Презентация Формирование БУД у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
презентация к уроку

Пономарева Анна Николаевна и Великотная Ольга Васильевна

Основная цель развития БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда, а также адаптации к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_u_mladshih_shkolnikov_s_uo.pptx157.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие базовых универсальных действий у детей с нарушениями интеллекта в младших классах Составила учитель-логопед: Пономарева А.Н. Москва, ГБОУ школа № 305

Слайд 2

Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Базовые учебные действия (БУД) — это обобщённые действия, которые порождают у обучающихся с умственной отсталостью заинтересованность и мотивацию к процессу обучения, успешное вступление в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, принятие цели и её достижение, обеспечение процесса получения знаний на доступном для них уровне. Основная цель развития БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда, а также адаптации к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности .

Слайд 3

Функции базовых учебных действий: - обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; - реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; - формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. В составе основных видов базовых учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностные; 2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные .

Слайд 4

Базовые универсальные действия у младшего школьника Личностные: Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Коммуникативные: Обращаться за помощью и принимать помощь. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Регулятивные: принятие цели и произвольное включение в деятельность, следование предложенному плану и работа в общем темпе; контроль и оценка своих действий и действий одноклассников; соотношение своих действий и их результаты с заданными образцами; принятие оценки деятельности, оценка ее с учетом предложенных критериев; корректировка своей деятельности с учетом выявленных недочетов. Познавательные: выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов; установка видородовых отношений предметов; простейшее обобщение, сравнение, классификация на наглядном материале; пользование знаками, символами, предметами-заместителями; чтение; письмо; выполнение арифметических действий; работа с несложной по содержанию и структуре информацией

Слайд 5

Личностные БУД Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Слайд 6

Коммуникативные БУД Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Слайд 7

Познавательные БУД Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо -родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями Читать Писать Выполнять арифметические действия Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)

Слайд 8

Регулятивные БУД Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Слайд 9

Диагностика уровня обученности - это определение учебных результатов, выявление истинного состояния школьных знаний ребенка. Цель – определить уровень, владение им системой знаний и умений, соответствующей возрастной норме. Своеобразие диагностики аномального развития состоит в учете того положения, что не существует среднего уровня развития аномального ребенка, нет строгой возрастной нормы, на которую можно было бы равняться, а есть качественное своеобразие развития при каждой аномалии, которое определяется не количеством прожитых лет, а качеством дефекта, вызвавшего нарушение, и адекватностью социального воздействия на ребенка.

Слайд 10

Оценка сформированности БУД осуществляется по 4 уровням : Минимальный уровень — узнавание объекта изучения, частичное воспроизведение учебного материала . Достаточный уровень — неосознанное воспроизведение учебного материала, наличие существенных ошибок . Расширенный уровень — воспроизведение материала на уровне понимания, наличие несущественных ошибок, применение знаний в знакомой ситуации . Углубленный уровень — полное воспроизведение учебного материала с единичными ошибками, владение им на уровне применения в знакомой ситуации.

Слайд 11

Определение уровня сформированности базовых учебных действий обучающегося, осваивающего АООП для детей с интеллектуальными нарушениями оценивается в ИОМ по следующим параметрам: 3 балла ― действие полностью сформировано ( самостоятельное выполнение ); 2 балла ― действие частично сформировано ( выполняет самостоятельно, но с ошибками ); 1 балл ― действие недостаточно сформировано ( выполняет с помощью педагога ); 0 баллов ― действие не сформировано ( обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем). Динамика иногда очень незначительная, тогда в рамках образовательной организации можно один балл разбивать на несколько частей (0.5, 0.25 балла), тем самым показывая, что развитие все же идет.

Слайд 12

В конце года выстраивается наглядная диаграмма уровня сформированности БУД каждого обучающегося, которая отражена в ИОМ.

Слайд 13

В методическом пособии «Диагностика базовых учебных действий» автор – составитель Трифонова Г.В ., предлагаются различные методики для выявления уровня сформированности БУД Личностные БУД Методика «Беседа о школе» (автор Т. А. Нежнова . Модификация Г.В. Трифоновой) Цель - выявление наличия социальной позиции ученика и умения выполнять его ролевые функции . Методика «Изучение учебной мотивации» (модифицированный вариант М.Р. Гинзбурга) Цель - выявление наличия социальной позиции ученика и умения выполнять его ролевые функции Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) Цель - исследование самооценки детей младшего школьного возраста .

Слайд 14

Коммуникативные БУД Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе адаптированный вариант Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя) Цель - изучение умения устанавливать дружеские отношения с одноклассниками и педагогом Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман (для обучающихся 4 класса) Цель - изучение межличностных отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений . Методика «Домики» (модификация Г. В. Трифоновой. Для обучающихся 4 класса) Цель – изучение межличностных отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений

Слайд 15

Регулятивные БУД Кодирование (тест Пьерона - Рузера ) Цель - оценка свойств внимания и регулятивного действия контроля. Познавательные БУД Методика «Выкладывание узора из кубиков разного цвета» (авторская разработка Г.В. Трифоновой) Цель – оценка способности первоклассника организовывать свою деятельность . «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине, родовой категории) Цель - исследование словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Слайд 16

Условия формирования и развития БУД. 1.Создание коррекционно-развивающей среды обучения. 2.Установление тесных взаимосвязей в системе семья – школа - ребенок. 3.Учет индивидуальных, групповых и типологических особенностей учащихся. 4.Создание положительного эмоционального фона обучения . Организованное таким образом обучение обеспечивает комплексность в работе по формированию базовых учебных действий, органически соединив ее с усвоением программного материала . В коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции, опираясь на принципы коррекционно-развивающего обучения (принцип динамичности восприятия , развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, мотивации ).

Слайд 17

Приемы педагогической коррекции: - приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для умственно отсталых детей; - специальные приемы организации обучения; - приемы продуктивной переработки учебной информации; - приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования. Приемы психологической коррекции: - доверие к личности ребенка; - формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения; - анализ конфликтных ситуаций ; - ритуалы . - безусловное принятие; - игнорирование ; - ассоциации ; - эмоциональное поглаживание ; сочувствие ; - обратная связь ; релаксация ; - моделирование желаемого поведения ;

Слайд 18

Приемы логопедической коррекции: - повтор слогов, слов с оппозиционными звуками; - изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса; - выделение определенного звука из ряда других звуков; - дифференциация движений органов артикуляционного аппарата; - дифференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости; - прием удлинения и варьирования слогов; - анализ и синтез слогов, слов; - сопоставление и распространение предложений, рассказов; - употребление и преобразование грамматических форм; - выделение ударных и безударных гласных; - рисование буквы; - обводка, штриховка букв; - логопедический массаж.

Слайд 19

Методы и приемы формирования личностных БУД: игра; приемы артерапии и здоровьесбережения ; рефлексия урока, занятия; зрительное, моторное, вербальное восприятие; игры-драматизации по прочитанным тексам; видеофильмам; разбор и самооценка события, происшествия; моделирование жизненных ситуаций; информационно-коммуникативные технологии; совместная творческая деятельность; дневники достижений.

Слайд 20

Для формирования коммуникативных БУД следующие виды заданий: игры-приветствия ; игры-взаимодействия; моделирование и анализ проблемных ситуаций; элементы сказкотерапии ; совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности); Методика создания живых, коммуникативных ситуаций (формируют мотив для высказывания) позволяет учащемуся применять полученные знания на практике.

Слайд 21

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий: « Найди отличия» (можно задать их количество); « На что похоже?»; « Разрезные картинки»; « Серия сюжетных картинок»; « Нарисуй целое»; « Обведи и дорисуй»; « Зашумлённые изображения»; « Почтовый ящик»; « Корректурная проба »; «Четвертый лишний» «Лабиринты»; Упорядочивание; «Цепочки» и т.д .

Слайд 22

Для формирования регулятивных БУД возможны следующие виды заданий: моделирование ситуаций; игра ; « Что не так?»; заучивание материала наизусть; « Найди правильно»; « проверь себя». « оцени себя и товарища»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....

Статья на тему: формирование лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Слово - является номинальной единией предложения. Формирование лексики у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени связано с их непосредственным дефектом, снижением абстрактного мыш...

Методическое пособие "Формирование речевого этикета у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Данное методическое пособие включает авторскую рабочую программу и методические рекомендации к ней, выделлены основные компоненты РП. Методические рекомендации имеют чёткое обоснование актуальности да...

Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."

Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями  на уроках и во внеурочной деятельности."...