Технологическая карта логопедического занятия 3 класс Тема" Однокоренные и родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Людмила Александровна Фокина

Технологическая карта  подгруппового логопедического занятия на  тему" Однокоренные и родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_na_konkurs.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия «Однокоренные и родственные слова» (3 класс)

учитель-логопед Фокина Людмила Александровна

Класс (логопедическое заключение)

3 класс. Логопедическое заключение: Недостатки чтения и письма, обусловленные  нерезко-выраженным общим недоразвитие речи

Тема

Однокоренные и родственные слова.

Тип занятия

Игра-путешествие по компьютерной игре «Майнкрафт»

Используемые технологии

  • Технология на основе деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровые технологии.
  • Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и дальнейшее их совершенствование, отработка навыков чтения и письма.

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

  • Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимами родного языка;
  • Развивать умение распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень;
  • Развитие навыков образования слов, их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.
  • Расширение семантических полей значений слов, относящихся к разным частям речи, валентности слов.

Способствовать развитию умений

  • активизировать и расширять словарный запаса;
  • развивать логическое мышление;
  • стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков самоконтроля в деятельности;
  • внимательности, наблюдательности,
  • классифицировать, анализировать и обобщать

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

  • воспитание усидчивости, работоспособности, концентрации произвольного внимания;
  • закреплению алгоритмизации практических действий и операций;
  • формированию умения вступать в учебную дискуссию, вести диалог

Формировать установки на здоровый образ жизни и  реализации в реальном поведении.

 Формирование универсальных учебных действий

Формирование личностных УУД

Формирование регулятивных УУД

Формирование коммуникативных УУД

Формирование коммуникативных УУД

  • формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать умение отстаивать и  аргументировать своё мнение
  • формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
  • развивать умение слушать и понимать;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • развивать умения извлекать информацию из иллюстраций;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам

Планируемые результаты

 Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся находить родственные слова, выделять общую часть-корень.

Познавательные УУД:

развивать умение находить и структурировать информацию;

на основе анализа делать выводы, обобщать.

Регулятивные УУД:

Осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладеть способностью понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять;

Коммуникативные УУД:

Готовность слушать собеседника;

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование, средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Компьютер, экран, презентация к занятию, зеркала, ручки, карандаши, клеевые карандаши, лэтбуки, индивидуальные карточки.

Словарь занятия

Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение-называются однокоренными. Корень- общая часть родственных слов.

                                                             

Организационная структура логопедического занятия.

Этап

Длительность

этапа

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

I Вводная часть.

 

Этап мотивации

5мин

Психологический настрой воспитанников. Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение в деятельность

Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении.

Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетизацию организма за счёт пальчиковых упражнений, речи, ритма, общих движений, движений кистей рук, организованных движений двух рук одновременно.

  Здравствуйте ребята.   У нас сегодня будет необычное занятие. Мы с вами будем путешествовать в совершенно необычном мире.  Отправимся с вами в мир Майнкрафт? Начало нового путешествия в Майнкрафт всегда должно быть захватывающим, не правда ли?

У нас будут безграничные возможности для исследования и строительства, а построим мы с вами бином тундры. Вернее, не построим, а заполним его животными, которые должны быть в нашей тундре, но, вдруг, потерялись в других биномах. Для этого мы должны выполнить задания, которые приготовили нам мобы и положили в кармашки биомов .Только задания нужно выполнять быстро и очень дружно. Это связано с тем, что, как вы знаете, ночь в Майнкрафте приближается быстро и на нас могут напасть мобы.

Поэтому мы сначала разомнёмся, что быстрее работать. Для этого выполним очень интересные упражнения.

Упражнения развивающей кинезиологической  программы(активизирует межполушарное взаимодействие,синхронизирует работу. Улучшает память, мыслительную деятельность).

. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте

положение рук «с точностью наоборот».

2.Психогимнастическое упражнение (способствует развитию слухового внимания, коррекции познавательной и эмоционально-личностной сфер психики ребенка).

Повторить за логопедом фразу: «Есть хвост у падающих звезд и у семян бывает хвост» несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слов произносим «про себя», хлопая при этом в один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т.д.

Есть –хвост –у падающих-звезд-и у семян- бывает –хлопок.

Есть –хвост-у падающих-звезд-и у семян -хлопок–хлопок.

Есть –хвост-у-падающих-звезд-хлопок -хлопок –хлопок.

Есть –хвост-у падающих-хлопок-хлопок-хлопок –хлопок.

Есть –хвост-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок –хлопок.

Есть –хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок –хлопок

Хлопок–хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок –хлопок.

Дети отвечают на вопрос.

Нужно быть внимательными и наблюдательными.

 Ученики  вспоминают правила поведения на занятии.

Произносят:

У нас всё  получится.

II Этап

Основная часть

1.Этап постановки темы и цели занятия

2.Побуждение к

формулированию

проблем.

3.Создание

проблемной

ситуаци

 

5 минут

Задачи.

 

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся.

 Закреплять понятия о родственных, однокоренных словах

. Мы можем отправиться в путешествие?

Почему? Что мы еще не сделали? Нам нужно определить тему нашего путешествия.

А для этого прослушайте стихотворение и помогите мне закончить каждую строчку.

Доскажи словечко.

Подбор родственных слов к слову лес.

В полных сказках и чудес

Мы пришли в осенний … (лес).

Ласково лес как назвать?

Чей ответит голосок?

Небольшой лес назовем

Ну, конечно, же … (лесок).

Здесь идут на водопой

Звери по тропе …(лесной).

Защитит зверей и птичек

От плохих людей … (лесничий).

Из еловой шишки сделал колпачок

И пришел из сказки к нам … (лесовичок).

. Скажите пожалуйста, что интересного в этих словах?

Что у них общего? (корень). А если общий корень как называются эти слова?  

Ученики отвечают, что «нет!»

Не знаем какие с какие задания будем выполнять.

Определение темы «Однокоренные и родственные слова»

III. Этап актуализаци знаний

.

Учить определять тему занятия.

; закреплять умение выделять главную смысловую часть слова; навыки самоконтроля

  Тему определили. Ответьте на вопрос: Какие слова называются однокоренными?» А теперь вы готовы отправиться в Путешествие? Для путешествия нам нужно будет воспользоваться лэтбуками. Так же нам понадобятся: клей, ручки, листочки для выполнения задания

 

Отвечают на вопрос:

Какие еще знания нужны на занятии?

Сравнивают варианты ответов, делают выводы.

IVЭтап закрепление ранее полученных знаний. Практическая работа.

Закреплять умение подбирать однокоренные слов.

Определять род имен существительных.

Закреплять оптико-пространственные представления.

Работать над развитием лексико-грамматической стороны  речи.

Уметь определять границы предложения.

Приготовьтесь! Закройте глаза! Мы отправляемся! (на презентации заставка игры Майнкрафт) все мы с вами в игре. Какой это биом?

Лес. Ищем в лэтбуках, кармашек с картинкой этого бинома. Там есть задания для вас. Помните стараемся работать быстро. Еще раз напоминаю, за каждое выполненное задание будете получать часть монетки и вы, сложив ее, сможете помочь одному из животных.

Лес: Задания на нахождение однокоренных слов.

Пустыня: «Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения».

Океан: Работаем по карточкам, проверяем безударную гласную в корне слова. Подбираем проверочные слова. (после выполнения заданий дети получают деньги складывают и получают животное. Они приклеивают его на биом тундры в лэтбуках. 

Vэтап.

Физминутка.

.

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)

Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)

Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)

К путешествию готовы? (кулаки на коленях)

Да! (руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолет И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)

Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)

С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)

Перечислить имена детей (зверей). (Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).

Дети выполняют задания в карточках.

VI

Заключительная часть

Этап закрепления новых знаний

Биом «Горы»

 Игра «Заселяем домики».

-Одновременно в домики приехали гости «родственники». Нужно узнать правильно ли родственники заселились в домики?

II

Этап

Рефлексия.

 С какими словами мы сегодня работали?  Как вы думаете достигли мы своей цели? Что мы делали?

-подбирали однокоренные слова;

-учились подбирать проверочные слова;

-определять границы предложения.

Если вам было интересно на занятии посадите моба

  на  верхнюю платформу.

Если не очень то на среднюю платформу.

Если совсем неинтересно  то на нижнюю платформу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и  предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....

Технологическая карта логопедического занятия "Правописание слов с Ь и Ъ знаками"

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе логогруппы. Речевое заклчение - дизорфография. Занятие по технологии "смешанного обучения" с использованием ресурса learninga...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов. Овощи и фрукты".

Логопедическая тема:  Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.Лексическая тема:  Овощи   и фрукты.Грамматическая тема: Звуки и буквы.Цель: Развитие ...

Технологическая карта логопедического занятия "Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам".

Логопедическая тема: Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам.Лексическая тема: Летний отдых и труд.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения сос...

Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...