Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, используя систему пометок инсерт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Тема: «В сосновом лесу»

Цель: - дать представление о растительном и животном мире соснового леса; об отличии соснового леса от елового.

Задачи:  - научить оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, используя систему пометок ИНСЕРТ.

- совершенствовать навык свертывания информации до ключевых слов, словосочетаний (на основе заполнения таблицы).

- совершенствовать навык беглого чтения научно-познавательного текста.

- научить писать «синквейн».

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, презентация, кроссворд, текст «Сосновый лес», памятка «Пометки в тексте», карточки с характеристикой пометок, карточки с таблицами, схемы синквейна.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбки. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.

Дети улыбаются учителю, друг другу.

Формирование целеустремленности и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос





2. Отгадывание кроссворда






















Совместное открытие названия новой темы


Сообщение цели урока


Актуализация опорных знаний

1.Индивидуальная мозговая атака






2. Парная мозговая атака


3. Групповая мозговая атака




Физ. минутка















Открытие нового знания (стадия осмысления)

Чтение текста с остановками (со стопом)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайды)

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое озеро?


- Чем отличается озеро от других водоемов?

- Какие озера вы знаете?


- Давайте вспомним о растительном и животном мире озера. Я вам загадаю загадки, а вы должны вписать ответы в кроссворд.

1. Плавучее мелкое растение.


2. Где вода или болото,

    Часто там растет чего-то,

    Из него на жарком юге

    Сахар получают люди.


3. Красные лапки,

    Длинная шея,

    Щиплет за пятки,

    Беги без оглядки.


4. Сидят рыбаки,

    Стерегут поплавки.

    Рыбак Корней

    Поймал трех ……


5. Нос долог, голос тонок,

    Летит -  кричит, сядет – молчит

    Цари его боятся, короли страшатся,

    Кто его убьет, тот свою кровь прольет


6. Белая чашка,

    Зеленое блюдце,

    Красивы, хрупки,

    Но не тонут, не бьются



7. Это растение умеет длинное «мясистое» корневище, прикрепленное ко дну водоема. Цветки желтые.


8. Жук с темно-бурым телом, ногами – веслами. Часто встречается в любом стоящем или медленно текущем водоеме: озере, пруду, долго живущей луже.


9. Маленькие жучки, которые бегают по поверхности воды. Они так малы, что вода их держит.


10. На рыбалку мы ходили,

Рыбу дружно все удили.

Свой рассказ ты как не крась,

Не ловился лишь ……




- Ребята, посмотрите внимательно на выделенные клетки нашего кроссворда. Прочитайте, какие слова в них получились.

- Итак, «В сосновом лесу» - тема нашего сегодняшнего урока.



- Сегодня вместе с Машей, Петей  и Николаем Ивановичем мы побываем в сосновом лесу. Узнаем об его обитателях, познакомимся с растительным миром и поговорим об отличиях соснового леса от елового.



- У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту в высоту.

О чем речь?

- Как называется лес, в котором растут сосны?


- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Подумайте, пожалуйста, о сосновом лесе, запишите все, что вы знаете о нем. Старайтесь думать самостоятельно. Не бойтесь ошибиться, записывайте все, что придет вам в голову.







- Теперь предлагаю вам поработать в парах. Обсудите с соседом по парте сделанные записи, в том случае если мысли соседа вам покажутся верными, вы можете дополнить свои записи.

- Давайте поделимся своими мыслями о сосновом лесе со всем классом. Что вы о нем записали?



-Ну а теперь немного отдохнем. Все встали. Поиграем в игру «Можно - нельзя». Для этого вспомним правила, как вести себя в лесу. Если этого делать нельзя, вы приседаете, если можно -  хлопаете в ладоши.

  1. Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

- А теперь приготовьте тексты, которые лежат на ваших столах. Мы довольно много слушали о сосновом лесе, а сейчас прочитаем текст и проверим свои знания и предположения.

- При чтении вы должны одновременно ставить пометки на полях.

«+»-если то, что вы читаете, является для вас новым;

«-»- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете (например, вы думали, что продолжительность жизни сосны 90лет, а оказалось, что 150 – 200, иногда 400 лет)

«?»- если то, что вы читаете, не понятно, или же вы хотите узнать об этом подробнее.

- Начинайте читать. (Учитель по ходу чтения текста учащимися задает вопросы по прочитанному).

- Что узнали о соне?

- Какие животные могут встречаться в сосновом лесу?

- Какие растения растут?

- Чем условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни елового леса?




Мы совершили путешествие к лесному озеру.

Водоем, хранилище пресной воды.

Нет течения.

Байкал, Ладожское озеро, Онежское.

Дети отгадывают кроссворд.



Ряска




Тростник





Гусь




Окунь





Комар





Кувшинка






Кубышка




Жук- плавунец





Водомерка




Карась







Сосновый лес













О сосне



Сосновый лес


Дети записывают все, что знают о сосновом лесе, о его обитателях, растениях.










Дети обсуждают сделанные записи.




Дети высказывают по одной идеи, утверждению. Остальные слушают, стараются не повторяться.





Приседают


Хлопки


Приседают


Хлопки


Приседают


Хлопки


Приседают


Хлопки


Приседают


Хлопки


Приседают


Дети читают текст, расставляю пометки на полях.













































































Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение работать в парах

Познавательные УУД:

Формировать умение ориентироваться в собственных записях, и корректировать их.

Коммуникативные УУД:

1.Формировать умение слушать и понимать других

2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами





























Познавательные УУД:

1.Формировать смысловое чтение;

2.Формировать умение извлекать необходимую информацию из текста;

3.Формировать умение выявлять сущность, особенность объекта.




Применение нового знания (заполнение маркировочной таблицы)

- Теперь, когда вы прочли, остановитесь и подумайте о том, что прочли. Вернитесь к ранее написанному списку, отметьте в нем «галочкой»  те знания, которые подтвердились в тексте.


- А теперь возьмите листы бумаги с таблицей. Столбцы таблицы соответствуют пометкам, которые вы делали в тексте. Запишите в таблицу информацию, которую вы пометили этими значками. Записи постарайтесь делать в виде ключевых слов, словосочетаний, фраз.

Дети отмечаю подтвержденные знания.






Дети заполняют таблицу.


Познавательные УУД:

Формировать умение на основе анализа информации, делать выводы


Регулятивные УУД:

Формировать умение высказывать свое предположение в письменной форме на основе работы с материалом.

Познавательные УУД:

Формировать умение обобщать и классифицировать информацию по признакам.

Подведение итогов урока

Рефлексия

(свободное письменное задание)






- Ребята, а сейчас такое задание. Напишите, пожалуйста, своему другу, маме или папе кратко о том, что вы сегодня нового узнали для себя на уроке о сосновом лесе, о его обитателях, отличиях елового леса от соснового и т.д. Не обращайте внимание на орфографию и оформление.




- Давайте послушаем, что у вас получилось.








- Какие вопросы остались не раскрытыми?


- Сейчас Настя прочтет вам стихотворение, которое называется «Сосны, ели – хвойный лес»

Дети создают свои тексты.










Зачитываются 2-3 текста.








Вопросы, помещенные в колонку со знаком «?»

Чтение стихотворение заранее подготовленным учеником.

Личностные УУД:

Формировать умение выражать свое отношение теме, свои эмоции.

Регулятивные УУД:

Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию



Регулятивные УУД:

Формировать умение

выделять и осознавать учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Домашнее задание

- Найдите ответы на вопросы, которые сформулировали в графе «?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира

Содержание Введение 1. Понятие о педагогической технологии2 Технология "Развитие критического мышления"2.1 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»   ...

«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»

Обобщение опыта по теме:  «Технология развития  критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО М...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на заседании ШМО с целью познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления...