Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."
статья (2 класс)

Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями  на уроках и во внеурочной деятельности."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_24.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

на уроках и во внеурочной деятельности.

Лозовая Н.П. учитель начальных классов

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения — это одна из главных задач, способствующих сохранению и развитию общества. В наше время наиболее остро чувствуется необходимость работы по формированию у учащихся духовно-нравственных, патриотических качеств. Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с интеллектуальными нарушениями. Процесс гражданско-патриотического воспитания осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих таким детям. Им свойственны безынициативность , несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности. Жизненный опыт школьника с беден, представления о мире фрагментарны, не систематизированы, поэтому очень важно приводить их в систему, расширять, уточнять представления детей. Поэтому работа учителя начальных классах построена таким образом, чтобы каждый обучающийся в процессе игры, трудовой и учебной деятельности, внеклассного мероприятия мог почувствовать внимание к себе со стороны педагога, признание своей индивидуальности, и самое главное - смог получить положительную оценку действий.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является создание у детей на уроках ярких представлений о родной стране и воспитание уважения к национальным традициям народов, проживающих в Российской Федерации, к истории и богатой культуре нашей Родины Закладывать основы патриотизма мы начинаем с пробуждения у ребенка любви к деревьям, цветам, природе, родному дому. Любовь и преданность Родине начинается с любви и уважения к матери, отцу, бабушке, с ощущения нужности, любви и сердечного тепла, которым окружен ребенок. Любовь к народу начинается с любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок привязан к родителям, подрастая, он обзаводится друзьями, учится ценить дружбу, гордится своей школой, микрорайоном, городом. Взрослея и набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области образовательной и воспитательной деятельности .Патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая урочную и внеурочную деятельность, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды деятельности. В своей работе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории города, поселка, семьи, проектная деятельность.Держа курс на нравственно -патриотическое воспитание я придерживаюсь соответствующих форм воспитательной работы:

Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Для более успешной организации нравственно-патриотического воспитания я учитываю следующие правила:

-Использую наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя (это с удовольствием делают дети младших классов.)

-Обеспечиваю активность детей на уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

-Стараюсь делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров, исключить назидательность, однообразие.

-Преподношу материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

Основные направления работы. #1059;чебная деятельность

Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Воспитывать помогает уже самый первый урок. Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами. На таких уроках знакомлю детей с важными историческими событиями, героями страны. Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержит курс предмета «Чтение» в 3 классе. Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина любимая», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Ребята учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, дают собственную оценку, отвечают на вопрос: «Почему ты гордишься своей Родиной?» На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким .На уроках русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, выполняют задания творческого характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам. На уроках по предмету «Мир природы и человека» у ччащихся формируются такие качества ,ка уважение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по городам нашей страны, знакомимся с важными историческими событиями, с природой родного края. На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире .Уроки ручного труда и рисования - особое внимание уделяется изучению народного творчества, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Внеурочная и внеклассная деятельность

Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений по патриотическому воспитанию: гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое,спортивно-патриотическое,историко-краеведческое. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают: беседы, классные часы; тематические утренники, проведение совместных праздников, торжественные линейки, уроки Мужества; экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания; смотры строя и песни, военно-спортивные игры; просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; презентация книг гражданско-патриотического воспитания, социальные акции, по гражданско-патриотическому воспитанию. С детьми систематически провожу классные часы по соответствующей тематике «Символика РФ», «Нам есть что помнить и есть что беречь, « Моя родина- Россия», « Кто такой патриот?». « Мы живем на земле Волгоградской». Обучающиеся принимают активное участие в различных играх, викторинах и конкурсах гражданско-патриотического направления.

Важным звеном патриотического воспитания является посещение музея .Музей открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине, он не только знакомит учащихся с теми или иными фактами, он раскрывает славную историю своего края, страны через судьбы конкретных людей.

Мы частые гости городской и школьной библиотеки. Совместное чтение книг систематизирует положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности. Школьники учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их.. Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях. На внеурочных занятиях школьники рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни.

Немаловажное значение имеют и экскурсии: « Памятные места моего города», « Скорбящий воин»,

« Берегу родную природу»,..

Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически. С этой целью проводятся спортивные мероприятия, где проходят соревнования между ребятами в классе и между классами. дети с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.

Подготовка к празднованию Дня Победы также способствует воспитанию гражданских качеств личности: ответственность, чувство долга, уважение к военной истории Отечества, к участникам ВОВ. В начальных классах на данную тему проводятся конкурсы рисунков и , конкурс чтецов, оформляется уголок ко Дню Победы. Мероприятия получатся чрезвычайно впечатляющими, оставляющими неотразимый след в душе ребенка. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

Литература:

Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе авторы: Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Издательство: Учитель 2015.

Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход/В. С. Горбунов // Воспитание школьников. — #8470; 1. –31с

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» — М, 2005.

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17. [3]

Черкасова П. А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 865-867.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...