Статья на тему: формирование лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
статья по чтению (1 класс)

Петухова Елена Николаевна

Слово - является номинальной единией предложения. Формирование лексики у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени связано с их непосредственным дефектом, снижением абстрактного мышления, в той или иной степени всех познавательных способностей, сенсорных каналов восприятия. Поэтому в статье приведены сложности обучения речи и слову - неправильное произношение слов, дисграфии, дислексии и другие логопедические нарушения. Глаголы и прилагательные таким детям даются весьма сложно и носят обиходный характер, требуют многократного повторения и подкрепления. В целом школьники с интеллектуальными нарушениями обучаемы - но их словарь весьма отличается от нормотипичных детей их возраста.  Он весьма беден, конкретен и наполняется  весьма долго и зависит также от индивидуального уровня развития того или иного школьника с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: формирование лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Специфика речевого развития детей с умственной  отсталостью заключается в особенностях высшей нервной  деятельности и их психического развития. Дети с умственной  отсталостью характеризуются недоразвитием высших  форм познавательной  деятельности, конкретностью и поверхностью мышления, а также замедленным  развитием  речи и  её качественным своеобразием, нарушениями словесной  регуляции поведения незрелостью эмоционально – волевой сферы. У таких детей поздно развивается  речь, что  наблюдается уже в период   доречевых  высказываний.

Дети с нормальным развитием в возрасте 4 месяцев начинают  лепетать, дети же с умственной  отсталостью лепетать  начинают только к 12 - 24 месяцам.

Дети с  нормальным интеллектуальным  развитием произносят первые слова  в возрастной  период от 10 до  18  месяцев. М. Зееман в своих исследованиях отмечает, что дети с умственной  отсталостью начинают произносить  первые слова позднее трёхлетнего возраста. В свою очередь в работах И.В. Карлиной и М. Стразуллы отмечается, что первые слова такие  дети произносят в  возрастной  период  от двух до пяти  лет.

Значительное  отставание у  детей с умственной  отсталостью можно  наблюдать при появлении фразовой речи. Временной  интервал у таких детей между  первыми словами и первыми фразами значительно больше, нежели у  детей в норме.

Такие авторы, как В.Г. Петрова, М. Певзнер, И. Карлин рассматривают особенности речевого развития детей с умственной  отсталостью в психологическом контексте.

У школьников с умственной  отсталостью чаще всего наблюдаются нарушения  речи, которые имеют стойкий и системный  характер. У таких детей  зачастую страдает  речь как целостная функциональная система .

Умственная  отсталость нарушает все компоненты  речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй. Дети с нарушениями интеллекта характеризуются несформированностью импрессивной  и  экспрессивной речи. Учащиеся начальных классов  специализированных учебных  учреждений испытывают  затруднения, как в устной, так  и в  письменной  речи.

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются несформированностью всех этапов речевой деятельности. У  таких школьников  можно наблюдать слабую мотивацию, сниженную потребность в  речевом  общении, нарушения смыслового программирования  речевой  деятельности, проблемы  при создании внутренних программ речевых действий. Целый ряд причин способствует нарушению речевой  программы и контроля за речью, сличению полученного результата с предварительным замыслом. Речевые расстройства подобного рода отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения.

Дети с умственной отсталостью имеют стойкие нарушения всей психической деятельности. Все это отчетливо обнаруживается в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям  более  младшего возраста.

Такие дети  способны к развитию, хотя развитие  осуществляется замедленно, но оно  вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Одна из  перспективных психолого-педагогических проблем – развитие и совершенствование лексики младших школьников с умственной  отсталостью. Словарный  запас, как известно, является базисом речевой организации человека. Недостатки словарного запаса значительно затрудняют процесс социальной адаптации школьника с умственной  отсталостью.

Особенностью интеллектуального и речевого развития учащихся с умственной  отсталостью является ограничение возможности понимания  речи окружающих его людей, а также ограничение адекватного изложения собственных мыслей. Всё это приводит к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одно из актуальных направлений работы с детьми с умственной отсталостью - формирование и развитие лексики, которая  характеризуется достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запаса, семантики и синтагматических характеристик.

Словарный  запас считается не  только одним из значимых  компонентов высказываний, но  и говорит  о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов.

В случае наличия развернутой  лексики в  речи школьников можно судить о показателе  зрелости личности в следующих сферах: эмоциональной, морально-этической и психологической. Это связано с тем, что слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.

Развитие,  уточнение и осознание представлений  ребёнка об окружающем мире способствует формированию лексики ребёнка. Особую роль здесь играет уровень познавательной активности. В этой связи, своеобразие познавательной  деятельности детей с  нарушениями интеллекта, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности отражаются в словарном запасе.

В литературе отмечается, что у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным словарём, нарушение процесса организации семантических полей. Умственно отсталые дети не могут назвать некоторые предметы, их части, словарь таких детей  характеризуется доминированием существительных с конкретным  значением, а также отсутствием слов обобщающего характера.  В словарном запасе этих детей  почти  нет прилагательных, наречий, преобладающие слова  - замененные по семантическому сходству.

Можно выделить основные проблемы в  развитии речи детей с умственной  отсталостью:

- бедный словарный  запас;

- неточное употребление слов;

- трудность актуализации словаря;

- пассивный словарь преобладает над  активным;

-структура значения слова  не сформирована;

- нарушены процессы организации семантических полей.

Одна из причин  бедности словарного  запаса  - низкий уровень интеллектуального развития, ограниченные представления и знания  об окружающем мире, несформированные интересы, а также сниженные потребности  в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

В.Г. Петрова в своей монографии  о развитии речи учащихся пишет о  том, что умственно отсталые школьники испытывают  затруднения при назывании предметов, окружающих их, таких, как перчатки, кружка, часы. Особенно это отражается при назывании  отдельных частей  предметов – подоконника, рамы, дверной ручки .

В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1—2-х классов говорят «лягушка идет», «змея идет», «птичка идет». Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел).

Довольно редкое употребление прилагательных, которые обозначают внутренние качества человека, в своей речи наблюдается у умственно отсталых школьников младших классов, что показывают исследования  Н.В.  Тарасенко.

Наречия в словаре этих детей практически отсутствуют или наблюдается их  малое количество. В первом классе дети с умственной  отсталостью употребляют в основном такие наречия, как «здесь», «тут», «туда», «потом».

Зачастую в речи детей с умственной  отсталостью встречаются неточные употребления слов,  которые принято называть парафазии. Преобладают  диффузные, расплывчатые значения  слов, например, «скачет» - «идёт», или «высокий, «толстый» - «большой». Таким  образом, школьники младших классов с умственной  отсталостью смешивают слова одного рода  и вида при обозначении предметов. Словом «куртка» они могут называть и «рубашку»,  и «свитер»,  и «пальто».

Неточность в употреблении слов  объясняется трудностями дифференциации предметов  и их обозначений. Слабость процесса дифференцировочного торможения заключается в том, что они воспринимают сходство предметов легче, чем их различие. В связи с этим, прежде всего, происходит усвоение общих и  наиболее конкретных признаков сходных предметов. Например, назначение  столового прибора может являться общим и конкретным признаком. Различать предметы дети  не могут, а  обозначения их не  разграничиваются.

Слова, обозначающие признаки предмета, которые употребляют в своей  речи умственно отсталые дети, ограничиваются цветом – красный, синий, или величиной – большой, маленький. Антонимические сочетания используются  довольно редко.

Школьники с умственной отсталостью не точно  употребляют слова, парафазии,  у них преобладает замена слов по семантическому сходству.

У детей с умственной  отсталостью пассивный словарь богаче активного, но проблема в том, что пассивный словарь сложнее актуализируется: для  того, чтобы воспроизвести какое-либо слово, нужен наводящий вопрос. Трудности могут быть вызваны тем, что  дети с умственной  отсталостью склонны к  охранительному  торможению в коре  головного мозга, а также особенностью формирования семантических полей.

У таких детей замедлены  темпы формирования и качественного своеобразия структуры  значения слов, длительное время можно наблюдать «предметную соотнесённость» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета.  Многие слова так и не становятся понятиями.

Пассивный словарь включает в себя следующие компоненты:

- Номинативный словарь (пассивный словарь существительных);

- Предикативный словарь (пассивный словарь глаголов);

- Атрибутивный словарь (пассивный словарь прилагательных).

Номинативный словарь – это называние конкретных предметов, чувств человека, общественных явлений и  обобщённых понятий. В этой связи номинативный словарь является одним из основных пунктов в формировании лексики умственно – отсталых детей.

Предикативный словарь ещё называют глагольным, поскольку включает  в себя совокупность слов, обозначающих действия  предмета. Предикативная лексика в онтогенезе развивается в соответствии с формированием представлений ребёнка об окружающей  действительности. Предикативный словарь пополняется  новыми глаголами по мере  того, как ребёнок знакомится с новыми предметами и их действиями. А.Р. Лурия в своих  исследованиях придаёт  большое  значение  предикату, поскольку  его роль  заключается во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для последующей  реализации их во внешней  речи.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются следующие   затруднения:

- не усваиваются  глаголы, с которыми ребёнок  не сталкивается в повседневной  жизни;

- ребёнок не может подобрать к глаголу антонимы;

- употребляет глаголы только в  прямом значении.

Проблемы наблюдаются также и  в  формировании атрибутивного словаря. Умственно отсталые  школьники довольно редко используют в своей  речи прилагательные, поэтому у  них наблюдаются серьёзные затруднения  при изучении этой части речи. Более половины воспроизводимых ими  прилагательных – это группа из  10 – 15 слов, так  называемый «дежурный» словарь прилагательных. Прилагательными из «дежурного» словаря дети зачастую заменяют более точные характеристики определённых слов.

Таким образом, лексические  нарушения у младших школьников с нарушением интеллекта заключаются в следующем:

- дети не знают значения многих слов, заменяя одно значение  на другое, совпадающее по звучанию;

- у детей в речи происходит смешивание семантики исходного слова с лексическим значением других  слов, которые находятся с ним в  отношениях синонимической зависимости;

- дети зачастую вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла.

У детей с нарушением интеллекта можно наблюдать крайнее  ограничение семантических представлений, недостаточность языковых абстракций и обобщений. Речевые нарушения являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер, т.е. у таких детей страдает речь как целостная функциональная система, требующая настойчивых и длительных специально разработанных коррекционной педагогикой приёмов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готово...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...

Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную ...

Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...