Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Карташова Ольга Николаевна

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР", 1 класс, вариант 5.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5.2._-_kosterin_i._logoritmika.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Рассмотрено:

на заседании методического объединения  СПС

протокол №

от  «      » сентября  2022 г

Согласовано:

зам. директора по ВР

_________С.Н. Троценко

от «     » сентября 2022 г

Утверждено:

директором

МОУ КСОШ «Радуга»

___________Н.Д. Майляв

приказ №

от «     » сентября  2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР»

класс обучающегося: 1 (вариант 5.2)

срок реализации: 2022/2023 учебный год

                                                        Составитель: учитель-логопед О.Н.Карташова

с. Красноселькуп, 2022г.                                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно – развивающих  занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающегося  класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ТНР (вариант 5.2) с учётом особенностей  психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Для обучающегося характерны регуляторные нарушения, а также моторная недостаточность, проявляющаяся в нарушении координации движений, плохой осанке, моторном беспокойстве, двигательной неловкости. У ребёнка отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова.

        Курс «Логопедическая ритмика» ориентирован на формирование у детей двигательных возможностей, в области как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики, темпо-ритмической организации движений и речи, развитие у них голосовых возможностей, речевого дыхания, слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, способности регулировать собственную деятельность.

Данная образовательная программа разработана с учётом нормативных документов:  

Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме),  на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Приказ  министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ТНР;  

Учебный план МОУ КСОШ «Радуга» на 2022-2023 учебный год, реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ  (для обучающихся с ТНР, Вариант 5.2).

Основная адаптированная образовательная  программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант В)  

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой

Целью программы является «Логопедическая ритмика - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 

  • развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
  • развитие дыхания и голоса;
  • развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;

  • воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
  • воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);
  • коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи.

Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки.

Проведение упражнений в определённой системе способствует успешной коррекции речи детей и воспитанию их личности.

Организация логоритмической работы предполагает учет типичных особенностей психомоторного и речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе и при каждом виде речевой патологии, а также знание индивидуальных особенностей развития и поведения каждого ребенка,

На занятиях следует осуществлять дифференцированный подход, учитывая их подготовленность и индивидуальные возможности. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, не допускать переутомления, включать задания, предполагающие быструю смену деятельности детей, равномерное распределение психофизической нагрузки. Речь, музыка и движения должны быть тесно связаны, дополнять друг друга.

Все логоритмические упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса параллельно с формированием правильного произношения звуков; координированную работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими средствами.

Срок освоения коррекционно-развивающей программы, адаптированной для учащихся с ТНР составляет 34 часа, 1 час в неделю.

     Логопедическая работа по коррекции нарушений речи основывается на следующих принципах:

Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)[1];

Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

Принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его  «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

Онтогенетический принцип;

Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

Принцип преемственности, предполагающий при проектировании коррекционно-логопедической программы речевого развития обучающихся с ТНР ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;

Принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;

Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;

Принцип сотрудничества с семьей.

      Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

-        развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико- пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);

-        развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).

         

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 1 раз в неделю.       Программа рассчитана на 33 часа (1 класс) в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребенка.

     Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 30 минут.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):

•        личностные;

•        регулятивные;

•        коммуникативные;

•        познавательные.

      Личностные результаты освоения коррекционной программы:

  • целостное восприятие окружающего мира;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совме¬стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитываю¬щие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия.
  • Предметные результаты освоения содержания коррекционной программы:
  • ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе;
  • менять темп своего движения в зависимости от темпа сопроводительной музыки;
  • отмечать в движении акценты, ритмический рисунок;
  • бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
  • прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;
  • действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения;
  • распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками;
  • сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
  • различать по характеру звучания различные мелодии;
  • находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений;
  • различать в музыке и передавать ритмический рисунок;
  • менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой темпа мелодии в музыке;
  • петь ритмично, выразительно;
  • артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;
  • следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;
  • работать с предметами в определенном ритме;
  • воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на примитивных музыкальных инструментах.

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).

Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.

Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.

Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.

Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.

Развитие чувства музыкального размера (метра).Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).

Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.

Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных   звуковых   элементов,   составляющих   основу   музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).

Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно-диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух- трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.

 Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.

Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).

Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.

Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.

Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.

Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.

Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Содержание

1 четверть (9 часов)

Логопедическое обследование

1

Выявление индивидуальных речевых нарушений. Составление логопедических характеристик на обучающихся на начало года.

Работа с дидактическим материалом

Наша школа

1

Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений, пропевание гласных звуков, выполнение упражнений на развитие диафрагмально-брюшного дыхания. Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений).

«Наша школа»

Знакомство с кабинетом. Развитие плавного, длительного речевого выдоха с помощью гласных звуков, игра “осенний лес”, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “солнышко”. Согласованность движений с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). Правила поведения на занятии, в школе.

Профессии работников школы.

Ягоды. Грибы.

1

Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений).

Развитие плавного, длительного речевого выдоха, развитие дыхания и голоса.

Игра “перелетные птицы”, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “солнышко”.

Согласованность движений с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук).

Осень. Сентябрь.

1

Развитие координации движений, игро-гимнастика “марш”, “узкая тропинка”, пальчиковая игра “ёжик”, развитие слухового внимания. Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук).

Сдувание с поверхности листа нарисованных птиц, ходьба под музыку в стиле марш с поднятыми коленками, выполнение артикуляционных упражнений, выполнение дыхательных упражнений, выработка навыка сочетания темпа движений (ходьбы) с ритмом музыки.

Ходьба под музыку в стиле марша с высоко поднятыми коленками, изменение темпа ходьбы в зависимости от изменения темпа музыки, ходьба в разных темпах мысками друг за другом, выполнение пальчикового упражнения, выработка слухового внимания.

Характерные признаки осени.

Овощи.

1

Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание стиха, сопровождающегося движением тела: уметь сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.)

Выполнение упражнения “марш”, упражнения с мячом на координацию движений, упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением тела.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Овощи, фрукты.

Фрукты

1

Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание стиха, сопровождающегося движением тела: уметь сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения.

Дыхательная гимнастика “ветерок”, развитие фонематического восприятия, развитие координации движений, игра “замри”, “делай как я”.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

 Осенние месяцы, их последовательность. Фрукты.

Осень. Октябрь.

1

Выдувать с поверхности листа нарисованных пчелок, при пропевании логопедом разных звуков, услышать звук А и при этом звуке сесть на стул, при остальных звуках - ходить в разном темпе под музыку по классу.

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.)

Мимические упражнения, дыхательная гимнастика “море”, голосовые упражнения на произнесение гласных звуков и слогов на одном выдохе, артикуляционные этюды.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Временные понятия: начало, конец, середина. Названия дней недели, их последовательность.

Деревья.

1

Пропевать и проговаривать потешки и короткие стихи, уметь передавать правильно разные интонационно окрашенные фразы, правильно четко и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения, уметь сочетать артикуляционные упражнения с мимическими и двигательными. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.)

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.)

Артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “зоопарк”.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

Обобщение знаний по теме «Осень».

2 четверть (7 часов)

9

Осень. Ноябрь

1

Пропевать и проговаривать потешки и короткие стихи, уметь передавать правильно разные интонационно окрашенные фразы, правильно четко и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения, уметь сочетать артикуляционные упражнения с мимическими и двигательными. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.)

Развитие плавного речевого выдоха, развитие интонационной стороны речи, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “зоопарк”.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

Обобщение знаний по теме «Осень».

10

Домашние животные

1

Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами).

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами, артикуляционные этюды, пропевание двух гласных на один слог. Домашние животные.

11

Дикие животные.

1

Использовать счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения.

Мимические упражнения, дыхательная гимнастика “море”, голосовые упражнения на произнесение гласных звуков и слогов на одном выдохе, артикуляционные этюды. Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами. Дикие животные.

12

Домашние птицы.

1

Уметь определять заданный звук в начале, середине и конце слова. Повторять за логопедом ритмический рисунок слова, фразы с помощью хлопков ладоней. Выполнение артикуляционных упражнения правильно и в полном объеме. Выполнять пальчиковую гимнастику правильно в разном темпе.

Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами).

Развитие фонематического слуха, развитие слуховой памяти и внимание, развитие фонематического слуха, артикуляционные этюды, развитие интонационной стороны речи, пальчиковая игра “кот и мыши”. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Домашние птицы. Домашние птицы.

13

Дикие птицы.

1

Развитие чувства ритма и динамик, упражнения на развитие мышечного тонуса, дыхательная гимнастика “Крылья Снежной Королевы”, разучивание потешек с согласованными движениями. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки.

Выполнять ритмический рисунок прослушанной фразы, куплета песни с помощью хлопков ладони, ударов бубна. Выполнение дыхательных упражнений, выработка плавного речевого выдоха, разучивание потешек с согласованными движениями тела. Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами).

14

Рыбы.

1

Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы

Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела.

15

Зима. Декабрь.

1

Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела.

Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы “повадки животных”, артикуляционные этюды, развитие фонематического слуха, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Зимняя одежда и обувь.

3 четверть (9 часов)

16

Транспорт.

1

Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела.

Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы “повадки животных”, артикуляционные этюды, развитие фонематического слуха, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Транспорт.

17

Зима. Январь

1

Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.)

Игры на развитие голоса, игра “выбери меня”, игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, мимические упражнения “театр”.

Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук. Зимняя одежда и обувь.

18

Мебель.

1

Умение изменять темп ходьбы, темп движений тела в зависимости от темпа и ритма музыки, умение выделить в музыке ритмический рисунок с помощью хлопков в ладони, с помощью ударов в бубен. Пропевание потешек с сохранением четкой артикуляции, выразительной интонации и плавного речевого выдоха и мягкой голосовой атаки. Ходьба по классу колонной, с левой ноги с правильной осанкой, координация движений рук и ног в ускоренном и замедленном темпе, уметь действовать с мячом в определенном темпе, чередовать два ритма (медленный и быстрый).

Контроль полученных навыков отмечать в движении акценты, ритмический рисунок, бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен, сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог, распределять дыхание при пении. умения ходить в колонне с левой ноги с правильной осанкой и координацией движений рук и ускоренном и замедленном темпе, действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма

19

Посуда.

1

Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.)

Игры на развитие голоса, игра “выбери меня”, игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, мимические упражнения “театр”.Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук.

20

Инструменты. Инвентарь

1

Выполнять прыжки на месте под музыку с продвижением на обеих ногах и попеременно. Слушание музыки и исполнения логопедом ритмических рисунков с помощью ударов бубна различные, различение различных ритмов. Уметь различать разный ритм в музыке и садится на стульчики, когда музыка прекращается. Уметь переключать свой темп ходьбы при разном звучании музыки (быстрая музыка-медленная музыка).

Инструменты и материалы».

Упражнение: прыжки на месте и с продвижением  на обеих ногах и попеременно, упражнение на различение  по характеру звучания различные мелодии, упражнение “прогулка по сказочному лесу”. Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук.

21

Зима. Февраль

1

Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.)

Дыхательные и голосовые упражнения, развитие плавности речи посредством разучивания песни, развитие чувства ритма упражнения на развитие тонком моторики.

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Обобщение знаний по теме «Зима».

22

Родина. Отечество.

1

«День защитника Отечества».

Развитие зрительного восприятия, развитие координации речи с движением, развитие согласованных движений со словом, артикуляционные этюды.

Разучивать песенку с опорой на зрительные ориентиры, уметь сочетать пение с движением тела, выполнять правильно четко и в полном объеме артикуляционные упражнения.

23

Профессии.

1

Поймать мяч, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Выполнять дыхательные упражнения. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Выполнять упражнения на общий тонус мышц под музыку. Уметь сочетать движение тела с темпом музыки.

Игры на развитие фонематического слуха, дыхательные упражнения “веселый каток”, артикуляционные этюды, упражнения, регулирующие мышечный тонус под музыку.

Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук.

24

Весна. Март

1

Сдувание в разном темпе и объеме нарисованных кораблей с поверхности листа, выполнять упражнения на регуляцию выдоха, самомассаж губ и щек, выполнение артикуляционных упражнений, сесть на стул, услышав заданный звук, слог, слово, выполнять упражнения на релаксацию.

Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук).

«Весна».

Упражнение “попутный ветер” для формирования навыков чередования длительного плавного и сильного целенаправленного выдохов, активизация мышц губ, развитие фонематического слуха, упражнение на релаксацию “теплый бриз”.

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Характерные признаки весны. Весенние месяцы.

25

«8 Марта – международный Женский день».

1

Выполнять упражнения на регуляцию тонуса мышц ног, уметь регулировать движения ног в зависимости от темпа мелодии, упражняться в запоминании ритма мелодии, передавать ритм мелодии с помощью хлопков ладонью, игры в бубен и погремушки.

Сдувание в разном темпе и объеме нарисованных кораблей с поверхности листа, выполнять упражнения на регуляцию выдоха, самомассаж губ и щек, выполнение артикуляционных упражнений, сесть на стул, услышав заданный звук, слог, слово, выполнять упражнения на релаксацию.

Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук).

4 четверть (8 часов)

26

Весна.

1

Приседать, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Разучивание потешек с опорой на зрительные ориентиры. Пропевание потешки в разном темпе с разной силой голоса. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук).

Развитие фонематического слуха, разучивание потешек с опорой на зрительные ориентиры, развитие голоса, умение пропевать потешки в разном темпе и с разной силой голоса. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Жизнь животных весной.

27

Весна. Апрель.

1

Развитие эмоциональной выразительности речи и мимики, артикуляционные этюды, выработка умения сочетать речь с движением, развитие фонематического восприятия и совершенствование навыков звукового анализа, игра “весна”. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Бережное отношение человека к животным, птицам.

Выполнение артикуляционных и мимических упражнений. Сочетать речь с плавным речевым выдохом и движением тела.  Ударить в бубен один раз, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Составление и пропевание слова по заданной схеме. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук).

28

Первоцветы

1

Пропевание слов, словосочетаний, предложений на мягкой голосовой атаке на выдохе. Уметь окрашивать одну фразу в разные интонационные смыслы. Пропевать разученные потешки с движением тела. Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами).

Закрепление навыка плавного речевого выдоха, закрепление умения передавать разную интонацию на одном речевом материале, закрепление навыка сочетать голосовые упражнения с движением. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). Знакомство с пословицами о природе и ее явлениях,о первых растениях, об орудиях труда, с русскими народными сказками.

29

Насекомые

1

Пропевание слов, словосочетаний, предложений на мягкой голосовой атаке на выдохе. Уметь окрашивать одну фразу в разные интонационные смыслы. Пропевать разученные потешки с движением тела. Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами).

Закрепление навыка плавного речевого выдоха, закрепление умения передавать разную интонацию на одном речевом материале, закрепление навыка сочетать голосовые упражнения с движением. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). Насекомые.

30

Весна. Май

1

Ходить по комнате в разном темпе, уметь услышать паузу и сесть на стул, пропевать разученные песни на выдохе, сочетая пение с движением тела, выполнять артикуляционные и мимические упражнения, выполнять упражнения на релаксацию.

Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами).

«Весна». Голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развитие фонематического слуха, формирование навыка разучивания песни с опорой на зрительные ориентиры. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Обобщение по теме: «Весна».

31

Устное народное творчество

1

Петь песню плавно в нужном ритме и громкости для записи ее с помощью логопеда в мп3 формате.

Подведение итогов занятиям: игра “студия записи” (каждый ребенок с помощью программы “саунд фордж” записывает свое исполнение песни или стиха в мп3 формате)

32

Здравствуй, лето!

1

Петь песню плавно в нужном ритме и громкости для записи ее с помощью логопеда в мп3 формате.

Подведение итогов занятиям: игра “студия записи” (каждый ребенок с помощью программы “саунд фордж” записывает свое исполнение песни или стиха в мп3 формате)

33

 Обследование

1

Отслеживание динамики индивидуального речевого развития  обучающихся. Составление логопедических характеристик на обучающихся на конец года.

Обследование устной и письменной речи обучающихся.

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудование

  • Школьные парты – 1 – одноместная, 1 – двухместная
  • Школьные стулья – 3
  • Стол учителя – 1
  • Доска -1
  • Ноутбук – 1

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

  1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
  2. И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой.- М.: АСТ, Астрель. 2011.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель. 2012.
  5. Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009

[1] Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - начальный общий)

Авторско-составительская рабочая программа. Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования (2018-2019 учебный год)...