"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"
статья по логопедии

Агеева Наталья Евгеньевна

В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений  ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представлений у детей. Пространственные понятия и представления у значительной части младших школьников с ЗПР либо не сформированы, либо не обобщены в той степени, которая позволяла бы детям самостоятельно пользоваться ими в различных видах бытовой и учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Особенности речевого развития данной категории учащихся проявляются неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства,  у других – лексико-грамматические. И фонетико-фонематические, и лексико-грамматические особенности устной речи находят отражение в речи письменной. Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координаций). Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие.  В зависимости от этого по-разному вырисовываются проблемы обучения, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей.

В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений  ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представлений у детей.

Пространственные понятия и представления у значительной части младших школьников с ЗПР либо не сформированы, либо не обобщены в той степени, которая позволяла бы детям самостоятельно пользоваться ими в различных видах бытовой и учебной деятельности.

Начинать работу по развитию пространственных ориентировок необходимо с осознания детьми схемы собственного тела, определения направлений в пространстве, ориентировки в окружающем малом пространстве. Далее дети тренируются в определении последовательности расположения предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении. Затем выполняют задания по вычленению одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Такие задания создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слова. Развитие пространственных дифференцировок продолжается при изучении темы «Предлоги».

 Важное значение в логопедической работе с детьми имеет создание мотивации к процессу выполнения заданий. На занятиях с детьми с ЗПР я опираюсь на игровые приемы, поскольку это способствует созданию положительного эмоционального фона на занятии и повышает эффективность коррекционного воздействия. Обучение в форме дидактических игр и специальных игровых ситуаций успешно развивает пространственные представления. В свои логопедические занятия включаю графические диктанты (схематические изображения предметов). Они способствуют развитию пространственного воображения, произвольного внимания, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Такие задания расширяют кругозор детей, увеличивают словарный запас, учат ориентироваться в тетради, знакомят с разными способами изображения предметов.

Для формирования пространственной ориентировки использую игровой приём «Электронная муха». Детям предлагается разложить 9 предметных картинок по местам на игровом поле (3х3). Далее даётся инструкция: положить 1 картинку в правый верхний угол, слева от неё 2 картинку, под 2 картинкой – 3 картинку, справа от 3 картинки – 4 и т. д. Дети сами могут давать инструкцию к выполнению задания. Картинки могут быть подобраны на автоматизацию звука, дифференциацию звуков, закрепление обобщающих понятий, развитие словообразования имён существительных и др. Такие задания способствуют формированию фонематического восприятия, пополнению словарного запаса, уточнению пространственных взаимоотношений предметов.

Для определения линейной последовательности предметного ряда использую задание «Узнай слово». Детям предлагается разложить разноцветные карточки в определённой последовательности. Далее даётся инструкция: положить перед собой карточку синего цвета, слева от неё – красного цвета, справа от неё – зелёного цвета, перед красной карточкой – жёлтого цвета, между зелёной и синей – оранжевого цвета и т. д. На карточках находятся буквы, из которых получается при правильном выполнении задания слово. Словарный материал может включать основные единицы времени, обобщающие понятия и др. Такое задание способствует активизации словарного запаса, уточнению временных понятий и их последовательности.  

В своей работе по формированию пространственных представлений опираюсь на опыт работы ведущих специалистов в этой области Иншаковой О. Б., Милостивенко Л. Г., Садовниковой И. Н., Семаго Н.Я., Семаго М. М.

Развитие пространственных представлений в системе коррекционно- логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников не только способствует коррекции письменной речи, но и является профилактикой проблем в изучении предметов, требующих высокого уровня сформированности пространственных представлений: геометрии, черчения, истории, географии, физики, химии и т. д. В целом залогом успеха коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР является ее систематичность, согласованность деятельности всех педагогов СКОУ VII вида (логопеда, психолога, учителей) и родителей этих детей, а также учёт выявленных специфических особенностей высших психических функций, индивидуальных возможностей и потенциальных способностей каждого ребенка.

Литература

1.        Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М – Воронеж, 2001г.

2.        Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

3.        Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.

4.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП  является одним из важнейших разделов  воспитания детей с  ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет  поиск педагога...

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Специфика формирования самоконтроля у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях

Одной из актуальных задач  современного образования является  формирование грамотного письма у школьников. В статье рассматривается  система коррекционного  воздействия при н...

Презентация "Методика формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях"

Данная презентация отражает практические приемы, формирующие у младших школьников с ОВЗ коммуникативные УУД. Методика отработана временем и эффективна при использовании....

Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.

Развитие пространственных представлений младших школьников  одна из важных задач обучения в школе.  Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...