Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Шкилонцева Ольга Владимировна

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   С НОДА  И  НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Шкилонцева О.В.

г. Челябинск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат №4                        

 для обучающихся и воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья»

Стойкие трудности в освоении временных представлений относятся к     характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. Эта проблема прямо или косвенно затрагивается всеми авторами, изучающими особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта как дошкольного, так и школьного возраста. Однако до сих пор формирование временных представлений остается наиболее сложным направлением коррекционной работы. При поступлении в школу  дети  с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллектуального развития оказываются  не   подготовленными к усвоению разделов программы, требующих умения устанавливать  временные отношения. У данной категории детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью с большим трудом и отставанием формируется восприятие времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «неслышно»),- так и особенностями мышления детей с нарушением интеллектуального развития. Несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственно-временной ориентировки весьма характерно проявляются на уроках чтения, развития речи ознакомлением с окружающим миром, русского языка и математики.

Дети с нарушением интеллектуального развития обнаруживают большие трудности в усвоении временных представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть элементарными временными представлениями. Даже при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование временных представлений происходит очень медленно, с большими трудностями. Младшие школьники  с НОДа и нарушениями интеллектуального развития овладевают временными представлениями лишь на самом элементарном уровне.

Трудности особенно ярко проявляются на уроках математики. Возникновение этих трудностей в значительной мере происходит из-за особенностей психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение некоторых видов заданий. В связи с этим формирование временных представлений должно носить ярко выраженную практическую направленность. Формируемые временные представления должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе уроков-экскурсий, прогулок, наблюдений, учебной, и трудовой деятельности.

Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает младшим школьникам с НОДа и нарушением  интеллектуального  развития  сформировать  необходимые  знания в соответствии с программными требованиями,  даёт  возможность детям в процессе  работы над темами обогатить словарный запас,  развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.

        Н. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном лечебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

         Преодолению указанных нарушений способствует коррекционная работа, которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в начальной школе. Коррекция  временных представлений - одно из приоритетных направлений работы.

Результаты многолетней работы подтвердили, что формирование временных  представлений должно проводиться в различных видах учебной, игровой и бытовой деятельности при обязательном включении активных движений, зрительных, слуховых и двигательных реакций.

Литература:

1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. – М. Школа-Прес, 1994.

2.Мастюкова Е.М. Ипполитова М.В. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.1985.

3.Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"

В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....

Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.

Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...

Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....

Формирование временных представлений у младших школьников с УО (ИН) посредством знаково-символического моделирования.

Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием  становления учебных навыков и личностного развития обу...