Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру

 В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

На сегодняшний день ФГОС предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Ниже приведены наиболее актуальные направления современной дидактики и инновационные педагогические технологии, используемые на уроках окружающего мира:

1) Информационно-коммуникационные технологии

2)Игровые технологии

3) Технология проектного обучения

4) Технология педагогики сотрудничества

5) Исследовательские методы в обучении

6) Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход- это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития. Основная и самая главная сложность состоит в том, чтоб в новейших условиях не только суметь сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как неповторимая и единственная форма обращения гражданского общества к подрастающему человеку как к личности. Таковой взгляд лежит в основе новейшей философии образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-  играют в нашей жизни все более важную роль, в том числе в общении и обучении. В этой связи необходимо уметь эффективно использовать эти технологии в интересах учащихся и учебного сообщества в целом.

ЮНЕСКО считает, что ИКТ могут способствовать обеспечению доступности и справедливости образования, повышению качества обучения и преподавания и профессиональному развитию учителей.


Игровая технология–
это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.

Технология проектного обучения— это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников. Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнатьнеизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, переду учителем.

Технология педагогика сотрудничества– это одна из наиболее эффективных технологий в преподавании разнообразных школьных  дисциплин.  Она относится к технологиям на основе личностной ориентации педагогического процесса.  Такие технологии собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре их внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Исследовательский метод обучения это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения.

Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.

     Доказательность мышления определяют как «умение терпеливо и скрупулезно относиться к собиранию фактов, достаточных для вынесения какого-либо суждения; стремление к обоснованию каждого шага решения задачи, умение отличать результаты достоверные от правдоподобных, вскрывать подлинную причинность связи посылки и заключения.

На наш взгляд, необходимыми условиями развития доказательности мышления младших школьников являются: ознакомление с доступными приемами доказательства истинности высказываемых утверждений; формирование необходимых логических умений; переориентация упражнений учебника на проведение доказательств.

Рассмотрим возможные пути реализации перечисленных условий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач.

Выделяют приемы проведения простейших доказательств, доступные для младших школьников, такие, как эксперимент, моделирование, измерение, вычисление, показ конкретных предметов (для доказательства существования определяемых объектов), простейшие дедуктивные рассуждения. С ними учащиеся знакомятся, начиная с первых уроков в 1 классе.

Эксперимент (практические действия с реальными предметами) целесообразно использовать при изучении тем: «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Выращивание растений из семян» и другие.

Моделирование, согласно ФГОС, является неотъемлемой составляющей деятельности учащихся в процессе решения  задач. В частности, необходимо задействовать предметные и условные рисунки,  схемы, чертежи, таблицы. Эти виды моделей позволяют учащимся понять абстрактные отношения, заданные в условии задания, и представить их в конкретной графической форме, тем самым облегчая аргументацию правильности выполненного решения.

А.В. Белошистая рекомендует следующие виды заданий:

- работа с незаконченными моделями (дополнение  данных,  вопроса, какой - либо части в предложенной модели; выбор объекта, который описывает модель);

- исправление специально допущенных ошибок в модели;

- соотнесение элементов модели с определённым фрагментом задачи;

- постановка вопроса, соответствующего данной модели;

- построение модели .

Формированию умения строить простейшие дедуктивные рассуждения способствуют, например,  упражнения в заполнении пропущенных слов, символов и их сочетаний в тексте.

Доказательность мышления младших школьников, по нашему мнению, невозможна, без овладения, прежде всего, таким логическим умением, как оперирование признаками объектов,  их структурных компонентов. Формированию данного умения способствуют задания: ребусы, объединения в группы, нахождение  лишних предметов, тесты, загадки, кроссворды.

Задания, проверяющие уровень развития мышления

Что здесь лишнее?

ель

ромашка

дуб

черемуха

ложка

кастрюля

таз

сковородка

кот

тигр

жираф

носорог

груша

помидор

слива

яблоко

Составьте пищевую цепь

 hello_html_m7fd89bce.png                                        1466572_2.png

           
                                               

Найдите ошибку


img29.jpg

Найдите закономерность

img1 (1).jpg

Тест

1. Как называется наука о Земле?

а) астрономия;

б) география;

в) история;

г) экология.

2. Что такое глобус?

а) модель Солнца;

б) модель Земли;

в) модель шара.

3. Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса?

а) «земное яблоко»;

б) «голубой шар»;

в) «земной шар».

4. Допиши предложение.

Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются ----------------------.

5. Что показывает масштаб?

а) показывает расстояние на местности между объектами;

б) показывает количество предметов на местности;

в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

6. Что общего у глобуса и карты полушарий?

а) имеют общие места;

б) имеют одну и ту же форму;

в) одинаково указаны материки и океаны;

г) имеют экватор, параллели и меридианы;

д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

Необходимо отметить, что перечисленные приемы носят универсальный характер и могут быть реализованы в рамках любой образовательной системы. Однако, значительных сдвигов возможно достичь только в результате длительной целенаправленной работы учителя по развитию доказательности мышления младших школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №19» г.-к. Кисловодск. Кищак И.В., учитель начальных классов. август 2021 г.

Слайд 2

У ченик должен быть ориентирован: на нахождение общего способа решения задач; хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятелно осущесвлять контроль и оценка

Слайд 3

А ктуальные направления современной дидактики и инновационные педагогические технологии, используемые на уроках окружающего мира Инновационные педагогические технологии Личностно-ориентированный подход Информационно-коммуникационные технологии Игровые технологии Технология проектного обучения Технология педагогики сотрудничества Исследовательские методы в обучении

Слайд 4

Личностно-ориентированный подход забота о развитии гражданского чувства ответственности, духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития

Слайд 5

Информационно-коммуникационные технологии способствуют обеспечению доступности и справедливости образования, повышению качества обучения и преподавания и профессиональному развитию учителей

Слайд 6

Игровая технология стимулирует познавательную активность детей, « провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо

Слайд 7

Технология проектного обучения : учитель организовывает самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, Учащийся развивает свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности Работа над проектом развивает: любознательность, самостоятельность, чувство ответственности

Слайд 8

Технология педагогика сотрудничества основана на принципах: в заимозависимость членов группы, л ичная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы, с овместная учебно-познавательная деятельность в группе, общая оценка группы

Слайд 9

Исследовательский метод обучения организует поисковую, познавательную деятельность учащихся

Слайд 10

Логические задания , используемые на уроках окружающего мира Логические задания Ребусы «Найди лишний предмет» Тесты Кроссворды Загадки Объединения в группы

Слайд 11

Задания, проверяющие уровень развития мышления Что здесь лишнее? ель ромашка дуб черемуха ложка кастрюля таз сковородка кот тигр жираф носорог груша помидор слива яблоко

Слайд 12

Составьте пищевую цепь Найдите ошибку

Слайд 13

Найдите закономерность

Слайд 14

Тест 1. Как называется наука о Земле? а) астрономия; б) география; в) история; г) экология. 2. Что такое глобус? а) модель Солнца; б) модель Земли; в) модель шара. 3. Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса? а) «земное яблоко»; б) «голубой шар»; в) «земной шар». 4. Допиши предложение. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются -------------------------. 5. Что показывает масштаб? а) показывает расстояние на местности между объектами; б) показывает количество предметов на местности; в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. 6. Что общего у глобуса и карты полушарий? а) имеют общие места; б) имеют одну и ту же форму; в) одинаково указаны материки и океаны; г) имеют экватор, параллели и меридианы; д ) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....