Использование мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

В статье показана возможность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявлены проблемы старших дошкольников в произношении, показаны возможности мультимедийных дидактических игр в коррекции звукопроизношения, приведены данные экспериментов, подтверждающих эффективность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня

А.В. Давыдова

Аннотация. В статье показана возможность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявлены проблемы старших дошкольников в произношении, показаны возможности мультимедийных дидактических игр в коррекции звукопроизношения, приведены данные экспериментов, подтверждающих эффективность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Ключевые слова: логопедия, звук, автоматизация звуков, старшие дошкольники, мультимедийные игры, ОНР.

The use of multimedia didactic games in the work on the automation of sounds in older preschoolers with delayed speech development level III

A.V. Davydova

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

Scientific supervisor: PhD, Associate Professor A.P. Demidova

Annotation. The article shows the possibility of using multimedia didactic games in the work on the automation of sounds in older preschoolers with delayed speech development level III. The problems of older preschoolers in pronunciation are revealed, the possibilities of multimedia didactic games in the correction of sound pronunciation are shown, the data of experiments confirming the effectiveness of the use of multimedia didactic games in the work of automating sounds in older preschoolers with OHP level III are presented.

Key words: speech therapy, sound, sound automation, older preschoolers, multimedia games, delayed speech development.

По исследованиям ЮНЕСКО в последнее время наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитее речи (ОНР). В своих работах Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, О. С. Павлова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в формировании звукопроизношения, что является предпосылкой к неполноценному общению, трудностям  в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, и как следствие затруднениям при освоении письма и чтения.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое нарушение у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Общее недоразвитие речи – приводит к нарушению почти всех компонентов речи, а не только звукопроизношения, на что всегда обращают внимание родители. При ОНР, кроме этого, недостаточно развит фонематический слух, словарный запас беден, нарушен грамматический строй речи [3, C. 54].

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР рассматривается в исследованиях: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.

Старшие дошкольники с III уровнем ОНР могут произносить некоторые звуки неправильно или же нечетко. Причем в произношении изолированных звуков проблем нет, они появляются при произношении слов: чаще всего происходит замена сложных звуков простыми. Дети недифференцированно произносят звуки: «сюба», «сяйник», «сяпля» и пр. Нестойкая недифференцированность проявляется только в конкретных ситуациях, в других же ситуациях смешения звуков не будет. Наиболее трудными в произношении являются аффрикаты, свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Также для детей с ОНР III  уровня характерно снижение звукозаполняемости текстов, то есть пропусков звуков.

 Особенностью звукопроизношения детей с ОНР III уровня являются недостаточное озвончение звуков [б], [д], [г] в словах, замены и смещения звуков [к], [г], [х], [д], [л’], [й]. Кроме того, характерно затрудненное формирование произношения акустически близких звуков, при этом, произношение акустически далеких звуков может формироваться без особых проблем [3, C. 79].

Таким образом, ребенок с ОНР III  уровня может либо пропускать звук, либо замещать его более простым. Если не происходит коррекция речи, то за счет создания условно-рефлекторных речедвигательных связей (автоматизации) неправильное звукопроизношение закрепляется. Автоматизация звуков призвана постепенно и последовательно ввести звук в слоги, слова, предложения и в связную речь ребенка. 

Приоритетным направлением работы по коррекции звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи является игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. О значении дидактических игр в развитии ребёнка указывали В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, М. Монтессори, Т.И. Тихеева, Г.Фребель и др. При использовании дидактических игр усвоение и закрепление материала происходит легче и прочнее.

Изучением проблемы использования дидактических игр в работе по автоматизации звуков занимались такие авторы как Т.В. Волосовец, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичива и другие.

На наш взгляд, игровые приемы должны широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков, а особенно на этапе автоматизации звуков.

С введением ФГОС ДО стало необходимым применение информационно - компьютерных технологий. Использование мультимедийных дидактических игр при обучении и при самостоятельной деятельности значительно расширяет образовательное пространство, раскрывают способности детей, активизируют умственную деятельность, а также являются залогом эффективного усвоения знаний и повышения мотивации детей с общим недоразвитием речи.

Необходимость автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня обусловлена тем, что звукопроизношение лежит в основе звукового анализа, который нужен, в том числе, для освоения письма. Поэтому, чтобы не допустить в дальнейшем школьной неуспеваемости при овладении письмом и чтением, необходима коррекция звукопроизношения посредством работы над автоматизацией звуков. Своевременная коррекция речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, но процесс этот достаточно сложный и не быстрый. Чтобы упростить и ускорить коррекцию звукопроизношения имеет смысл применять мультимедийные игры  [1, C. 72].

Чтобы условно-рефлекторные речедвигательные связи позволили осуществлять правильное  звукопроизношение, необходимо, чтобы автоматизация шла строго по этапам: автоматизация изолированного звука, автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, стихах, текстах, самостоятельной речи.

Использование мультимедийных игр позволяет формировать условно-рефлекторные речедвигательные связи за счет привлечения зрительных и слуховых анализаторов, а также моторики, что позволяет формировать визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные речедвигательные  связи. При взаимодействии с компьютерной игрой у детей формируются необходимые речевые навыки, и развивается самоконтроль за речью за счет большого числа повторений. Мультимедийные дидактические игры динамичны, дошкольник не утомляется от большого числа повторений и не теряет интерес к подобной деятельности, кроме того, у него активируется непроизвольное внимание, а за счет работы с клавиатурой и мышью – развивается мелкая моторика.

Нами была проведена работа со старшими дошкольниками  с ОНР III уровня. В результате обследования мы выяснили, что у всех обследуемых детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, которые имеют ряд характерных особенностей: неоконченное формирование трудных в артикуляционном отношении звуков, замены некоторых звуков другими, нестойкое употребление звука и смешения звуков. Основную трудность в произношении вызвали свистящие и шипящие [с], [з], [з’], [ж], [ш], [щ], [ч] звуки, а также некоторые сонорные, в частности [р], [р’].

Проанализировав методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи используя мультимедийные дидактические игры, мы пришли к выводу, что материал представлен фрагментарно и требует дополнительной проработки и структурирования. Поэтому наше исследование мы посвятили подбору мультимедийных дидактических игр, используемых на  этапе автоматизации звуков.

Нами были разработаны мультимедийные дидактические игры с использованием программы Microsoft Office Power Point. У этой программы много возможностей, игру можно анимировать, делать её живой, а значит близкой и понятной для детей. Применяя данные игры можно разнообразить коррекционную работу, сделать ее и для ребенка, и для учителя-логопеда интересной, насыщенной, плодотворной.

Перед началом работы обязательной частью являлось обучение детей некоторым элементарным действиям с компьютером. Детей знакомили с правилами управления компьютером, уделялось внимание формированию правильного расположения перед монитором: как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть; как поставить ноги; в какую руку взять мышь, как держать ее.

Комплекс игр предназначен для индивидуальной и подгруппой работы и носит стимулирующий характер.

Приведем  примеры игр, используемых на этапе автоматизации звука [Л]:

     1. «Копилка» - автоматизация в слогах

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах.

Ход игры: «Ребята, посмотрите это Влад, у него есть мечта купить себе машину на пульте управления, и он собирает на нее деньги. Сегодня Влад помог бабушке и дедушке по дому и за это они ему дали монеты, которые Владу надо сложить в копилку.  Называйте по очереди слоги на монетах и нажимайте на них, чтобы они оказались в копилке, следите за правильным произнесением звука [Л].

(Дети по очереди называют слоги и щелкают по монеткам, которые будут перемещаться в копилку).

- Молодцы, ребята, много получилось монет, скоро Владу удастся осуществить свою мечту.

2. «Космическая ракета»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: « Только что мне позвонили с ракетной станции и им нужна твоя помощь. Топливо для ракеты закончилось и ракета сможет взлететь, если ты заправишь её. Твоя задача правильно назвать все картинки, нарисованные на мониторе компьютера Центра Управления Полетами. Найди ту картинку, в названии которой нет звука [Л]. Если твой ответ будет правильным, часть топлива зальется в бак. Наполни бак и ракета взлетит»!

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных дидактических игр на этапе автоматизации звуков значительно повышает эффективность коррекционной работы. После проведения занятий с использованием мультимдийных дидактических игр направленных на автоматизацию звуков, звукопроизношение детей значительно улучшились, что говорит об эффективности их использования. Применение данных игр вызвало у детей огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. А также позволяло в течение длительного времени удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием.

Таким образом, использование мультимедийных дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и повышению результативности логопедической работы. Данные игры можно рекомендовать логопедам для использования их в коррекционной работе с целью автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Список литературы

1. Акименко, М.В. Компьютер для малышей / Акименко М.В. – Москва: Майор, 2005. – 144 с. – ISBN 978–5–9948–2525–9. – Текст: непосредственный.

2.Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова − М. : Гуманит. Центр «Владос», 2005. – 56 c.

3. Каше, Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста : предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов: наглядное пособие для дет. сада / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1971. - 26 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007396489 (дата обращения 23.10. 2021). – Текст: электронный.

4.Соловьева Л. Г. Логопедия [Текст] / Л.Г. Соловьева — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.

5.Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Высш. шк., 2009. – 97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно - развивающих игр в работе по автоматизации звуков.

Представлен материал об использовании коррекционно- развивающих игр на занятиях по логопедии....

Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправ...

Авторская дидактическая игра "На корабле" (для автоматизации звука Р)

Авторская дидактическая игра "На корабле" (для автоматизации звука Р)Распечатываем, ламинируем, вырезаем и пользуемся...

Использование мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье показана возможность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявлены проблемы старших дошкольников в произнош...

Отчет по самообразованию на тему "Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе"

Актуальность темы отчета состоит в том, что в современной системе образования стремительно набирает скорость внедрение ИКТ. Поэтому важно научить ребенка работать с информацией. В отчете представлена ...

"Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе"

Актуальность темы отчета состоит в том, что в современной системе образования стремительно набирает скорость внедрение ИКТ. Поэтому важно научить ребенка работать с информацией. В отчете представлена ...

Дидактические игры и упражнения для автоматизации звуков

Содержит примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинкамидля автоматизации звуков...