Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Васильева Анастасия Анатольевна

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vasileva.ppt1.73 МБ
Microsoft Office document icon doklad31.doc61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 МИНОБРНАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

(ПГСГА)

Факультет специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Дипломная  работа

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

                                   Выполнил:

                                            студент VI курса

                                                          заочной формы обучения

                                       специальность

                                                                           050714.65 Олигофренопедагогика

                                                                         Анастасия Анатольевна Васильева

                                                                         

                                                       Научный руководитель:

                                                    к.п.н., доцент кафедры

                                                          специальной педагогики и

                                                        специальной психологии

                                                                Татьяна Николаевна Винтаева

                                           

Самара

 2013

(1слайд) Уважаемые  председатель аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии! Тема моей выпускной квалификационной работы:«Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с ДЦП».

Проблема формирования пространственно-временных представлений и понятий у детей с ДЦП освещена в научной литературе достаточно полно.  Эту тему затрагивали Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, О.В. Титова.

Проблемой нашей работы является: противоречие между значимостью полноценного освоения пространственно-временных отношений детьми в начальный период обучения школьным навыкам и недостаточно разработанным системным подходом в коррекционной работе педагогов по развитию пространственно-временных представлений у младших школьников с двигательными трудностями. 

(2слайд)  Объект исследования – пространственно-временные представления у младших школьников с ДЦП и педагогический процесс, направленный на их формирование.

(3слайд) ( Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование пространственно-временных представлений у учащихся с ДЦП на начальном этапе обучения в школе.

4 слайд)(  Цель – на основе выявленных особенностей развития представлений о пространстве и времени у младших школьников с двигательными нарушениями разработать коррекционно-развивающую работу по развитию пространственно-временных представлений на начальном этапе обучения в школе.

5сдайд)( Гипотеза исследования состоит в следующем положении:

Двигательные ограничения, отставание в речевом развитии, нарушения системы межанализаторного взаимодействия и бедный предметно-практический опыт препятствуют полноценному освоению базисных пространственно – временных ориентировок детьми с ДЦП.

Пространственно-временное представления включает в себя различные компоненты, как: различение и восприятие, представления и понимание различных отношений.

 6слайд)  С целью изучения особенностей развития пространственно-временных представлений у младших школьников с двигательными нарушениями было организовано специальное экспериментальное исследование.    

  Эксперимент проводился в первых классах ГБС(К)ОУ школе- интернате № 113 г.о. Самара и МБОУ № 147.  Обследование первоклассников МБОУ №147 проходило в группе продленного дня и потребовало двух встреч по 20-25 минут, а также наблюдения в течение учебного дня на уроках и переменах.

        Педагогическое обследование первоклассников ГБС(К)ОУ школы- интерната № 113 г.о. Самара заняло большее количество времени: три встречи с каждым ребенком по 30-35 минут и наблюдение в течение

учебной недели.

Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство и время, и их выражения в устной речи у учащихся осуществлялось с помощью шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой.

  (7слайд)      1 блока методики: «Ориентировка в «схеме собственного тела»

Анализ результатов уровня сформированности пространственно-временных представлений у учащихся  показал, что правильно ориентироваться в правом и левом у себя могут лишь 50% (IV уровень) учащихся с ДЦП. Воспитанники понимают пространственные характеристики без самостоятельного называния, уверенно оперируют понятиями «левая», «правая». Ответы точные, автоматизированные. Но в 50%  случаях требовалась помощь взрослого.

15% (III уровень) детей с ДЦП не всегда могут правильно определить сторонность у себя.

У 10% детей с ДЦП (II уровень) аналогичная ситуация, но им чаще приходиться оказывать стимулирующую помощь. Не справляются с предложенными заданиями 25% (I уровень) детей с ДЦП.

Учащиеся возрастной норме показали высокие результаты: все 100% тестируемых на высшем IV уровне. При выполнении заданий методики дети контрольной группы допускали единичные ошибки, но их исправляли самостоятельно, помощь взрослого требовалась в редких случаях.

    8 слайд)       2 блока методики: «Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего, напротив».

При обследовании умения ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив, выяснилось, что наибольший процент детей с ДЦП(70%) не могут определять правое и левое у собеседника. 15% лишь в единичных случаях могут правильно определить правую – левую (правую) руку у экспериментатора, сидящего напротив.

Учащиеся группы возрастной нормы продемонстрировали четвертый уровень. Умение ориентироваться в «схеме тела» человека сидящего, напротив, у них сформировано.

(9слайд)    3 блока методики: «Понимание предлогов»

С заданием на определение пространственных отношений между предметами успешно справляются и демонстрируют IV уровень только 15% учащихся с ДЦП. На III уровне 20%, у этих воспитанников, чаще всего затруднения возникали в определении отношений выраженных предлогами: «под», «за», «из-за», «от», «из-под». У 45% исследуемых детей (II уровень) и25% (I уровень) осмысление пространственных отношений между предметами вызывает существенные затруднения.Дети в возрастной  нормальны сопоставительный анализ продемонстрировал IV уровень, ошибки на понимание сложных предлогов из-за, из-под дети исправляли самостоятельно. Лишь в единичных случаях требовалась помощь экспериментатора.

  (10 слайд)    4 блока методики: «Употребление предлогов»

Анализ выполнения заданий четвертого блока методики показывает,затруднения касаются в основном конструкций, выраженных предлогами «перед», «из-за», «от», «к», «из-под».50% детей с ДЦП демонстрируют (I уровень), они не могут самостоятельно употреблять слова, выражающие пространственные отношения. 25% (II уровень) учащихся испытывают затруднения при вербальном определении местоположения предметов.Ни один ребенок экспериментальной группы не достиг IV уровня.

У учащихся с нормальным психическим развитием показатель успешности соответствует IV уровню. Трудности дети испытывали при словесном определении положения предметов, требующие использования предлогов: из-за, перед, над.

(11слайд) 5 блока методики: «Ориентировка на листе бумаги»

Сравнительный анализ заданий на ориентировку на листе бумаги показал, что 40% (I уровень) не справляются с заданиями на определение правого левого, верхнего нижнего угла. 3 учащихся не справляются с предложенными заданиями даже с помощью экспериментатора. 1 человек большинство заданий может выполнить только с помощью взрослого. На III уровне 35% детей с ДЦП, этим воспитанникам тоже требуется помощь экспериментатора.Лишь у 25% детей с ДЦП ориентировка на листе бумаги не вызывает затруднений.

Все 100% продемонстрировали IV уровень успешности детей возрастной  нормальны.

   (12слайд)       6 блока методики: «Ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°»

При анализе данных по исследованию умения ориентироваться на листе бумаги, перевёрнутом на 180°, выяснилось, что большинство учащихся экспериментальной группы (65%) не справляются с заданиями, даже с помощью экспериментатора. Умение ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, сформировано в пределах нормы только у 15% учащихся с ДЦП. У 20% частично сформировано. Дети с ДЦП демонстрирующие II и III уровни задания выполняют развернуто: артикулируют, пытаются развернуться, так что бы лист не был, перевернут, ищут дополнительные ориентиры.

   Учащиеся с нормально развивающейся психикой демонстрируют IV уровень со среднегрупповым показателем 99%.

   (13слайд)   7 блока методики: «Представления о частях суток»

Анализ результатов обследования понимания и отражения в устной речи представлений об основных временных единицах показывает, что с заданиями на определение частей суток успешно справляются лишь 20% (IV уровень) учащихся с ДЦП из числа обследуемых. 35% (III уровень) воспитанников допускают ошибки, но самостоятельно, со второй попытки корректируют неверные ответы, в единичных случаях им требуется минимальная помощь взрослого. Характерной ошибкой является смешение утра и дня на картинках с изображением природы.а II уровне 20% учащихся успешней определяли время суток по картинкам с действиями людей. Определение времени суток по картинкам с природой чаще вызывали затруднения. Еще 25% испытуемых демонстрировали I уровень успешности выполнения заданий методики.

У детей возрастной  нормальны представления о частях суток сформированы в пределах нормы, все 100% продемонстрировали IV уровень успешности.

(14слайд)      8 блока методики:

«Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»

Анализ результатов исследования представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» показал, что у большинства детей с ДЦП 90% (I уровень) данные понятия не обрели свою конкретную временную «адресность» и продолжают путаться.80% испытуемых не замечают ошибку, допущенную экспериментатором. 10% учащихся отказался отвечать на вопросы. 10% демонстрируют II уровень. 10% не может даже со стимулирующей помощью дать определению прошедшему, текущему и будущему дню, но ошибки допущенные взрослым исправляет самостоятельно с первой попытки.IV уровня не достиг ни один ребенок с ДЦП из числа обследуемых. Группа сравнительного анализа продемонстрировала IV уровень со среднегрупповым показателем 90% и разбросом от 81% до 96%.

 (15слайд)  9 блока методики: «Представления о временах года»

При исследовании сформированности представлений о временах года выявилось, что в полном объеме ориентированы в обозначениях времен года, их последовательности и цикличности 20% учащихся (IV уровень).40% продемонстрировали III уровень успешности выполнения методики. Обследуемые самостоятельно без называния правильно определяют время года на картинках, в правильной последовательности раскладывают картинки и перечисляют в правильном порядке. У 35% (I уровень) и 5% (II уровень) представления о временах года сформированы очень слабо.

     (16 слайд)   10 блока методики: «Представления о месяцах»

Представления о месяцах и их последовательность оказалась у учащихся с ДЦП менее сформированной. Все 100% учащихся продемонстрировали низший I уровень. Учащиеся с ДЦП даже со стимулирующей помощью взрослого не могут определить, какой месяц изображен на картинке, перечислить сезонные месяцы, назвать их последовательность, назвать какой месяц бывает до или после заданного. Исключение составляет текущее время года. В данном блоке методики, учащиеся с нормальным психическим развитием показали самый низкий общегрупповой процент успешности 82%. Учащиеся  с нормой перечисляют все месяцы текущего сезона. С помощью взрослого могут назвать названия месяцев других времен года.

  (17слайд)     11 блока методики: «Представления о днях недели» (в %).

Анализ результатов исследования представлений о днях недели показал, что, у большинства учащихся с ДЦП 70% (I уровень): не сформированы пространственно-временные понятия или сформированы плохо. Не смотря на то, что большинство самостоятельно перечисляют весь недельный цикл, как это принято в нашей культуре начиная с понедельника, они затрудняются в перечислении, начиная со среды, называют только пять дней. Учащиеся с ДЦП лучше справляются с заданиями, если имеют перед собой зрительную опору.

 (18слайд)    12 блока методики: «Понимание обратимых активных и пассивных конструкций»

При обследовании понимания учащихся экспериментальной группы обратимых активных и пассивных конструкций все 100% обследуемых  продемонстрировали I уровень с разбросом показателей от 0% до 40%, в отличие от стопроцентной успешности группы учащихся с нормально развивающейся психикой.

  (19слайд)   Распределение по уровням успешности выполнения заданий методики на исследование сформированности пространственно-временных представлений в ходе констатирующего эксперимента

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий методики показал, что уровень сформированности пространственно-временных представлений у учащихся с ДЦП не соответствует возрастной норме.Ни у кого из обследуемых экспериментальной группы не выявлен IV уровень успешности. Только у 15%, из 20 обследованных учащихся с ДЦП, зарегистрирован II уровень и у 10% III уровень.

Представлена гистограмма иллюстрирующая уровень выполнения заданий учащимися с ДЦП и с нормальным психическим развитием. На вертикальной оси расположены уровни выполнения заданий в %, на горизонтальной – номера блоков методики.

 (20 слайд)  Соотношение результатов выполнения заданий всех блоков методики учащимися экспериментальной и контрольной групп в ходе констатирующего эксперимента (в баллах).

Гистограммы ) наглядно иллюстрирует отставание в формировании пространственно - временных представлений у учащихся с ДЦП от сверстников. формирование пространственно-временных представлений у учащихся с ДЦП отстает в развитии от нормы и имеет ряд специфических особенностей.

Результаты констатирующего эксперимента показывают, что младшие школьники с двигательными расстройствами проходят в своем  развитии  те  же  этапы формирования пространственно-временных представлений, что и нормально развивающиеся дети. Однако прохождение этих этапов несколько отсрочено во времени в результате сложного сочетания моторных, речевых и сенсорных нарушений, осложняющих познавательное развитие детей. Поэтому необходима организация специальной коррекционной работы, которая позволила бы предупредить возможность влияния недоразвития пространственно-временных представлений у детей с двигательными расстройствами на успешность обучения чтению, письму и счету.

   Формирующий эксперимент проводился в первом классе ГБС(К)ОУ школе- интернате №113 и длился в течение 12 учебных недель с октября по декабрь 2012 года. В эксперименте приняли участие 20 первоклассников с двигательными нарушениями, прошедшие первичное педагогическое обследование в сентябре 2012 года.

   (21 слайд) Целью формирующего эксперимента являлось – коррекционно-педагогической работа по развитию пространственно-временных представлений у младших школьников с двигательными ограничениями.  

Коррекционная работа велась в двух направлениях:

Формирование у детей с ДЦП и пространственных представлений.

Формирование у детей с ДЦП временных представлений.

(22 слайд)   Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:

(23 слайд) 1 этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

2 этап.Формирование представлений о «схеме собственного тела».

3 этап.Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

        4 этап.Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

5 этап.Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

 характеристики окружающего мира;

(24 слайд) Формирование у учащихся с ДЦП временных представлений следует осуществлять в несколько этапов. Используемые упражнения описаны в приложении.

(25 слайд)1 этап. Формирование представлений о биоритмах собственного тела и ритмах окружающей среды, развитие чувства времени.

2 этап.  Формирование временных эталонов.

3 этап. Формирование способности планировать свою деятельность во времени

4 этап .Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.

 (26 слайд) 5этап. Развитие понимания вербальных средств, обозначающих временную последовательность, и ее отражения с помощью устной речи.

6 этап. Дальнейшее совершенствование понимания и употребления, сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения.

После завершения формирующего эксперимента в конце первого учебного полугодия (декабрь 2012 г.) мы провели контрольное обследование первоклассников ГБС(К)ОУ №113 г.о. Самара. Для проверки эффективности коррекционно-педагогической работы использовали ту же методику, что и при обследовании.Оценка результативности формирующего эксперимента выявила наличие позитивных изменений в развитии пространственных представлений у 95%младших школьников с двигательными расстройствами, что представлено в диаграмме.

                    (27 слайд)                                                                    Диаграмма

Распределение первоклассников с двигательными нарушениями по   уровням сформированности пространственно-временных представлений в зависимости от этапа исследования

Изменения уровня развития пространственно-временной ориентировки не произошло у 5% учащихся с ДЦП. Эти дети демонстрируют низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений.

У 5% учащихся с двигательными нарушениями выявлен 4 уровень развития пространственно-временных ориентировок (высокий). Значительно увеличилось количество детей в 3 группе, на 65% больше, чем до проведения коррекционно-развивающей работы. Во 2 группе также увеличилось количество учащихся на 15%.

        Наше исследование заключалось в выявлении общих с нормой и специфических особенностей развития пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. С этой целью нами было организовано экспериментальное исследование, подобраны диагностические задания и игровые упражнения, позволяющие изучить и развивать представления первоклассников о пространстве и времени.

Доклад  окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

Дипломная работа тема " Формирование русского речевого этикета у младших школьников"

Дипломная работа Формирование русского речевого этикета у младших школьников...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...