Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»
опыты и эксперименты по теме

Чепрасова Светлана Викторовна

Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

«Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

                                                                  Выполнила: Чепрасова С.В.

                                                                  учитель  начальных классов

                                                                                      первой квалификационной категории 

                                                                         МОУ «СОШ № 61»г. Саратова

                     

г. Саратов

2017 г

Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения.

Поэтому я чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса.

Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, информационные и знаково-символические.

К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. 
        Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Все они обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Хочу представить учебники для 1 класса по литературному чтению, букварю, русскому языку  УМК «Гармония», которые  содержат разнообразные материалы для формирования познавательных УУД:

Учебник литературное чтение

Общеучебные умения

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Особое место на страницах учебника и рабочих тетрадей для 1 класса занимают материалы, направленные на обучение учащихся ориентировке в мире книг, то есть на формирование умения выбирать книги по заданной учителем теме. Начиная с 1 класса учащиеся знакомятся с функциями таких элементов книг, как обложка (переплёт), титульный лист, оглавление, аннотация и учатся пользоваться ими при выборе нужной книги.

Учебник для 1 класса содержит большое количество заданий, направленных на обучение поиску информации в текстах (выборочное чтение), например: «В каких словах выражена главная мысль басни?» (Л. Н. Толстой «Два товарища»), «Найди нужные места в сказке и подтверди, что Кеша хитрый, глупый» (А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши») и др.

Умение структурировать знания в 1 классе вырабатывается прежде всего в процессе работы с деформированным планом по заданиям учебника и рабочей тетради. Обучение умению составлять план начинается в форме работы с картинным планом. Назовём несколько произведений из учебника для 1 класса, методический аппарат к которым включает задания для обучения составлению плана: В. Смит «Час потехи», С. Маршак «Пудель», М. Пляцковский «Добрая лошадь», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Умение ранжировать (распределять по заданным параметрам) информацию, на что, например, направлены задания, расположенные в учебнике для 1 класса: «Выбери и прочитай только те побасёнки, в которых высмеивается лень. Потом — только те, в которых поднимается на смех глупость»; «Какие из скороговорок, которые написаны выше, помогают научиться произносить звуки с, з?», а также задания обобщающего характера к разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»: «Назови произведения из этого раздела, которые осуждают хвастливость, трусость, лживость. Какие качества людей одобряются в произведениях этого раздела? Приведи примеры, прочитай, расскажи».

         Смысловое чтение вырабатывается у учащихся начиная с первого года обучения. На это направлены, например, задания, организующие поисковый способ чтения (выборочное чтение), а также просмотровый способ чтения, который применяется в 1 классе, прежде всего при выполнении заданий на проверку правильности выбора точного заголовка («Найди в конце книги содержание. Проверь, как назвал это произведение его автор»).

Что касается такой стороны смыслового чтения, как определение основной и второстепенной информации, обучение этому также начинается с 1 класса, при выполнении, например, таких заданий: «В каких словах выражена главная мысль басни?» (Л. Н. Толстой «Два товарища»), «Какая мудрая мысль высказана в этой сказке?» (ингушская сказка «Заяц и черепаха») и др.

Универсальные логические действия

Особое внимание на страницах учебника для 1 класса уделено формированию следующих логических операций: анализу содержания и языкового оформления изучаемых произведений, сравнению персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений, сопоставлению произведений по жанру; обобщению.

         Анализ на уроках чтения включает анализ содержания произведения и анализ его формы (языкового оформления и построения). Методический аппарат учебника для 1 класса содержит разнообразные вопросы и задания аналитического характера.

Большое место в анализе содержания литературных произведений занимает выявление подтекста и идеи художественных произведений. Работа над выявлением подтекста проводится по вопросам и заданиям учебника при изучении, например, таких произведений, как «Прививка» С. Михалкова, «Силачи» Л. Яхнина, армянская сказка «Заказчик и мастер», «Принцесса на горошине» Х. К. Андерсена. Работа над выявлением идеи произведения проводится по вопросам и заданиям учебника при изучении следующих произведений: Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..», В. Осеева «Всё вместе», Эзоп «Собрался старик помирать», Л. Н. Толстой «Два товарища», С. Михалков «Ошибка», М. Пляцковский «Добрая лошадь», ингушская сказка «Заяц и черепаха» и др.

 Синтез

Синтетическими видами работы на уроках чтения в 1 классе являются: составление картинного плана (по материалам учебника и тетради), пересказ прочитанного (подробный, частичный), выразительное чтение, театрализация (драматизация), иллюстрирование (в тетради), подготовка небольших устных сочинений (в форме продолжения произведения при выполнении задания на прогнозирование и при создании текста по аналогии с прочитанным, смотри, например, задания на сочинение загадок, небылиц, считалок).

 Сравнение

Учебники по чтению содержат задания на сравнительный анализ героев одного произведения (В. Росин «Друзья познаются в беде», А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»); на сравнение героев разных произведений (Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» и С. Прокофьева «Сказка про честные ушки», обобщающие задания» к разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»). Установление причинно-следственных связей на уроках чтения в 1 классе имеет форму выявления причин поступков тех или иных литературных персонажей. Умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения формируется при работе со многими литературными произведениями, входящими в учебник для 1 класса: С. Маршак «Угомон» («Хотят ли ученики, чтобы было шумно? Почему ты так думаешь? Отчего же в классе нет тишины?»), С. Михалков «Прививка» («Почему у мальчика дрожат коленки? Что он чувствует?»), Эзоп «Собрался старик помирать», американская сказка «Вон он, вор!», армянская сказка «Заказчик и мастер», Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине» и др.

Обучению анализу истинности утверждений в 1 классе посвящена работа над небылицами.

Доказательство

 Умение обосновывать утверждения вырабатывается благодаря тому, что вопросы и задания учебника постоянно сопровождаются под вопросами: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй своё мнение», «Подтверди словами из текста» и т. п.

Выдвижение гипотез и их обоснование

На уроках чтения гипотетическая деятельность имеет форму прогнозирования характера (темы, жанра, эмоциональной окраски, событий) произведения.

Обобщение

 Учебники по чтению содержат значительное количество вопросов и заданий, направленных на формирование умения обобщать прочитанное. Например, в учебнике для 1 класса, после разделов «Звенит звонок — начинается урок» и «Что такое хорошо и что такое плохо», расположены вопросы и задания обобщающего характера. Умение обобщать формируют также задания на подбор заголовка или пословиц к прочитанному произведению.

С помощью букваря наряду с различными  предметными умениями предусмотрено становление у детей познавательных действий.   Назовём некоторые из этих действий применительно к работе по букварю и прокомментируем их.
- Осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения; выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия.
Задания, связанные с выполнением названных логических операций, постоянно присутствуют на любых уроках русского языка, в том числе и уроках обучения грамоте. На страницах букваря часто есть специальные заголовки-задания («Сравни!», «Читаем и наблюдаем», «Сравниваем работу букв» и т. п.), иногда материал для наблюдения, сравнения подсказан выделением голубым цветом, нередко - расположением материала. Сравнение произнесения звуков - неотъемлемая часть обучения звуковому анализу; сопоставление верного и неверного ударений - способ развития фонематического слуха. Формирование технической стороны чтения представляет собой обучение синтезу. Проведение различных наблюдений обычно завершается обобщением, коллективной формулировкой выводов. Таким образом, в букваре много заданий, предполагающих выполнение различных логических операций. Учителю лишь важно помнить о значимости таких заданий не только для формирования у учащихся различных предметных умений, но и для становления у них логических универсальных учебных действий.
Важное место среди познавательных учебных действий первоклассников занимает чтение и элементарная на этом этапе работа с текстом.
К числу познавательных действий этой группы, формируемых на основе букваря, можно отнести:
- восприятие чтения, а также слушания учителя и одноклассников как способ получения информации; освоение технической стороны чтения как условия понимания читаемого;
- осознанное чтение, критическую оценку получаемой информации, соотнесение её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями, сравнение информации, представленной разными способами, и т. п.
Формированию у детей этих действий способствуют различные элементы букварных страниц: заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного; заголовки типа «Так ли?», «хитрый» вопрос, свидетельствующие о каком-то несоответствии, задания на соотнесение слова и рисунка, на выбор заголовка, на придумывание своего и т. п.
Особое место среди познавательных действий, связанных с приобретением, переработкой и передачей 
информации, занимает следующее:
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематичной, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематичной и модельной форме, в словесную.
Букварь предлагает много схем, моделей, иллюстраций, серий рисунков, работа с которыми позволит одновременно с предметными умениями формировать и познавательные. Назовём главные из них для данного периода, сразу указывая те страницы букваря, где соответствующая работа начинается:

- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение - как способ общения с автором книги (см. начало работы на с. 4, 8-9,14 ч. 1);

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников; стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого и т. д. (см. начало работы на с. 6-7, 10-11 ч. 1);

- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач (см. тему «Об одном и том же по-разному», с. 12-13 ч. 1 , а в дальнейшем значки «учёный» и «художник», подсказывающие характер речи);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Многие материалы страниц букваря позволяют учить детей совместной деятельности. Совместно учащиеся могут составлять звуковые схемы слов, «расшифровывать» предложенные, выполнять игровые задания, читать отдельные тексты; читающие дети помогают остальным прочитать слова с неизученными буквами; целесообразна взаимопроверка правильности чтения и т. д.
Таким образом, как видим, букварь создаёт условия для начала формирования у детей наряду с предусмотренными стандартами предметными умениями всех видов универсальных учебных действий.
Учебник русского языка (авторы: Соловейчик М. С, Кузьменко Н. С.) предоставляет возможности для продолжения и углубления начатой работы по всем рассмотренным направлениям.
Поскольку значительная часть тем, обсуждаемых в учебнике, предполагает опору на знания и умения, приобретённые детьми в период обучения грамоте, важно помочь первоклассникам увидеть внутреннюю связь между двумя учебными книгами, почувствовать удовлетворение от достигнутого и желание двигаться дальше.
Так, для реализации 
деятельностного подхода принципиально важны ситуации постановки учебной задачи (см. например, с. 12, 49-50, 68-69 учебника 1 класса), мотивационные моменты (например, с. 61, 78), проговаривание последовательности осваиваемых действий (например, с. 70, 81-82), системное обучение контролю за выполнением действий и проверке полученного результата (например, с. 84, 96, 101, 104 и многие другие задания в тетради с печатной
основой).
Приобщение детей к 
поиску и использованию информации, к различным видам работы с ней в учебнике «К тайнам нашего языка», в том числе для 1 класса, осуществляется в трёх направлениях:

 а) обучение чтению учебных текстов и их полноценному пониманию, т. е. «вычерпыванию» из них нужной информации, а также интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;

б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т. п.;

в) обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике.
Следует помнить: учебник нацеливает не на заучивание сведений, а на их понимание и свободное практическое применение.
Пользуясь различными видами помощи, которые приводятся на страницах учебника, в том числе отсылками к справочным страницам, к словарям, первоклассники начнут накапливать опыт самостоятельной деятельности с учебной книгой, со справочной литературой.
На продолжение формирования у учащихся различных логических операций направлены имеющиеся в учебнике схемы, модели (например, с. 70, 71, 81). Их использование обеспечивает и речевое развитие школьников, в частности, умение строить сообщения, рассуждения на научные темы.

13 год я работаю по УМК «Гармония». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Гармония». Содержание учебников УМК «Гармония» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических), развиваются познавательные интересы, любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...

Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"

Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности....

Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.  Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном и...

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка...

Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»

Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь люд...

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...

Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике

Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...