Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка (1 класс) по теме

Кокорина Светлана Юрьевна

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому весь процесс обучения и воспитания таких детей имеет максимальную коррекционно-практическую направленность, основывается на доступности материала и многократности его повторения. Важнейшими задачами обучения детей с особенностями психофизического развития является их социализация, расширение представлений об окружающем мире, формирование целостного представления о событиях и явлениях социальной жизни. Как составляющая процесса социализации выделена проблема формирования правильной ориентировки во времени и усвоения детьми представлений о времени, о частях суток, днях недели, временах года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому весь процесс обучения и воспитания таких детей имеет максимальную коррекционно-практическую направленность, основывается на доступности материала и многократности его повторения. Важнейшими задачами обучения детей с особенностями психофизического развития является их социализация, расширение представлений об окружающем мире, формирование целостного представления о событиях и явлениях социальной жизни. Как составляющая процесса социализации выделена проблема формирования правильной ориентировки во времени и усвоения детьми представлений о времени, о частях суток, днях недели, временах года. Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с интеллектуальной недостаточностью необходимо «показать» время. Его меры (минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта. Понимание взаимосвязанности событий, происходящих в определенной последовательности, способствует формированию более глубоких представлений у детей об окружающем.

Для понимания взаимосвязи событий я сделала настенное панно, которое назвала «Радужный паровозик». Данный образовательный продукт одновременно содержит в себе:

Первое. «домик медведя». С опорой на действия медведя дети учатся определять части суток. Определив часть суток, находят картинку с изображением положения солнца в определённый период времени или луны и прикрепляют над домиком выбранную картинку.

Второе - поезд-дни недели. Каждый вагончик обозначает определённый день недели и пересаживая ежедневно зайчика из вагона в вагон мы проговариваем «вчера был …., сегодня…., а завтра будет… Ежедневные тренировки формируют у детей представление о последовательности дней недели, понимание понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временем года, детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо наглядно увидеть и проговорить отличительные особенности. Поэтому на настенном панно расположены картинки с изображение текущего времени года. Когда зима сменяет осень мы с детьми снимаем картинки отображающие осень, и размещаем на панно картинки отображающие зиму. Дети находят и проговариваем изменения в природе, в жизни животных, в деятельности людей и изменения в одежде. В левом углу дети размещаю картинки с изображением жизнедеятельности людей, а в правом углу картинки связанные с жизнью животных.

Представления о месяце формирую в беседе. Ознакомление с месяцами начинаем с сентября и в течении учебного года разучиваем все не нарушая последовательности месяцев в году.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.

Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Формирование временных представлений у младших школьников с УО (ИН) посредством знаково-символического моделирования.

Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием  становления учебных навыков и личностного развития обу...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...

Методическое пособие "Формирование речевого этикета у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Данное методическое пособие включает авторскую рабочую программу и методические рекомендации к ней, выделлены основные компоненты РП. Методические рекомендации имеют чёткое обоснование актуальности да...