческой деятельности личности, рассмотренные в трудах Г.С.Альтшуллера, В.И.Андреева, С.А.Новоселова, А.В.Хуторского. Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ "Об образовании", проект Национальной доктрины образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года).

На первом этапе (2006-2007) – поисково-диагностическом - изучалось состояние проблемы в теории и практике начальной школы; анализировалась психолого - педагогическая литература, разрабатывалась программа исследования; рабочая гипотеза; определялись последующие задачи. Использовались такие методы учебно-педагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

На втором этапе (2007-2008) –преобразующем - была разработана система творческих заданий, выявлены и проверены условия ее эффективного функционирования. Проводился формирующий этап эксперимента, проверялась гипотеза, выполнялись задачи. Ведущими методами явились педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).

На третьем этапе (2008-2009) – обобщающем - отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, осуществлялась разработка педагогического проекта по созданию интеллектуального клуба для учащихся начальных классов «Югорские эрудиты». Проводилась работа по внедрению результатов в школьную практику.. Основными методами исследования выступили анализ, обобщение результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы заданий  по развитию творческих способностей младших школьников, учебно-дидактического комплекса, содержащего справочные материалы и систематизированную по уровням сложности картотеку заданий  для осуществления самостоятельной творческой деятельности учащихся. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством      педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов;

 отчетов на методических совещаниях и педагогических советах школ;

 выступлений на заседаниях методического объединения учителей начальных классов МСОШ №31; «круглом столе» городского методического объединения учителей начальных классов г.Нижневартовска;

 выступлений на районной научно-практической конференции по вопросам гуманно-личностного подхода в образовании (Нижневартовск,2004), окружной  научно-практической конференции по вопросам  реализации модернизации начального общего образования на современном этапе (Нижневартовск,2007);

 публикаций материалов по результатам исследования в научной и методической печати.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»...

Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В методической разработке представлены конспекты уроков, которые направлены на развитие творческих способностей для младших школьников. Материалы могут быть использованы учителями школьного образовани...