Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
методическая разработка по логопедии

Канунникова Виктория Сергеевна

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Форма организации: индивидуальное занятие.

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
  • активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
  • упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляторную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать конструктивные умения и навыки;
  • развивать познавательные психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционное-воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, игрушечный грузовик, «Кирпичи» с картинками, схема дома, строительные каски.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanunnikova_v.s._tehnologicheskaya_karta._zvuk_r.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Автор: Канунникова Виктория Сергеевна, учитель-логопед.

Организация: МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Населенный пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область.

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Форма организации: индивидуальное занятие.

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
  • активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
  • упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляторную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать конструктивные умения и навыки;
  • развивать познавательные психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционное-воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, игрушечный грузовик, «Кирпичи» с картинками, схема дома, строительные каски.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный момент.

Здравствуй! Подарим друг-другу улыбку! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р].

(на магнитной доске картинки: берлога, муравейник, нора, сарай, конура)

Л: Назови картинки. Как можно назвать их одним словом?

Л: Для чего нужен дом?

Л: Иметь дом очень важно и для людей, и для животных. Дом защищает от непогоды, от врагов. В жилище люди растят детей, животные детёнышей, а птицы – птенцов.

Л. Кто строит жилища диким птицам и животным?

Л. А кто строит дом человеку? Как называется эта профессия?

Л. Посмотри, к нам в гости пришли сегодня Чебурашка и Крокодил Гена. Они просят нас помочь им построить Дом Друзей. Мы превратимся в строителей и будем строить Дом Друзей и продолжим учиться произносить звук [р].

Учитель - логопед надевает строительную каску на ребёнка и на себя.

Приветствует, улыбается

Отвечает

Отвечает

Положительный эмоциональный настрой.

Повышение интереса у изучаемой теме с помощью сюрпризного момента.

2.Основная часть.

Для того, чтобы успешно выполнить все задания, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика

  • В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).
  • Приступим к строительству. Нам понадобятся доски узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).
  • Теперь необходимо покрасить крышу дома (Упражнение «Маляр»).
  • Покрасим стены (Упражнение «Почистим верхние зубки») и крыльцо (Упражнение «Почистим нижние зубки»).
  • Поставим трубу (Упражнение «Грибок»).
  • Забьём гвозди (Упражнение «Лошадка»).

2. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Поймай звук».

Л. Перед тем, как начать строительство дома, мы выберем необходимые материалы и инструменты. Я покажу тебе картинки и назову слова, если в слове ты услышишь звук [р], то хлопни в ладоши.

Картинки (презентация на ноутбуке): шифер, мастерок, цемент, трубы, молоток, кирпичи, доски, рубанок, краска, лом, рулетка.

Л. Молодец! Ты был очень внимателен.

3. Автоматизация звука в словах. Упражнение «Найди и назови»

Л: Пока мы выбирали инструменты и материалы, к нам приехал грузовик и привёз кирпичи. Нужно отобрать только те, которые годятся для постройки нашего дома. Кирпичи необычные: на каждом картинка. Бери кирпичи и правильно называй слово. Если в слове есть звук [р], то кирпич нам подходит.

(«Кирпичи» - карточки трёх цветов: розового, оранжевого и красного, перевёрнуты вниз картинкой)

Л. Молодец! Теперь давай посчитаем, сколько кирпичей у тебя и какого они цвета? Сколько красных кирпичей? Розовых? Оранжевых?

4. Конструирование. Совместная деятельность детей

Л: Для того, чтобы строить дом, необходима схема – чертёж. Чертежи домов выполняет человек, профессия которого называется «архитектор». Архитектору очень важно быть точным и внимательным. Если он ошибётся в своих чертежах, то строители неправильно построят дом. Вот наша схема, по которой мы будем строить дом.

Л. Внимательно рассмотри её. Выкладываем «кирпичи» точно по схеме.

Л. Молодец! У тебя получился отличный дом!

5. Автоматизация звука [р] в предложениях

Л: Вот мы с тобой и построили дом. Но, мне кажется, чего-то не хватает.

Л. Для того, чтобы нам её получить, нужно правильно проговорить предложения со словами-кирпичиками.

Оранжевые кирпичи: корова, ворона, карась.

Рогатая корова ест траву в коровнике.

Серая ворона вьёт из прутиков гнездо.

В пруду плавают караси.

Розовые кирпичи: рама, труба.

Старый барсук роет нору.

Из трубы идёт серый дым.

Красные кирпичи: забор, смородина, тропинка.

Мы построим высокий забор.

К дому ведёт узкая тропинка.

В саду растёт красная и чёрная смородина.

Л. А вот и крыша.

6. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

Л. Пальчики устали, пусть они отдохнут. Выполним пальчиковую гимнастику «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»

Выполняет артикуляционную гимнастику.

Слушает инструкцию.

Выполняет упражнение: хлопает в ладоши, когда слышит звук [р] в слове.

Слушает инструкцию.

Выполняет упражнение: произносит слово и отбирает нужные «кирпичи».

Отвечает.

Автоматизирует звук [р].

Ребёнок встаёт, подходит к соседнему столу.

Выкладывает дом по схеме на соседнем столе.

Догадывается, отвечает

(крыши).

Ребёнок проговаривает предложения, чётко произнося звук [р].

Осуществляет самоконтроль за речью.

Ребёнок ставит на место крышу.

Проговаривает стихотворения, чётко произносит звук [р]

Осуществляет самоконтроль за речью.

Ударяет, чередуя, кулачком о кулачок.

Ставит рядом ладошки- «стены»

Складывает указательные пальцы полочкой, остальные соединяет «крышей».

Мизинец отставляет в сторону - труба.

Делает приглашающий жест рукой.

Развитие артикуляционной моторики.

Положительный эмоциональный настрой, развитие фонематического слуха.

Автоматизация звука [р] в словах.

Развитие конструктивных умений и навыков

Автоматизация звука [р] в предложениях.

Развитие мелкой моторики.

4. Подведение итогов.

Л: Вот какой прекрасный Дом Друзей у нас получился! Чебурашка и Крокодил Гена благодарят тебя за помощь.

Л: Что понравилось делать?

Л: Какой звук учились произносить?

Отвечает на вопросы педагога.

Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ ч ] в словах и предложениях".

Занятие направленное на автоматизацию звука [ ч ] в словах и предложениях....

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и  предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".

Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...

Логопедическое занятие. Автоматизация звука [Л] в словах, в предложениях.

Конспект логопедического занятия по закреплению правильного произношения  звука [Л] в словах, в предложениях....

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях на лексическом материале "Морские обитатели"

Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях.Коррекционно-образовательные задачи: 1.Уточнять  артикуляционные и акустические признаки звука (р).2. Закреплять навык ...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...