Программа "Формирование пространственных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллекта"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Шкилонцева Ольга Владимировна

В помощь  воспитателям , учителям, дефектологам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkilontseva_o.v.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 «Формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта»

Челябинск 2016

                             I. Пояснительная записка

Данная  программа  коррекционно-развивающих  занятий  составлена  для учащихся начальной  школы  с  нарушениями  опорно-двигательного аппарата  и  с  нарушениями  интеллекта;  апробируется  в  течение  пяти  лет в  МБОУ школа-интернат VI вида №4 города Челябинска.
Детский  церебральный  паралич  за  последние  годы  стал  одним  из наиболее  распространенных заболеваний нервной системы у детей. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу. У части детей имеются нарушения интеллектуального развития, эти дети составляют в среднем до 40% контингента в специальных образовательных учреждениях.
Практическая потребность в изучении этих детей, определении их образовательных потребностей и в разработке программы их реабилитации исключительно велика. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно  малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики.
У младших школьников с церебральным параличом и с нарушениями интеллектуального развития пространственные представления недостаточно сформированы, что вызывает трудности в обучении и в повседневной жизнедеятельности. Данная категория детей испытывают трудности в овладении письмом и чтением, в овладении навыками самообслуживания, затруднениями на уроках математики, труда и физической культуры.

На основании вышесказанного следует сделать вывод о том, что возникает острая необходимость в проведении целенаправленных коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии. Данная программа поможет как детям, так и педагогам.
Цель программы -  подготовка младших школьников к адаптации в окружающем мире через формирование у них пространственных представлений.
При составлении программы учитывались потребности и запросы участников образовательного процесса, направления коррекционной работы педагогов (логопедов,  психологов, дефектологов).
Предлагаемая программа предназначена для групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога и воспитателя с младшими школьниками с НОДа и нарушением интеллектуального развития.
Время одного занятия - 20-25 минут.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

                        Результат апробации программы.
Данная программа апробируется учителем-дефектологом МСКОУ школы-интерната VI вида № 4 города  Челябинска с 2014 года на занятиях педагогической коррекции. За данный период удалось не только накопить большой опыт коррекционной деятельности, но и собрать информацию об эффективности работы по данной программе.
Исходя из цели программы, в качестве основного параметра эффективности коррекционной работы рассматривается уровень сформированности пространственных представлений у учащихся начального звена вспомогательной колы.
У младших школьников с церебральным параличом и с нарушениями интеллектуального развития пространственные представления недостаточно сформированы, что вызывает трудности в обучении и в повседневной жизнедеятельности. Данная категория детей испытывают трудности в овладении письмом и чтением, в овладении навыками самообслуживания, затруднениями на уроках математики, труда и физической культуры.
Именно в начальном звене вспомогательной школы необходимо уделять особенно большое внимание формированию пространственных представлений у учащихся с целью дальнейшей адаптации в окружающем мире.
Эффективность коррекционной работы анализируется по результатам диагностических срезов. Изучаются следующие параметры:

1 Ориентировка в схеме собственного тела.
2 Ориентировка в окружающем пространстве.
3 Ориентировка на листе бумаги.
Формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта осуществляется на общеобразовательных уроках, на специальных коррекционных занятиях и во внеурочное время.
Формирование   пространственных представлений проводится в различных видах игровой и бытовой деятельности при обязательном включении активных движений, зрительных, слуховых и двигательных реакций.
Основные этапы коррекционной работы:
1 этап- Ориентировка в схеме собственного тела.
2 этап- Ориентировка в окружающем пространстве.
3 этап- Ориентировка на листе бумаги.
Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседневная деятельность учащихся с акцентированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкультурой, ручным трудом позволяют развивать и совершенствовать пространственные представления учащихся.

III. Методическое обеспечение программы.
Занятия по формированию пространственных представлений могут проводится в обычном учебном кабинете, спортивном зале, холле, помещении игротеки.
Оснащение и оборудование:
1. ТСО (магнитофон, аудиозаписи).
2. Спортивный инвентарь.
3. Настольно-печатные игры, учебные пособия.
4. Наборы для ручного труда, пластилин, альбом для рисования, краски, карандаши, тетради в клетку.
Методы и приемы:
В ходе коррекционной работы используются и психотерапевтические методы (музыкотерапия, игротерапия) и педагогические.
Используемые приемы:
1. Игры (сюжетно-ролевые, печатные, подвижные) и упражнения.
2. Психогимнастика.
3. Беседа.
4. Графический диктант.
5. Рисование.
6. Карточки для индивидуальной работы.

Основные этапы коррекционной работы:
1 этап- Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.
2 этап- Ориентировка в окружающем пространстве.
3 этап- Ориентировка в пространстве листа бумаги.

1 этап коррекционной работы: Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.
Цель: развивать пространственные преставления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую правую руку.
Задачи и последовательность из решения:
1. Выделять ведущую правую руку и на ее основе выделять левую руку, закрепить их речевые обозначения.
- показать, какой рукой кушаем, рисуем  и т.д.;
- закрепить речевое обозначение этой руки;
- показать левую руку;
- закрепить обозначение этой руки;
- дифференцировать речевые обозначения правой и левой руки:
1 показать правую (левую) руки;
2 показать игрушку правой (левой) рукой;
3 взять предмет правой (левой) рукой.
2. Определить схему собственного тела через ведущую руку.
- закрепить знание частей тела и их речевое обозначение:
1 на собственном теле;
2 на игрушках-куклах, животных;
3 на изображениях людей;
- дифференцировать на невербальном и вербальном уровнях правые и левые части тела;
1 прямая ориентировка в схеме тела (показать правую (левую) руку, правое (левое) ухо, правый (левый) глаз;
2 закрепление речевых обозначений правых и левых частей тела;

3 перекрестная ориентировка в схеме тела (показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу, левую ногу и т.п.),
3. Закреплять и развивать знание частей лица, схемы лица:
- показать и называть основные части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, щеки, лоб, подбородок):
1 на себе
2 на кукле, на изображении лица
- учить рисовать лицо человека с изображением названием основных элементов, накладывать детали;
- на овал лица, описывая их местоположение.
Педагогические приемы:
Упражнения можно проводить в игровой форме, они могут служить для смены позы на коррекционном занятии или уроку физкультминутки (приложение №1).
1 «Помоги ученику»
2 «Аист»
3 «Путаница»
4 «Сыщик»
5 «Водичка, водичка»
6 «Зеркало»
7 «Обезьянки»
8 «Делай как я»
9 Карточки для индивидуальной работы  заданиями.
Цель: Формировать умение осуществлять пространственный анализ объектов, провернутых на 180 градусов.
Задачи и последовательность их решения:
1. Закрепить представления и речевые обозначения правой и левой стороны тела.
2. Закрепить умения определять правую и левую стороны у человека, сидящего рядом.

3. Развивать навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образцов.
4. Учить определять правую и левую  стороны у человека, сидящего напротив.
5. Учить определять пространственное расположение объектов по отношению к человеку, сидящему напротив.
Педагогические приемы (приложение №2):
1 «Помоги Незнайке»
2 «Близнецы»
3 «На скамейке»
4 «Зеркало»
5 «Обезьянки»
6 «Делай, как я»
2 этап коррекционной работы. Ориентировка в окружающем пространстве
Цель: Формировать умения определять пространственное расположение предметов и направление по отношению к самому себе.
Задачи  и последовательность их решения:
1. Закрепить понятия «справа» и «слева»:
- уточнить, что «справа»- это значит ближе к правой руке, а «слева»- это ближе к левой руке;
- закрепить речевые обозначения «справа», «слева».
2. Закрепить понятия «направо» и «налево»:
- уточнить направление движения «направо»- в сторону правой руки, «налево»- в сторону левой руки;
- уточнить пользоваться рисованными схемами передвижения в пространстве с речевым обозначением направлений движения. (> «направо», «слева направо; < «налево», «справа налево»);
- выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.
Педагогические приемы (приложение № 3):
1 «На лугу»

2 «Рыбки»
3 «Медвежата и ежата»
4 Настольная игра «Дорожное движение»
5 «Что где находится»
6 «Аквариум»
Цель: Формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве.
Задачи и последовательность их решения:
1. Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу.
2. Учить воспроизводить пространственные соотношения между предметами и их изображениями с помощью речи:
- уточнить расположение двух предметов;
- уточнить расположение трех и более предметов;
- уточнить расположение изображений предметов.
3. Учить воспроизводить заданные фигуры из заданных элементов методом активного конструирования:
- по образцу;
- по речевой инструкции.
Педагогические приемы (приложение № 4):
1 «Помоги кукле Маше»
(игротека)
2 «Что это»
3 «Загадочные палочки»
4 «Разноцветные кубики»
5 «Сложи картинку» (индивидуальное занятие)
6 «Головоломки»

№ п.п

Тема занятия

Дата

Коррекционные цели и задачи

Ориентировка в схеме собственного тела.

1

Я и мое тело.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.
Развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела.

2

Игра «Руки, ноги, голова»

3

Игра «Помоги ученику»

4

Игра «Аист»

5

«Водичка, водичка…»

6

Упражнение «Найди с закрытыми глазами»

Определение сторон тела у людей напротив и изображенных на схемах и картинках.

7

Упражнение «Зеркало»

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

8

Дидактическая игра «Обезьянка»

9

Дидактическая игра «Делай, как я»

10

Упражнение «Дразнилки»

Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего.

11

Дидактическая игра «Напротив»

12

Игра «Путаница»

13

Игра «Сыщик»

14

Игра «Что изменилось»

15

Помоги Незнайке.

16

Близнецы.

Ориентировка на листе бумаги.

17

Помоги медвежонку.

18

Где находится ежик?

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

19

Сложи картинку.

20

Лабиринт. Головоломки.

Ориентировка в пространстве.

21

Игра «На скамейке»

Коррекция внимания, памяти на основе упражнений в запоминании.
Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

22

Подвижная игра «Запомни свое место»

23

Дидактическая игра «Что изменилось?»

24

Дидактическая игра «Медвежата и ежата»

25

Дидактическая игра «Что где находится?»

26

Подвижная игра «Быстро по местам»

27

Дидактическое упражнение «Спереди-сзади»

28

Подвижная игра «Чья команда быстрее построится"

29

Дидактическое упражнение  «Слева-справа»

30

Дидактическое упражнение  «Вверху-внизу»

31

Дидактическое упражнение  «Далеко-близко»

32

Подвижная игра «Прятки»

Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

33

Подвижная игра «Прятки»

IV. Список литературы.
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М. Академия. 2001.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией Воронковой  В.В., М., Школа-пресс, 1994.
3. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб., 2000. Под редакцией Смирновой И.А.
4. Симонова И.М. Состояние пространственно-временных отношений у детей с перебральным параличом. Дефектология. 1980. №6
5. Симонова И.М. Состояние пространственно-временных отношений у детей с перебральным параличом. Дефектология. 1981. №4
6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 1985.
7. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП  является одним из важнейших разделов  воспитания детей с  ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет  поиск педагога...

"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"

В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений  ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...

Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.

Развитие пространственных представлений младших школьников  одна из важных задач обучения в школе.  Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...