Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методический материал по логопедии

Нефедова Юлия Михайловна

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мере взросления, ребенок начинает определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого речевого стереотипа.
У детей с нарушением интеллекта речевая система не сформирована. Речь младшего школьника носит ситуативный характер. Особенности усвоения грамматических форм детьми с интеллектуальными нарушениями, побуждает интерес для изучения, так как является важным элементом в обучении младших школьников. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
По результатам исследования дети с нарушением интеллекта страдают нарушениями грамматического строя. Наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с нарушением интеллекта указывают на несформированность внутреннего программирования.

Все грамматические категории усваиваются у детей 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью, в той же последовательности, что у нормально развивающихся детей, но имеют характерные особенности. Для детей данной категории характерен более медленный темп усвоения грамматических форм.

Особенности грамматического строя речи.

У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.

В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи — так называемые аграмматизмы.

Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и».

В устной речи младших школьников встречаются ошибки, связанные с недостаточным усвоением грамматического строя языка, особенно в части вариантов и исключения из правил. Так, при словоизменении имен существительных в единственном числе, дети часто неправильно употребляют падежные окончания, пользуясь только одним из нескольких вариантов (был в лесе, стоял на мосте). Часты смешения предлогов, употребляющихся с одним падежом (пришел со школы, слез из дерева) Не различают дети форм родительного и винительного падежей неодушевленных существительных (вижу мяч — не вижу мяч). Особенно много ошибок встречается при попытках образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. В данных случаях выбираются или наиболее употребительные окончания и распространяются на все слова (креслы — стулы — домы) или окончания смешиваются, в таком случае встречаются и правильные, и ошибочные формы (города — дома— торта; пара туфлей, много чулков, пара сапогов, пара носков).

Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. В таких оборотах окончания несут на себе смысловую нагрузку и изменение окончания полностью меняет смысл высказывания: «Конфету купила Ира» или «Конфета купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.

Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Как известно, имена прилагательные, в отличие от существительных, имеющих родовую принадлежность, изменяются по родам, и правильно употреблять окончания прилагательных нужно только умея определять род существительных. В норме категория рода усваивается детьми достаточно рано, к трем годам. Если же этот процесс задержался, то гораздо позже дети научатся и согласовывать другие части речи по роду, так как они не уверены в роде существительного. Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не обнаружиться много (просто безударные окончания звучат примерно одинаково), то на письме ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде — довольно частое явление. В роде с существительными согласуются и глаголы прошедшего времени. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилагательных.

Особенности словоизменения.

Исследования что у данной категории детей младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов.

Большие трудности обнаруживаются у детей с нарушением интеллекта при усвоении предложно-падежных конструкций существительных единственного числа. Также возникают трудности при дифференциации форм единственного и множественного числа именительного падежа существительных.

Среди форм словоизменения существительных множественного числа наиболее трудным является употребление формы родительного падежа множественного числа.

Система словоизменения глагола сформирована лучше, чем система словоизменения существительного, что связано с большим объемом и сложностью парадигмы форм существительных. Допущенные ошибки проявляются, главные образом, в недостаточно точном употреблении глаголов (дети катаются — дети едут, мальчик собирает — мальчик убирает)в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует — мальчик рисуют, девочки читают — девочки читает)в нарушении чередования в основе глагола (мальчик бежит — дети бежат; дети бегут — мальчик бегит).

Формообразование прилагательных также вызывает у детей меньшее число ошибок, чем процесс словоизменения существительных.

При согласовании прилагательного с существительным пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде.

Особенности словообразования.

Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у младших школьников с нарушением интеллекта обнаруживаются и особенности процессов словообразования.

Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка.

Нарушения формирования процесса словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов.

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных младших школьников с нарушением интеллекта (С. В. Зорина, А. А. Хохлова) показывает недостаточную сформированность этого процесса.

Дети данной категории при словообразовании используют ограниченное число уменьшительно-ласкательных суффиксов: -к-, -очк-, -чик-, -ик-. В процессе словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у детей наблюдается большое количество неправильных форм словообразования. Наиболее распространенными ошибками являются замены суффиксов.

Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц.

Самые большие трудности у детей вызывает словообразование по аналогии (дождь — дождинка, снег – …), со значением частички целого.

Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, преобладающая часть которых характерна только для этой части речи.

У детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, нарушения словообразования приставочных глаголов и др.

Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.

Среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными — относительные прилагательные.

У детей с нарушением интеллекта даже в младшем школьном возрасте выявляется большое количество неправильных форм словообразования прилагательных. При этом дети часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (сад — садашный, садиный, садовый).  Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности функции словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта.

Анализ нарушений морфологической системы языка (словообразования и словоизменения) свидетельствует о том, что в процессе дифференциации грамматических форм как в плане семантики, так и в плане выражения у детей выявляются тенденции двух типов, выражающие как общие закономерности, так и специфические особенности.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в нарушении процессов словообразования, словоизменения, а также в недоразвитии синтаксической структуры предложения.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Важным направлением работы по развитию речи умственно отсталых детей является: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой и других); специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей.

Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическими опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи.

В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий.

Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным. Проводится работа над падежными окончаниями, развитием функции словоизменения, словообразования, усвоением глубинно-семантических отношений внутри высказывания, над распространением предложений.

Формирование грамматического строя речи в младших классах у обучающихся с нарушением интеллекта осуществляется в следующих направлениях:

1.  Формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения.

2.  Формирование словоизменения и словообразования.

3.  Развитие связной речи.

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы предложения:

1)  подбор предложений к данной графической схеме;

2)  запись предложений под соответствующей схемой;

3)  самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;

4)  составление обобщенного представления о значении нескольких предложений, соответствующих одной графической схеме.

С целью представлений о глубинно-семантической структуре предложений необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке.

В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания существительных с глаголами и прилагательными, изменение по лицам, числам, родам и т.д. Усвоению косвенных падежей способствует применение игровых приемов, картинок, вопросов («Кто самый наблюдательный?», «Кому нужны эти вещи?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Презентация к статье "Формирование  и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...

Развитие лексического и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Лексический строй речи - это компон...

Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"

Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением ...