Программа "Формирование пространственных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллекта"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
В помощь воспитателям , учителям, дефектологам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkilontseva_o.v.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта»
Челябинск 2016
I. Пояснительная записка
Данная программа коррекционно-развивающих занятий составлена для учащихся начальной школы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями интеллекта; апробируется в течение пяти лет в МБОУ школа-интернат VI вида №4 города Челябинска.
Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу. У части детей имеются нарушения интеллектуального развития, эти дети составляют в среднем до 40% контингента в специальных образовательных учреждениях.
Практическая потребность в изучении этих детей, определении их образовательных потребностей и в разработке программы их реабилитации исключительно велика. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики.
У младших школьников с церебральным параличом и с нарушениями интеллектуального развития пространственные представления недостаточно сформированы, что вызывает трудности в обучении и в повседневной жизнедеятельности. Данная категория детей испытывают трудности в овладении письмом и чтением, в овладении навыками самообслуживания, затруднениями на уроках математики, труда и физической культуры.
На основании вышесказанного следует сделать вывод о том, что возникает острая необходимость в проведении целенаправленных коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии. Данная программа поможет как детям, так и педагогам.
Цель программы - подготовка младших школьников к адаптации в окружающем мире через формирование у них пространственных представлений.
При составлении программы учитывались потребности и запросы участников образовательного процесса, направления коррекционной работы педагогов (логопедов, психологов, дефектологов).
Предлагаемая программа предназначена для групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога и воспитателя с младшими школьниками с НОДа и нарушением интеллектуального развития.
Время одного занятия - 20-25 минут.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю.
Результат апробации программы.
Данная программа апробируется учителем-дефектологом МСКОУ школы-интерната VI вида № 4 города Челябинска с 2014 года на занятиях педагогической коррекции. За данный период удалось не только накопить большой опыт коррекционной деятельности, но и собрать информацию об эффективности работы по данной программе.
Исходя из цели программы, в качестве основного параметра эффективности коррекционной работы рассматривается уровень сформированности пространственных представлений у учащихся начального звена вспомогательной колы.
У младших школьников с церебральным параличом и с нарушениями интеллектуального развития пространственные представления недостаточно сформированы, что вызывает трудности в обучении и в повседневной жизнедеятельности. Данная категория детей испытывают трудности в овладении письмом и чтением, в овладении навыками самообслуживания, затруднениями на уроках математики, труда и физической культуры.
Именно в начальном звене вспомогательной школы необходимо уделять особенно большое внимание формированию пространственных представлений у учащихся с целью дальнейшей адаптации в окружающем мире.
Эффективность коррекционной работы анализируется по результатам диагностических срезов. Изучаются следующие параметры:
1 Ориентировка в схеме собственного тела.
2 Ориентировка в окружающем пространстве.
3 Ориентировка на листе бумаги.
Формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта осуществляется на общеобразовательных уроках, на специальных коррекционных занятиях и во внеурочное время.
Формирование пространственных представлений проводится в различных видах игровой и бытовой деятельности при обязательном включении активных движений, зрительных, слуховых и двигательных реакций.
Основные этапы коррекционной работы:
1 этап- Ориентировка в схеме собственного тела.
2 этап- Ориентировка в окружающем пространстве.
3 этап- Ориентировка на листе бумаги.
Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседневная деятельность учащихся с акцентированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкультурой, ручным трудом позволяют развивать и совершенствовать пространственные представления учащихся.
III. Методическое обеспечение программы.
Занятия по формированию пространственных представлений могут проводится в обычном учебном кабинете, спортивном зале, холле, помещении игротеки.
Оснащение и оборудование:
1. ТСО (магнитофон, аудиозаписи).
2. Спортивный инвентарь.
3. Настольно-печатные игры, учебные пособия.
4. Наборы для ручного труда, пластилин, альбом для рисования, краски, карандаши, тетради в клетку.
Методы и приемы:
В ходе коррекционной работы используются и психотерапевтические методы (музыкотерапия, игротерапия) и педагогические.
Используемые приемы:
1. Игры (сюжетно-ролевые, печатные, подвижные) и упражнения.
2. Психогимнастика.
3. Беседа.
4. Графический диктант.
5. Рисование.
6. Карточки для индивидуальной работы.
Основные этапы коррекционной работы:
1 этап- Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.
2 этап- Ориентировка в окружающем пространстве.
3 этап- Ориентировка в пространстве листа бумаги.
1 этап коррекционной работы: Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.
Цель: развивать пространственные преставления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую правую руку.
Задачи и последовательность из решения:
1. Выделять ведущую правую руку и на ее основе выделять левую руку, закрепить их речевые обозначения.
- показать, какой рукой кушаем, рисуем и т.д.;
- закрепить речевое обозначение этой руки;
- показать левую руку;
- закрепить обозначение этой руки;
- дифференцировать речевые обозначения правой и левой руки:
1 показать правую (левую) руки;
2 показать игрушку правой (левой) рукой;
3 взять предмет правой (левой) рукой.
2. Определить схему собственного тела через ведущую руку.
- закрепить знание частей тела и их речевое обозначение:
1 на собственном теле;
2 на игрушках-куклах, животных;
3 на изображениях людей;
- дифференцировать на невербальном и вербальном уровнях правые и левые части тела;
1 прямая ориентировка в схеме тела (показать правую (левую) руку, правое (левое) ухо, правый (левый) глаз;
2 закрепление речевых обозначений правых и левых частей тела;
3 перекрестная ориентировка в схеме тела (показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу, левую ногу и т.п.),
3. Закреплять и развивать знание частей лица, схемы лица:
- показать и называть основные части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, щеки, лоб, подбородок):
1 на себе
2 на кукле, на изображении лица
- учить рисовать лицо человека с изображением названием основных элементов, накладывать детали;
- на овал лица, описывая их местоположение.
Педагогические приемы:
Упражнения можно проводить в игровой форме, они могут служить для смены позы на коррекционном занятии или уроку физкультминутки (приложение №1).
1 «Помоги ученику»
2 «Аист»
3 «Путаница»
4 «Сыщик»
5 «Водичка, водичка»
6 «Зеркало»
7 «Обезьянки»
8 «Делай как я»
9 Карточки для индивидуальной работы заданиями.
Цель: Формировать умение осуществлять пространственный анализ объектов, провернутых на 180 градусов.
Задачи и последовательность их решения:
1. Закрепить представления и речевые обозначения правой и левой стороны тела.
2. Закрепить умения определять правую и левую стороны у человека, сидящего рядом.
3. Развивать навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образцов.
4. Учить определять правую и левую стороны у человека, сидящего напротив.
5. Учить определять пространственное расположение объектов по отношению к человеку, сидящему напротив.
Педагогические приемы (приложение №2):
1 «Помоги Незнайке»
2 «Близнецы»
3 «На скамейке»
4 «Зеркало»
5 «Обезьянки»
6 «Делай, как я»
2 этап коррекционной работы. Ориентировка в окружающем пространстве
Цель: Формировать умения определять пространственное расположение предметов и направление по отношению к самому себе.
Задачи и последовательность их решения:
1. Закрепить понятия «справа» и «слева»:
- уточнить, что «справа»- это значит ближе к правой руке, а «слева»- это ближе к левой руке;
- закрепить речевые обозначения «справа», «слева».
2. Закрепить понятия «направо» и «налево»:
- уточнить направление движения «направо»- в сторону правой руки, «налево»- в сторону левой руки;
- уточнить пользоваться рисованными схемами передвижения в пространстве с речевым обозначением направлений движения. (> «направо», «слева направо; < «налево», «справа налево»);
- выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.
Педагогические приемы (приложение № 3):
1 «На лугу»
2 «Рыбки»
3 «Медвежата и ежата»
4 Настольная игра «Дорожное движение»
5 «Что где находится»
6 «Аквариум»
Цель: Формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве.
Задачи и последовательность их решения:
1. Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу.
2. Учить воспроизводить пространственные соотношения между предметами и их изображениями с помощью речи:
- уточнить расположение двух предметов;
- уточнить расположение трех и более предметов;
- уточнить расположение изображений предметов.
3. Учить воспроизводить заданные фигуры из заданных элементов методом активного конструирования:
- по образцу;
- по речевой инструкции.
Педагогические приемы (приложение № 4):
1 «Помоги кукле Маше»
(игротека)
2 «Что это»
3 «Загадочные палочки»
4 «Разноцветные кубики»
5 «Сложи картинку» (индивидуальное занятие)
6 «Головоломки»
№ п.п | Тема занятия | Дата | Коррекционные цели и задачи |
Ориентировка в схеме собственного тела. | |||
1 | Я и мое тело. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
2 | Игра «Руки, ноги, голова» | ||
3 | Игра «Помоги ученику» | ||
4 | Игра «Аист» | ||
5 | «Водичка, водичка…» | ||
6 | Упражнение «Найди с закрытыми глазами» | ||
Определение сторон тела у людей напротив и изображенных на схемах и картинках. | |||
7 | Упражнение «Зеркало» | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
8 | Дидактическая игра «Обезьянка» | ||
9 | Дидактическая игра «Делай, как я» | ||
10 | Упражнение «Дразнилки» | Коррекция пространственной ориентировки. | |
11 | Дидактическая игра «Напротив» | ||
12 | Игра «Путаница» | ||
13 | Игра «Сыщик» | ||
14 | Игра «Что изменилось» | ||
15 | Помоги Незнайке. | ||
16 | Близнецы. | ||
Ориентировка на листе бумаги. | |||
17 | Помоги медвежонку. | ||
18 | Где находится ежик? | Развитие умения ориентироваться на листе бумаги. | |
19 | Сложи картинку. | ||
20 | Лабиринт. Головоломки. | ||
Ориентировка в пространстве. | |||
21 | Игра «На скамейке» | Коррекция внимания, памяти на основе упражнений в запоминании. | |
22 | Подвижная игра «Запомни свое место» | ||
23 | Дидактическая игра «Что изменилось?» | ||
24 | Дидактическая игра «Медвежата и ежата» | ||
25 | Дидактическая игра «Что где находится?» | ||
26 | Подвижная игра «Быстро по местам» | ||
27 | Дидактическое упражнение «Спереди-сзади» | ||
28 | Подвижная игра «Чья команда быстрее построится" | ||
29 | Дидактическое упражнение «Слева-справа» | ||
30 | Дидактическое упражнение «Вверху-внизу» | ||
31 | Дидактическое упражнение «Далеко-близко» | ||
32 | Подвижная игра «Прятки» | Воспитание эмоциональной адекватности поведения. | |
33 | Подвижная игра «Прятки» | ||
IV. Список литературы.
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М. Академия. 2001.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией Воронковой В.В., М., Школа-пресс, 1994.
3. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб., 2000. Под редакцией Смирновой И.А.
4. Симонова И.М. Состояние пространственно-временных отношений у детей с перебральным параличом. Дефектология. 1980. №6
5. Симонова И.М. Состояние пространственно-временных отношений у детей с перебральным параличом. Дефектология. 1981. №4
6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 1985.
7. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является одним из важнейших разделов воспитания детей с ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет поиск педагога...
"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"
В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...
Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...
презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"
Ученики младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе обследования их устной и письменной речи, а та...
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...
Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.
Развитие пространственных представлений младших школьников одна из важных задач обучения в школе. Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...
Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....