Статья на тему: "Особенности развития лексики у школьников с интеллектуальными нарушениями".
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Казачек Ирина Анатольевна

Статья на тему: "Особенности развития лексики  у школьников с интеллектуальными нарушениями". В данной статье приводяться мнения авторов работающих над темой развития лексики у младших школьников, проведен сравнительный анализ различия речи у младших школьников в норме и школьников с умственной отсталостью.  Последние имеют специфику развития словаря в силу снижения познавательных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: особенности развития  лексики у  школьников с интеллектуальными нарушениями.

В современном течении времени, когда общение становится более формальным, точнее компьютеризированным, литературность языка обедняется, так как реже используется, актуальной проблемой становится не потерять смысловые контексты речи и слово, как формообразующую основу жизнедеятельности человека. Как гласит одна латинская пословица: «Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей».

Вспоминая высказывание А.Р. Лурии, можно сказать, примерно так: «Только к другому человеку мы обращаемся по имени, слово – как имя собственное всегда связано с понятием другого, задаёт великий смысл через общение и делает человека именно тем, кто он есть, через речь и обращение к другому».  

Если обратиться к детству, именно через речь (сначала фразовую, связную, понятийную)  и предметную деятельность (игру), ребёнок может динамически развиваться, преодолевая границы возраста и психологически сформироваться в неповторимую индивидуальную и социальную личность.  И начинает ребёнок говорить именно тогда, когда у него появляется потребность в общении, и это чувство связано с накоплением знаний об окружающем мире, ему есть что сказать другому. И это чувство выражается и реализуется в языке, через слово. Таким образом, слово –  организуясь в предложения, затем в  смысловой текст и контекст – выполняет наиважнейшую коммуникативную функцию для человека, являясь единицей общения и организующей основой, запускающей процесс знания.  

И если для современных школьников слово теряет свою былую ценность «так называемого литературного высказывания», то для школьников с интеллектуальной недостаточностью или умственной отсталостью, дело обстоит ещё сложнее.  В силу недоразвития всех познавательных способностей, а главное абстрактно-логического мышления, эти школьники с большим трудом постигают произносительную,  объяснительную и познавательно-осознанную (понимающую) сторону речи и её смысловые коннотации. Как правило, речь школьников, начиная с начальной школы, например, с лёгкой степенью умственной отсталости: лексически-грамматически бедная, семантически полная речевых нарушений и аграмматизмов, мало или плохо осознанная, пассивный словарь существенно преобладает над активным словарём, имеются нарушения, как в понимании внутренней речи (импрессия), так и в выражении экспрессивной речи. Таким образом, развитие и совершенствование речи школьников, как в норме, так и в равной степени с ОВЗ, становится значимой психолого-педагогической проблемой, перспективным и актуальным направлением любой исследовательской  работы.  

      Тем более, в настоящее время,  большое значение уделяется воспитанию, обучению (Конвенция с 1991 г. «О всеобщем обучении детей с ОВЗ») развитию и созданию благоприятной, развивающей социальной среды для детей с различными нарушениями здоровья.  

         В современных условиях, как известно, всё более   углубляется процесс «гуманизации образования»,  также усиливается ориентация на личность ученика с нарушением интеллекта.   Все более важная роль в становлении «языковой личности» ученика принадлежит развитию его активного словарного запаса. Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания (А.Р.Лурия, 1979).  

        В этом направлении психологами, педагогами, дефектологами, логопедами, лингвистами проведено значительное количество исследований, посвящённых изучению различных параметров речевой деятельности учеников разного возраста, а главное в сравнительном аспекте, разных видов школ. Это было сделано с целью обновления методических разработок (приёмов), совершенствования всех сторон их речевых высказываний.

        Итак, речь как "канал развития интеллекта, по словам, Н.И. Жинкина,  будет действовать лишь при наличии соответствующего  материала - слов различной семантико-грамматической природы.

       Забегая вперёд, для развития речи умственно отсталых школьников, имеющих коррекционную и практическую направленность, важен не столько «высокий интеллектуальный  уровень высказывания»,  но  сколько  важна, смысловая  сформированность  и   сформулированность высказывания.  

         Слова-качества являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие качественной лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку качества-оценки, качества-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе. До сих пор остаются не реализованными многие частные проблемы совершенствования речевых умений и навыков учащихся школ разных видов. Особого внимания требуют ученики с различными дефектами, в том числе и умственно отсталые младшие школьники.

        В специальной, научно-исследовательской  литературе достаточно много исследований, посвящённых  учащимся с интеллектуальными недостатками. Такие как: ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Р.К Луцкина, А.Р.Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В.Тарасенко, Ж.И.Шиф, М.П.Феофанов). Проанализировано использование слов различных тематических групп (З.Д.Будаева, В.В.Воронкова, Г.И.Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В.Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И.Шиф). Также учёными  отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А.К.Аксенова, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).

         Однако, по словам современных исследователей,  проблема изучения различных сторон лексики учащихся с недоразвитием интеллекта, в частности, особенностей его структурирования, наличия или отсутствия динамики по годам обучения оказалась вне поля зрения.

          Несмотря на действующие в учебном процессе разнообразные методы и приемы работы над словом, системы упражнений, направленных на активное усвоение слов, обозначающих качества предметов (А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, З.Н.Смирнова, Н.В.Тарасенко), до сих пор не решена проблема обогащения речи школьников именами прилагательными и их производными. Нет исследований, в которых бы рассматривалась комплексная система коррекционно-развивающей работы по активизации в речи умственно отсталых учащихся.

          Вместе с тем, овладение качественной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать его наиболее лучшей адаптации в социуме.

.    В связи с этим, одним из основных направлений коррекционно-педагогической  работы с такими  детьми,  должно стать развитие и становление лексики (развитие  и обогащение словаря, связной речи, навыков правильного, грамотного осознанного чтения и письма, сознательного коммуникативного общения).  Проблемы в развитии лексики ограничивают возможности детей в самостоятельном изучении окружающего мира, а также затрудняют сам процесс обучения.

          Недаром, наибольшее количество часов (Аксенова) во всех классах вспомогательной школы отведено предметам по изучению русского языка.

 Л. С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т. е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова.    Это даёт  право утверждать, что одной из функций слова является когнитивная функция (познавательная). Развитие словаря формирует не только мышление школьника, но и другие психические процессы. Именно поэтому работа над  словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по её профилактике"

Описываются проблемы возникновения трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся....

Статья на тему: "Особенности развития связной речи"

Данная статья раскрывает понятия "связная речь", "диалог", "монолог" и особенности их формирования....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) АВТОР: ХАЗОВА А.А.

В данной статье предпринята попытка обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....

Статья на тему: "Особенности развития самооценки у учащихся с интеллектуальными нарушениями"

В данной статье рассматриваются особенности самооценки, раскрывается значение адекватной самооценки, даются рекомендации по работе с самооценкой детей....

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...

Статья на тему: формирование лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Слово - является номинальной единией предложения. Формирование лексики у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени связано с их непосредственным дефектом, снижением абстрактного мыш...