Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зубарева Ирина Владимировна

В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pr.-vr._orientirovka.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования пространственно-временных представлений у детей включает в себя:

  • ориентировка в «схеме собственного тела».
  •  ориентировка в «схеме тела» человека стоящего напротив.
  • понимание предлогов.
  •  употребление предлогов.
  •  ориентировка на листе бумаги.
  •  ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180*.
  • представления о частях суток.
  • представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
  • представления о временах года.
  •  представления о месяцах.
  •  представления о днях недели.
  •  понимание обратимых активных и пассивных конструкций.

Для развития временных представлений можно предложить следующие задания:

Сутки: (утро, день, вечер, ночь) – Что наступит после ночи? Какое время суток перед днём?  Между утром и вечером какое время суток? Что раньше утро или вечер? Что позже вечер или ночь?

Неделя: – Называем дни недели по порядку. Понедельник – который по счёту в неделе? Как называется пятый (третий, шестой,) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет …? Если сегодня суббота, то вчера была…? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?

Месяцы: – Называем месяцы по порядку. Как называется первый месяц года? Второй? Седьмой? Сколько месяцев в году?  Назови зимние месяцы? Осенние, весенние, летние? В каком месяце твой (мамин, папин) день рождения? Помогут детям запомнить всё это приметы, пословицы, стихи, загадки о месяцах года.

Времена года: – Называем времена года по порядку. Какое время года перед зимой? После осени? Какое время года любимое? В какие игры мы играем, какую одежду носим зимой? Летом? Ориентироваться в данных понятиях помогут приметы, пословицы, стихи, загадки. др.

Пословицы и поговорки о времени.

Загадки о времени.

Для развития пространственных ориентировок можно предложить детям такие задания:

– Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?

 - Рассматривая иллюстрации в любой книге, можно задавать вопросы: что находится слева от…, справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около, возле?

 -  Можно выполнить с детьми рисуночный диктант, например: дать ребёнку лист бумаги с нарисованной посередине листа ёлочкой и сказать ему: «Нарисуй: под ёлкой гриб (пауза – ребёнок рисует), над ёлкой солнце, справа – пенёк, слева – цветок, перед ёлкой зайца и т.д.

- Графические диктанты.

Свободная ориентировка во времени и пространстве – необходимое условие социального бытия человека, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Это необходимо детям для обучения в школе и успешного освоения образовательной программы.

Любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в пространстве и во времени. На занятиях от ребенка требуется умение выделить положение предмета в пространстве, соотнести расположение частей какого-либо предмета друг с другом или отдельных предметов между собой. Действовать на основе представления о порядке наступления событий или об их длительности.


Не отказывайте ребёнку в просьбе поиграть с ним. Предложите игру
сами, помогите ему в познании временных и пространственных
ориентировок. Надеюсь, что этот практический материал поможет
творчески организовать совместную деятельность, игры и
повседневную деятельность детей
Успехов Вам и терпения!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы
« Лицей № 1571» (ГБОУ Лицей № 1571)

Развитие пространственно-временных представлений

У младших школьников

(советы родителям)

Подготовила:

Учитель-дефектолог:

Зубарева И.В.